Вы здесь

В ожидании Благодатного огня


Сегодня многие говорят об апокалиптических временах, о том, что есть признаки конца света. Некоторые с тревогой и волнением ждут Благодатного огня: что будет, если он не сойдет? Иерусалимский Храм Воскресения Христова, где ежегодно накануне православной Пасхи в Великую Субботу происходит это чудо, сегодня закрыт для посетителей из-за коронавирусной инфекции. Как и много других библейских мест, по которым мне посчастливилось прошлой осенью проехаться в составе интернациональной белорусско-украинской паломнической группы.


Наследие Бога

Часть храмового комплекса на горе Сион.

Не могу себе представить этот главный для верующих христиан всего мира храм пустым. До сих пор живу под влиянием тех впечатлений, когда с трепетом в сердце — а в библейских местах это чувство возникает постоянно — ходила по громадному прохладному даже в 30-градусную жару храмовому комплексу, опускалась на колени перед камнем Помазания, куда положили снятого с Креста Христа, поднималась на Голгофу, где он был распят, прикладывалась к каменному ложу, где он лежал одетый в саван и с которого воскрес «на третий день по писанию».

Вообще, Иерусалим — город необычный, неслучайно его название переводится с иврита как Наследие Бога. И судьба его тоже символична. Он неоднократно разрушался и отстраивался заново. В четвертом веке, когда христианская вера стала разрешенной религией в Римской империи и было решено на библейских местах строить храмы, на Святую Землю прибыла императрица Елена, которая в течение своей жизни вместе с сыном Константином будет опекать эти священные места. За 100 лет здесь было построено более 400 храмов и монастырей. Но проходит время, на эту землю вторгается Османская империя и начинает разрушать храмы. Новый подъем христианства наступает с приходом крестоносцев — они восстанавливают разрушенные храмовые комплексы и возводят новые. Но уйдут крестоносцы, и снова начнется эпоха разрушений. Борьба за право владеть самым этим местом на земле продолжается и сегодня. Это видно по блокпостам в местах Палестинской автономии, по бетонным стенам, которые разделяют мусульманские и еврейские кварталы. Хотя, если честно, на это обращаешь внимание, только когда говорит наша гид Александра. Город манит своей таинственной 6000-летней историей, архитектурной харизмой, самим местом расположения. Это почти 800 метров над уровнем моря. Вообще, когда путешествуешь по старо- и новозаветным местам, очень часто закладывает уши. Автобус то спускается вниз, например, к Мертвому морю (на 400 метров ниже уровня Мирового океана), то поднимается наверх. Это тебе не европейская долина, это — страна гор.

За стенами Старого города сохранились постройки времен Османской империи XVІ века, еще дальше — находится Новый город, где стоят здания ХІХ века, еще дальше — современный. Но, как рассказывает наша гид, есть определенный стандарт в застройке Иерусалима. Он весь облицован иерусалимским камнем — дома до ХІХ века были полностью из него построены, а современные им облицовываются. И получается, как в той песне: «Под небом голубым есть город золотой». В Старом городе мусульманский, христианский, иудейский, армянский кварталы четко обозначены, а в современных районах уже никаких границ нет. Сегодняшний почти 900-тысячный Иерусалим — город индустриальный, с современными зданиями, инновационными предприятиями. Несколько лет назад в Иерусалиме появились трамваи. Там, где сейчас проходит трамвайная ветка, раньше была линия прекращения огня, стояли противотанковые ежи и была натянута колючая проволока, обращает внимание Александра. И рассказывает интересную историю о том, как однажды ей сначала приснился сон, а потом все это произошло на самом деле. Две пожилые паломницы отстали от группы, а когда нашлись, объяснили, что просто катались на иерусалимском трамвае.

Дорога жизни

Она, оказывается, была не только в блокадном Ленинграде, но и на Святой земле. В течение двадцати лет — с 1948-го до 1968-го — путь из Тель-Авива в Иерусалим называли именно так. Ведь пройти или проехать по нему мог не каждый. Сегодняшняя дорога, говорит наш гид, спокойная, но совсем не похожа на ту, какой она была 2000 лет назад. Сегодня из окна автобуса мы наблюдаем выжженную солнцем пустоту с редкими рукотворными посадками. Где тот библейский оазис с оливками и виноградниками? Нет и ливанского кедра, почти исчезли средиземноморские дубы, которые ранее покрывали склоны Иудейских и Галилейских гор. Остались в прошлом хевронские дубравы, в чаще которых разбил свой шатер отец Авраам. Склоны дороги были совсем другими, когда по ней спешила из Назарета в Горний град Иудин Богородица — шла к своей кузине Елисавете, чтобы рассказать о той счастливой весточке, которую ей принес архангел Гавриил, о рождении Сына Божьего Иисуса Христа. Праведная Елисавета — мать Иоанна Предтечи, которого мы знаем еще и как Иоанна Крестителя — приветствовала ее пророчески: «Прийдеше ко мне Матерь Господа моего». Они встретились возле водоносного ручья, который сегодня находится на территории Горненского православного монастыря Русской духовной миссии.

