Вы здесь

Как белорусы из Грабовки Мавзолей строили


Сегодняшний Мавзолей Ленина в Москве возник не сразу. Вначале были другие. И только позже появился на Красной площади сегодняшний. Возводили его многие строители, людей требовалось много. Из всех желающих отбирали, видимо, тех, кто умел и хотел работать добротно. Среди таких были и умельцы кладки из Беларуси. Но что особенно впечатляет — это были строители не из Минска, не из какого-нибудь областного центра, а из не очень заметной белорусской деревни Грабовка, что в Гомельском районе. Значит, мастерство их было таково, что отборщики не побоялись предложить такую ответственную работу.


Так случилось, что я, будучи учеником Сновской средней школы на Несвижчине (окончил 11 классов в 1966 году), подзадоренный нашими учителями-краеведами Иваном Иосифовичем Калошей (преподаватель белорусской литературы) и Петром Ивановичем Позняком (учитель черчения), активно присоединился к краеведению. Не отрекся от него и когда стал студентом филфака БГУ. И как-то неожиданно меня зацепила история строительства московского мавзолея Ленина. Где-то услышал, что там были и строители из Беларуси. Занялся поисками. Оказалось, правда. Кое-что выяснил, нашел некоторые фамилии. Подогретый таким счастьем, сразу же написал письма. Вскоре я получил ответ от Никиты Кузьмича Фоменкова из той самой деревни Грабовка, что возле Гомеля. Завязалась переписка.

Никита Кузьмич 24 июля 1966 года писал: «В 1929 году мы поехали работать в Москву по вызову. Мы поступили прежде на одну стройку, закончили ее, и работы больше не было. И стали наши каменщики разъезжаться кто куда. Часть грабовцев поехали в Оршу, другие поехали в Могилев. А мы, 9 человек односельчан, остались в Москве. Мой товарищ Башлаков Артемий Трофимович поехал по Москве искать работу. Приезжает вечером и говорит: работу нашел на Красной площади, делать большой памятник великому нашему вождю Владимиру Ильичу Ленину, Мавзолей. Мы сказали: очень приятно. И назавтра утром взяли инструмент — и на трамвай, и поехали на Красную площадь. Приехали, пошли в контору зарегистрироваться. Прораб объяснил нам расценки, и мы натянули шнур. Ширина стены была полтора метра, кирпич был отборный, цемент первый сорт. Команда была: приступить к работе. У меня сразу появилась какая-то такая тревога. Я сейчас буду брать первый кирпич и начинать памятник нашему мировому вождю Ленину. Забилось сердце, стало как-то тревожно, и я заложил на цемент первый кирпич Мавзолея. ...Мавзолей мы закончили за три месяца, нашу артель перевели в Кремль. Там мы делали машинное отделение. Потом нас перебросили на планетарий, там закончили работу. И стали уже морозы, и мы уехали домой. Меня и моего товарища Артемия Башлакова оставляли в Кремле навсегда, потому что мы были хорошие специалисты. Но мы не остались. Из тех строителей мы остались в живых втроем. Я, мне 70 лет. Стаховцов Спиридон, 92 года. Башлаков Артемий, 72 года. Я и Стаховцов Спиридон живем в Грабовке, а Башлаков Артемий живет в Минске. Остальные разбиты на войне, а другие умерли по старости. Товарищи комсомольцы, живу я пока в Грабовке, и еще кельму из рук не выпускаю, работаем в совхозе «Каменный амбар». Я получаю пенсию маленькую, 19 руб. 60 коп. Проработал я по каменной работе уже 50 лет, так что для меня эта пенсия обидная. Прошу вас, уважаемые комсомольцы, попробуйте вы. Вы, наверное, в курсе дела, вы знаете, куда это нужно обратиться, чтобы мне выдали какое-то поощрение. Насчет справок, у меня была справка со штампом постройки мавзолея Владимира Ильича Ленина. И расчетная книжка из Мавзолея, что я получал деньги. Документы эти забрали у меня в Гомеле, в студии. Я там выступал по телевидению»…

Вместе с этим письмом Никита Кузьмич Фоменков прислал свое фото — в огородных кустах стоит бравый дядя в шляпе, под галстуком. На снимке надпись: «На добрую память уважаемым комсомольцам. Вы, дорогой Анатолий, просили мою фотографию, я вам высылаю. Я, Никита Кузьмич, первый строитель Мавзолея. Прошу вас, Анатолий, постараться обо мне насчет добавки пенсии».

Заместитель директора по воспитательной работе Грабовского детского сада — средней школы Слепенкова Оксана Анатольевна вспоминала:

«В нашей школьной музейной комнате собран интересный материал о строителях Мавзолея. Дело в том, что строили его мастера из деревни Грабовки, наши земляки. Время не сохранило имена всех строителей. Нам известны 12 членов Грабовской бригады: Григорьев Петр Андрианович, Григорьев Никита Петрович, Фоменко Кузьма Васильевич, Башлаков Артем Трофимович, Чачин Иван Демидович, Фоменко Никита Кузьмич, Стаховцов Спиридон Яковлевич, Стаховцов Яков Спиридонович, Башлаков Иван Кузьмич, Фоменко Тимофей Кузьмич, Чеченков Марк Симонович, Чеченков Роман Гаврилович. Свое умение грабовские мастера передавали из поколения в поколение. Они строили Новгород, Ростов, Одессу, Гомель, Петроград, Слуцк, Киев и другие города».

