С 8 по 11 апреля в Беларуси работала миссия Всемирной организации здравоохранения, которая посетила нашу страну по приглашению руководства страны. Цель ее визита — оценить распространенность коронавируса и меры, принимаемые для борьбы с инфекцией. Представители ВОЗ посетили медицинские учреждения Минска и Минской области, а также Витебский регион. В субботу миссия ВОЗ поделилась своими выводами по итогам визита с журналистами.
Представитель ВОЗ в Беларуси Батыр Бердыклычев отметил, что миссии был предоставлен доступ ко всей необходимой информации, и ее члены могли вносить свои предложения и менять маршрут.
— Члены делегации обращали внимание на самые разные аспекты — эпидемиологический надзор, лабораторную службу, ведение пациентов, меры инфекционного контроля. Мы имели возможность встретиться не только со специалистами сектора здравоохранения, но и с представителями МВД, Департамента исполнения наказаний, также посетили учреждения Министерства труда и социальной защиты, — рассказал Батыр Бердыклычев.
Глава миссии ВОЗ Патрик О'Коннор отметил, что во время пребывания в Беларуси наблюдался стремительный рост случаев — в два раза каждые 2–3 дня.
— Беларусь входит в новую фазу — случаи заражения отмечаются на уровне сообществ. Ситуация вызывает беспокойство. Поэтому наши рекомендации всем странам таковы: сохранять приверженность и комплексный подход для сдерживания инфекции.
Он высоко оценил те меры, которые принимает Беларусь для выявления случаев, отслеживания контактов и изоляции инфицированных.
— Есть много стран, которые бы хотели оказаться на месте Беларуси. То, что делает Беларусь — отправная точка надлежащего эпиднадзора и понимание того, каковы масштабы эпидемии в стране. Беларусь должна продолжать делать то, что у нее хорошо получается.
Но в связи с тем, что Беларусь входит в новый сценарий, представители ВОЗ предложили добавить к уже предпринимаемым мерам физическое дистанционирование. Глава миссии подчеркнул, что это не обязательно предусматривает карантин. Физическое дистанционирование — это отказ от проведения массовых мероприятий, в том числе культурных и спортивных, избегание необязательных контактов, обеспечение карантина контактных лиц.
— Пора готовиться к худшим сценариям. Это будет забег на длинную дистанцию, а не спринт, — подчеркнул Патрик О'Коннор. — Нужно 12–18 месяцев, чтобы справиться с распространением инфекции. ВОЗ выражает свою поддержку Беларуси.
Отдельно затронули вопрос с чемпионатом Беларуси по футболу. Министр здравоохранения Владимир Караник заявил, что решение должно принимать Министерство спорта и туризма. Медики и эпидемиологи, в свою очередь, делают все возможное, чтобы минизировать возможность заражения: билеты продаются с рассадкой в шахматном порядке, всем участникам измеряется температура. В эпидопасных регионах матчи не проводятся. В частности, игра из Витебска была перенесена.
Инфицирован 301 медицинский работник
Владимир Караник сообщил, что на сегодня в Беларуси 301 инфицированный медицинский работник. Наибольшее их количество в Минске. Затем идут Витебск и Минская область. Все они чувствуют себя удовлетворительно. У кого-то болезнь протекает бессимптомно, у кого-то — воспаление легких. Что касается смерти медсестры и дезинфектора санитарно-эпидемиологической службы в Витебской области, то ведется расследование.
— Мы провели анализ по каждому случаю инфицирования. Наименьшее их количество как раз среди профильных учреждений, где персонал обучен. Проводим сейчас дополнительное обучение, призываем к более строгому выполнению всех требований безопасности. Наша промышленность наращивает объемы защитных средств, определенное их количество накоплено, — отметил министр.
Патрик О'Коннор, в свою очередь, отметил, что безопасность работников здравоохранения в Беларуси воспринимается как приоритет.
Медики часто становятся и контактами первого уровня. При этом с 25 марта их не госпитализируют. Владимир Караник прокомментировал ситуацию.
— Работники инфекционных больниц — в конце концов, все контакты первого уровня. Они продолжают работать под постоянным медицинским наблюдением с обязательным лабораторным контролем. При положительном тесте медик госпитализируется. Все используют средства защиты. У нас в каждом регионе имеются контакт-центры, где можно проживать, если врач не хочет идти домой, чтобы не стать источником возможного инфицирования близких.