Гефсиманский сад, где схватили Христа, когда он молился.

Мы были здесь в начале октября, когда все вокруг благоухало сочными летними красками. Монастырь напоминал зеленый остров после той выжженной пустоши, по которой мы ехали. Спуски, подъемы, увитые южными растениями переходы, посаженные заботливыми руками обитательниц цветы, экзотические кактусы размером с человека — все здесь впечатляет своей красотой. Именно на этих территориях находился сад родителей Иоанна Предтечи. Сам дом, где жило семейство, находится за пределами современного Горненского монастыря. Этим участком владеет сегодня орден францисканцев. Зато на территории монастыря есть камень, с которого Иоанн Предтеча говорил свою первую проповедь. Он находится рядом с храмом Казанской Божьей матери.

Но вернемся вновь на ту дорогу, которая помнит не только стопы ног Богородицы, но и ее божьего сына — Иисуса Христа. По ней он поднялся со своими учениками в Иерусалим. Когда он въезжал через Золотые ворота на осле в город, его встречали счастливыми криками и махали пальмовыми ветвями. А через несколько дней — распяли...

Монах с обличьем Иуды

Два дня назад православные христиане отмечали Великий четверг, который еще называют Чистым. Это тот день, когда церковь вспоминает о Тайной вечере. Помните картину Леонардо да Винчи, где Иисус сидит с учениками за столом, а на заднем плане три арочных окна и через них просматривается гора? Это Масличная гора, а действия происходят на горе Сион в доме Иосифа Аримафейского. Того самого, который выкупил распятое тело Христа и похоронил его в своей пещере. Именно в его доме состоялась последняя трапеза Христа с учениками и было установлено таинство Евхаристии (Причастия).

Александра предупреждает, что вся застройка — времен Османской империи.

— Эти стены турецкие — XVІ век, — уточняет она. — Границы города того времени они, к сожалению, не отражают. Город шел ниже и охватывал всю нижнюю часть.

На горе Сион находился также дом любимого ученика Иисуса — Иоанна, которому он, будучи на Кресте, передал опеку над матерью. Здесь же дом Каиафы, куда привели на допрос арестованного в Гефсиманском саду Иисуса. Сохранились остатки этого здания и даже колодец, по которому на веревке поднимали в зал суда схваченного Христа. Когда на Святую Землю пришла императрица Елена, она восстановила весь этот огромный комплекс зданий, и он находился непосредственно под ее опекой. К сожалению, турки его не пощадили. Даже дом, на втором этаже которого состоялась Тайная вечеря, был превращен в мечеть. Здание, собственно, и сохранилось только потому, что нижняя часть его считалась гробницей Давида — мусульмане его почитают как пророка.

Въезд Христа в Иерусалим.

Мы идем на второй этаж здания, чтобы проникнуться духом того места, где происходила Тайная вечеря. Сразу же бросается в глаза то, что никаких окон, как на картине Да Винчи, здесь нет. На этом месте вообще глухая стена. Александра предлагает вспомнить, кто из апостолов на картине всемирно известного художника изображен на первом плане и более выразительно. Это, конечно же, Иуда. Она делится историей написания этой картины, которую ей рассказал один священник. Леонардо очень быстро удалось написать образы всех апостолов. В соседнем монастыре он нашел монаха, глаза которого светились, и лик Иисуса получился просто замечательно. Вот только с Иудой ничего не выходило. Прошло несколько лет, фреску нужно было уже сдавать, а Леонардо все никак не мог найти образ. Неожиданно в одной из городских канав он увидел горького пьяницу, которому и предложил за небольшую сумму попозировать. Тот согласился. Когда работа была сделана, незнакомец спросил, узнал ли его Леонардо. Тот только отрицательно покачал головой. Оказалось, что перед ним был тот самый монах, с которого он писал Иисуса.

— Все мы идем дорогой отступников. Всем нам кажется, что мы где-то там, высоко, а место нам — как на этой фреске, — философски замечает Александра.

Кстати, апостолы еще раз соберутся в этой комнате за столом, но уже после Вознесения Христа. Они пришли сюда праздновать Пятидесятницу — праздник, когда Моисей на горе Синай впервые получил 10 заповедей. Здесь апостолам было явление Святого Духа, здесь они заполучили дар знания разных языков, отсюда они пойдут проповедовать учение Христа.

Судьба первых апостолов была мученической. Их преследовали, распяли, сжигали на кострах, освещая ими Рим. Но вера Христа живет и сейчас. Как сказал наш знаменитый белорусский архимандрит Савва (Мажуко): «Пасха неизбежна. А это значит, что каждому предстоит пройти свою голгофу, вынести поцелуй своего иуды, выпить до последней капли все то, что доверил мне пережить мой Создатель. Но все непременно закончится Пасхой Воскресения и торжества жизни и правды...»

Нелли ЗИГУЛЯ, фото автора

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.