Что наши мастера были не хуже, а даже лучше других, свидетельствуют и некоторые газетные публикации-воспоминания. Самая главная на то время советская газета «Правда», публикации которой считались безупречными и чрезвычайно «правильными», в номере за 14 декабря 1978 года поместила материал А. Абрамова, в котором писала: «Летом 1979 года исполнится 50 лет со времени начала строительства гранитного Мавзолея В. И. Ленина. До этого существовали две временные усыпальницы великого вождя: сосновый Мавзолей, сооруженный в траурные дни января 1924 года за трое суток, и сменивший его дубовый, простоявший с весны 1924 года до лета 1929-го».

Но после решили возвести более надежный и качественный. «Автором проекта гранитного Мавзолея, как и двух предыдущих, был академик А. В. Щусев. А сооружал его трест Мосстрой под руководством прораба И. В. Певзнера. Усыпальницу вождю строили московские землекопы и штукатуры, гомельские каменщики, тверские гранитчики...»

Обратите внимание на незначительную, на первый взгляд, детализацию, которая, тем не менее, дает четкое представление о мастеровитости наших строителей. Только жители Грабовки были каменщиками, другие же выполняли другие работы. Значит, грабовцы имели преимущества в мастерстве. Оказалось, не только строительными способностями обладали грабовцы. Умели многое другое. Даже петь замечательно. Разве не удивительно, что бывший каменщик Артем Трофимович Башлаков вскоре стал выдающимся певцом? Профессионально работал в Белорусской государственной филармонии, а после пел на самой главной белорусской сцене — Большого театра оперы и балета Беларуси.

О гомельских строителях Мавзолея газета «Правда» писала и в номере за 23–26 января 2004 года. Много интересных деталей вспоминает автор Анатолий Воробьев после своей поездки в Грабовку и встреч с грабовскими мастерами.

«Утром грабовцы — каждый со своим, давно прилаженным к руке, инструментом — явились на Красную площадь. Фундамент под здание Мавзолея, уже зацементированный, был укрыт от солнца рогожкой...

Пришел десятник Аристарх Наумов, развернул рогожку и дал каждому каменщику по кирпичу с углублением, заполненным вязким, как пластилин, веществом. Каждый нацарапал на нем свою фамилию, а Никита Кузьмич Фоменков от себя добавил строчку: «Товарищ Ленин, ты всегда живешь».

Десятник взмахнул рукой: дескать, начинай! Перекрестился Петр Андрианович Григорьев — таков был старый обычай начинать всякое доброе дело, — разровнял мастерком раствор и положил свой кирпич как по струночке. За старшим артели уложили каждый свой кирпич остальные...»

«...Через пятьдесят лет приехал из Грабовки в Москву единственный оставшийся в живых артельщик Никита Кузьмич Фоменков, чтобы от всех грабовцев поклониться Ильичу и заодно посмотреть, каков он теперь, Мавзолей. Приехал Никита Кузьмич в Белокаменную, сдал свой чемоданчик в камеру хранения и явился на Красную площадь. Очередь к Мавзолею — конца не видать. Такую очередь ему в его восемьдесят с лишним лет не выстоять. Попробовал было протиснуться без очереди — не вышло: милиционер остановил. Как бы в оправдание вынул Никита Кузьмич из кармана пиджака свою старенькую расчетную книжку, где в графе «Место работы» написано: «Постройка Мавзолея В. И. Ленина», и бережно протянул ее милиционеру. Тот пролистал книжку и вскинул руку под козырек, отдавая честь старому мастеровому. Фоменкова тут же пригласили в комендатуру Кремля.

— Приняли там меня по первому сорту! — рассказывал мне Никита Кузьмич. — Усадили за стол, угостили чаем с печеньем, потом долго расспрашивали, как строился Мавзолей. А после беседы провели меня в Мавзолей, и я посмотрел там все, что хотел. Помолчал, припоминая подробности своего посещения Москвы, и, довольный, заключил:

— Красивый мы построили Мавзолей!»

Такая вот история. На сегодняшний день для кого-то, может, не слишком значительная. Но она, как по моему мнению, из той категории, которую я часто пропагандирую на своих встречах с читателями. Наши белорусы во все времена были талантливыми людьми, умели все то, что и их европейские коллеги, а иногда получалось даже лучше. Вспомним хотя бы один пример с московской демонстрации умения белорусских мастеров. Это их руками сооружено и отделано многое из кремлевских ценностей. Некоторое время об этом не очень охотно говорили, как и о том, что в XVII веке каждый десятый житель Москвы был выходцем из белорусских земель. Конечно же, ехали туда не годиться, а те, кто был востребован, чья мастеровитость в разных сферах способствовала развитию Москвы как современного не только на тот период города.

Что это не сегодняшний вымысел, свидетельствует сам некогда «непогрешимый историк», отношение к деятельности которого сегодня неоднозначное, профессор БГУ Лаврентий Абецедарский в своей книге «Белорусы в Москве ХVII в. Из истории русско-белорусских связей», вышедшей в издательстве университета в 1957 году.

Анатолий БУТЕВИЧ

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.