Вы здесь

Деревня-мемориал. За пару лет в Заречье создали памятный комплекс в честь земляков-участников войны


Заречье уникально уже тем, что эта маленькая деревушка, которая постепенно и неумолимо исчезает по причине почтенного возраста своих жителей, вдруг стала деревней-мемориалом. За какие-то пару лет местные выходцы-энтузиасты создали памятный комплекс в честь земляков — участников войны. Совсем недавно вошла в строй очередная его часть — часовня, где будут проводиться поминальные службы.


Памятная аллея.

Фотоснимки старого стенда

Но обо всем по порядку. Самая молодая жительница Заречья Таисия Александровна суббота отметила 79-й день рождения. Она считается старостой деревни, в которой постоянно живет с десяток человек. Таисия Александровна очень гордится тем, что у них появилось такое памятное место. Рассказывает, как летом была у доктора в Пружанах, а обратно возвращалась на такси: «Так этому парню-водителю сказала, чтобы дальше проехал, развернулся возле нашей главной аллеи — все для того, чтобы и он увидел ее». Таксист так и сделал, и все так делают, кто сюда приезжает. Здесь наши земляки на портретах, молодые, красивые».

Всего из небольшой Пружанской деревни на войну пошли 59 мужчин, 27 не вернулись. Теперь их портреты образовали главную мемориальную аллею... А те, кому посчастливилось вернуться, в основном работали в колхозе. В хозяйстве и погибших фронтовиков, и живых участников войны всегда ценили. В свое время колхозный парторг собрал по домам фотографии участников войны и разместил их на стенде под названием «Вечная слава героям».

Стенд долгое время висел в «красном уголке» колхозного двора, где собирались по праздникам. А потом многое изменилось, началась реорганизация, бывший колхозный двор пришел в упадок, фермы стали закрывать, постройки — сносить. Однажды выходец из этой деревни Георгий Швед случайно зашел в бывший «красный уголок» и ужаснулся. Стенд валялся на полу, по нему ходили. Георгий Ярославович забрал те снимки домой. С этого и начался небольшой музей, который он оборудовал в родительском доме.

Не раз прикидывал, как лучше увековечить память земляков. На одном из праздников деревни поделился своими мыслями с односельчанином Михаилом Куцем.

От идеи до бизнес-плана

— Мне тогда его слова сразу в душу запали, — говорит Михаил Михайлович. — Я стал размышлять, советоваться с коллегами, членами семьи, как сделать, чтобы не пропала память о людях деревни. Странная вещь: чем больше живешь и больше отдаляешься от родных мест, тем больше сюда тянет.

Михаил Куц вспомнил, как тяжело работали его родители. Мать дояркой была, коров вручную доила, ему, мальчишке, приходилось не раз ей помогать. Насмотревшись на такую судьбу, Михаил и его ровесники старались поскорее покинуть деревню. После окончания школы поступил в военное училище, служил по всему бывшему Союзу, потом осел в Бресте, сейчас у него небольшой бизнес. Отец Михаила Михайловича тоже воевал, но, к счастью, вернулся. И отец жены фронтовик. Так что для семьи тема Великой Отечественной — особая.

Родителей давно нет, но на день деревни всегда старались приезжать в Заречье. А когда однажды на праздник Георгий Швед выставил щит со снимками, которые он подобрал на колхозном дворе и реставрировал, то люди от них не отходили. Многие узнавали своих родственников, соседей, плакали, звали внуков, показывали портреты. Вот тогда Куца словно осенило, в голове возникла картинка с будущим мемориалом. Он и взял на себя львиную долю будущих расходов.

Михаил Куц (слева) и Георгий Швед

Арка и часовня

Прежде всего были изготовлены мемориальные доски с портретами погибших земляков. Их разместили в виде аллеи, в конце которой установили памятный знак-арку с колоколом. Справа от арки, как уже говорилось, возвели часовню. Ее купол, внутреннюю начинку подготовили в Бресте, а сюда привезли готовые компоненты и смонтировали.

Со временем в Заречье намерены оборудовать стоянку для машин. По словам предпринимателя, здесь еще будет сквер с деревьями, в центре поставят несколько столов, скамейки, чтобы на тот же праздник деревни можно было всем присесть, поговорить, вспомнить земляков.

— На открытие мемориала съехалось несколько сотен выходцев из Заречья. Были гости не только из разных городов Беларуси, но и из стран зарубежья, — рассказывает председатель Великосельского сельского совета Татьяна НОВИЦКАЯ. — Дочь фронтовика Ивана Гука Ольга Ищенко приехала из Одессы. Ее отец погиб в конце зимы 1945-го. Оленьке тогда был только годик. Похоронен где-то в Восточной Пруссии. Ольга Ищенко на открытии сказала: «Пока жива, буду сюда приезжать».

— Ну, сейчас по известным причинам не можем точно сказать, будет летом день деревни или нет, — продолжает глава местной власти. — Но мемориал мы поддерживаем в порядке всегда, территория убирается. В этом помогает Таисия Александровна Суббота.

Чтобы жила память

...Мы стояли с Михаилом Куцем и Георгием Шведом возле первой мемориальной доски на аллее. На ней — портрет Николая Гука. Указаны его годы жизни: 1926–1945. Солдат погиб в январе, вполне вероятно, что до своих девятнадцати он не дожил. Портрет Николая поставили первым неспроста: он стоит сейчас аккурат напротив своего дома, откуда его проводили на войну. Призыву подлежали юноши с 18 лет. Многие его ровесники, юные, неопытные, погибали первыми. То есть не родились их дети, остались безутешными матери.

Михаил Куц говорит: «Деревни скоро не будет как населенного пункта, но мы должны сохранить ее для себя, своих детей, внуков. Кто-то же и после нас обязательно пройдет-проедет, кто-то цветок положит на 9 Мая. После нас, надеюсь, потомки подхватят эстафету, не забудут сюда дорогу. Те из нас, чьи отцы и деды пришли с войны, в долгу перед ними, такими как Николай Гук».

Светлана ЯСКЕВИЧ, Пружанский район

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.