Министр подчеркнул, что случаи заражения скорее возможны в непрофильных стационарах.
— Когда пациента, у которого впоследствии обнаружили коронавирус, привезли в больницу скорой помощи, контактными стали 47 медработников. Хорошо, что никто из них не заразился. Понятно, что нет смысла всех госпитализировать.
Патрик О'Коннор добавил, что в разных странах методы работы с контактами первого уровня отличаются и общих подходов здесь нет.
— Все должно быть в разумных пределах. Самое главное — выявлять случаи и тестировать контактных лиц, — сказал он.
Около сотни рабочих АЭС ждут результатов тестов
Министр здравоохранения прокомментировал ситуацию в Островце с российскими рабочими.
— Все пациенты (их около сотни), находятся под медицинским наблюдением. Не все с этим согласны, поэтому нам помогают сотрудники МВД держать ситуацию под контролем. Первый анализ проводили тестами иностранного производства, и они были положительные. Второй — с помощью тестов еще одной иностранной компании. Там получили отрицательный результат. Теперь направили все результаты в референс-лабораторию, чтобы перепроверить.
Владимир Караник: «Если увидим, что система не справляется, будем действовать жестче»
Владимир Караник сообщил, что уровни реагирования системы здравоохранения в условиях эпидемии уже несколько раз менялись.
— Сначала мы работали при отсутствии случаев COVID-19, действовали на границах по предупреждению завозов. После выявления первого завозного случая — по плану, который предусматривает не более 70 больных. Затем — от 70 до 450–500. Сейчас — свыше 500.
Министр рассказал, что имеется три категории источников инфекции. Прежде всего это завозные случаи (у нас они до сих пор имеют место, последние — граждане, вернувшиеся из Нью-Дели и Лондона). Также контакты первого уровня (а с учетом того, что сейчас тестируют больных двусторонними, тяжелыми и среднетяжелыми пневмониями, их контакты могут насчитывать сотни человек). И третья группа — случаи инфицирования без явного эпидемиологического очага.
— У нас сейчас имеются все три источника. К сожалению, видим и случаи из третьей категории, где явной передачи не установлено, но все равно проводим эпидрасследования, иногда вместе с сотрудниками МВД, что похоже на серьезную оперативную работу, — рассказал Владимир Караник.
Он сообщил, что под наблюдением дома находятся 3,5 тысячи контактов первого уровня. Еще 716 выписаны из больниц за последние сутки, 124 пока в стационарах.
Ситуация с пневмониями остается сложной в Витебской области и Минске.
— Цифры, которые имеем в этих регионах, не укладываются в сезонный подъем заболеваемости. Около тысячи больных пневмонией в Витебске на сегодня. В прошлом году в пик было 600. Ситуацию отслеживаем ежедневно. Больных типируем на COVID-19, причем это не мазок, а промывные воды бронхов и мокрота, — отметил министр.
Он проинформировал, что в ближайшие 10 дней в стране появятся экспресс-тесты для выявления COVID-19. Это будут импортные тесты. А возможности лабораторной диагностики будут постепенно увеличиваться. Сейчас в Беларуси действует 13 лабораторий, при необходимости их количество вырастет. В стране имеется 200 тысяч тест-систем (С учетом 50 тысяч полученных на прошлой неделе). Парк наркозно-дыхательной аппаратуры составляет 3,5 тысячи единиц.
— 44 пациента с коронавирусной инфекцией сейчас подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких. Всего у нас в стране 111 пациентов на настоящее время нуждаются в ИВЛ (послеоперационные больные и другие). Мы постоянно оцениваем наши ресурсные возможности, и если увидим, что система здравоохранения не справляется, будем действовать жестче, — подчеркнул министр. — Мы все — медики, госорганы, население — в одной лодке. Если вы снизите количество необязательных контактов на 25 %, это сделает крайние меры необязательными, а если на 50 %, то велика вероятность, что медучреждения пройдут эпидемию без перегрузок.
Елена КРАВЕЦ
Проект чрезвычайно важен социально, но не только...
Более 1410 тематических конструкций появится на улицах столицы
Корреспонденты «Звязды» вместе с сотрудниками ГАИ понаблюдали, как минчане пользуются средствами персональной мобильности.