Вы здесь

Милицейская династия из Могилева рассказывает о своем героическом родственнике Еремее Курченко


Подполковников милиции Наталью Нагорную и Викторию Нечаеву многое объединяет. Они родные сестры, обе работают в Могилевском институте МВД и являются продолжательницами милицейской династии, которая, считай, ровесница Победы. Основателем стал их мужественный дед, участник Великой Отечественной войны, командир партизанской разведроты, один из ликвидаторов крупной банды Пелинка, которая в последний год войны бесчинствовала в Полоцком районе. Сестры не могли выбрать другую профессию, ведь всю жизнь росли на примерах своих предков-фронтовиков — Еремея и Прасковьи Курченко. А еще материЛилии Хортовой. Она у них, кстати, тоже подполковник милиции.


Еремей Курченко всегда считал День Победы главным праздником. 2006 год

Первый бой

Героического деда Еремея нет в живых уже 10 лет, еще раньше ушла из жизни его верная спутница Прасковья. Но память о них в семье сохраняется и передается из поколения в поколение. Наталья Нагорная написала большую работу по воспоминаниям своих деда и бабушки для института. Там много интересных фактов из их биографии. Например, как в диверсионную спецшколу, где учился Еремей Курченко, приезжал первый секретарь ЦК КПБ Пантелеймон Пономаренко. Именно от него молодой командир вместе с другими сослуживцами получил приказ вести беспощадную борьбу с оккупантами. И это их, молодых красноармейцев, очень вдохновило. Был 1942 год, а перед этим Еремей Курченко успел повоевать и получить серьезное ранение.

— Войну дед встретил в военных лагерях «Красные струги» под Псковом, где служил помощником командира взвода 3-го моторизованного полка, — говорит Наталья. — Он часто рассказывал нам, как все начиналось. В тот день он был дежурным по полку. На рассвете из штаба дивизии к ним приехал связной с пакетом. Сказал, что должен передать его непосредственно в руки командиру, под роспись. Когда командир разорвал пакет и прочитал, он закричал: «Объявляем тревогу! Боевую! Война!» А 23 июня полк уже вступил в свой первый бой. Из роты, где служил дед, осталась лишь четверть бойцов. Отступали с боями. В одном из них под Псковом дед получил серьезное ранение. Около полугода провел в больнице, вышел из нее на костылях с заключением, что «ограниченно годен к строевой службе в Вооруженных Силах».

Некоторое время Еремей Курченко готовил учебные роты пулеметчиков, а в апреле 1942-го был направлен на специальные курсы по подготовке кадров для партизанских отрядов и организаторских групп в Муром. Эти курсы носили название Особого белорусского сбора, так как там было много белорусов. Они осваивали тактику партизанской борьбы, стрелковое оружие, занимались изучением подрывного дела, топографии, практиковались в стрельбе, учились уничтожать средства связи, транспорта, поджигать склады, базы, громить штабы и командные пункты, разрушать железные дороги, устраивать аварии вражеских воинских эшелонов...

Семейная династия: Виктория Нечаева, Лилия Хортова и Наталья Нагорная.

Их познакомила война

Война перевернула жизнь людей: у многих забрала родных, а вот Иеремею с Прасковьей посчастливилось найти друг друга.

— Мои дед и бабушка встретились именно на войне, — рассказывает семейную историю Наталья. — После диверсионной спецшколы в Муроме дед был назначен командиром одной из ста диверсионных групп, которые были направлены в разные уголки Беларуси. За два дня до отправки в его группу была командирована Прасковья Демидова — тоже слушательница похожих курсов, но в Москве. Она потом и стала его женой. Вместе они шли к месту дислокации в Климовичские леса. Там они объединились с группой Владимира Маркова, их общий отряд назывался «За Родину». Дед в нем был командиром разведроты. В нее входила и моя бабушка. Он неоднократно ее спасал. Еще тогда, когда они шли к точке назначения, приходилось, как они вспоминали, преодолевать много рек и речушек. В одной из них тонула Прасковья, а он ее вытащил.

А однажды Прасковья едва не погибла во время выполнения боевой операции по подрыву железной дороги. Немцы вдоль дороги спилили весь лес, остались одни пни и кусты. Когда диверсанты уже сделали свое дело и шли в лес, Прасковья запуталась в кустах и не могла самостоятельно освободиться. Она уже прощалась с жизнью, когда ее хватились, и Еремей сам на коне прискакал на ее поиски.

— Это была настоящая любовь, у них не было ничего из материального, какого-то там имущества. Они жили чувствами. Я помню, как пара рассказывала, что, когда поженились, на одной шинели спали, другой накрывались, — рассказывает Наталья. — Они еще в партизанском отряде решили, что если выживут, то останутся вместе. Так и вышло. Вместе они прошли тяжелые военные годы, в браке прожили 56 счастливых лет мирной жизни.

Бабушка Прасковья Курченко.

Профессию выбрали осознанно

В сентябре 1943-го, когда освобождали Климовичский район, в партизанском отряде «За Родину» было уже более 500 человек, хотя все начиналось с нескольких десятков.

За пять месяцев 1943 года разведрота Еремея Курченко подорвала шесть вражеских эшелонов, 220 рельсов, повредила семь километров связи, в боях и засадах уничтожила 120 гитлеровцев. За свой боевой путь в годы Великой Отечественной Еремей Николаевич был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «Партизану Великой Отечественной войны I степени». Его жена Прасковья также получила боевую медаль «Партизану Великой Отечественной войны I степени».

После освобождения Климовичского района Еремей и Прасковья остались в Климовичах. Здесь и началась милицейская биография Еремея Курченко. В 1944 году он в составе 75 сотрудников милиции Могилевщины был направлен для борьбы с крупным бандформированием в Полоцкую область. Многие не вернулись после этого на родину. Но Еремею Николаевичу посчастливилось. С 1948 года и до самого увольнения в запас работал в Костюковичском РОВД.

— Дед много рассказывал о том, как был участковым, — вспоминает Наталья. — Ему приходилось выступать и за следователя, и за оперуполномоченного. Обслуживал аж 67 населенных пунктов! Не удивительно, что мы со средней сестрой выбрали эту профессию. А вот младшая, Мария Чухонская, стала врачом. Также ответственная должность. Особенно сейчас. Дед наказывал нам всегда работать честно, не брать никаких благодарностей и подачек. Говорил, лучше огурец с картошкой, чем сделки с совестью. Его дочь, наша мать, Лилия Хортова, 26 лет отдала службе в органах внутренних дел.

Семейные традиции

Медали, наградные письма бабушки и деда — все это бережно хранится в домашнем архиве Натальи, ее сестер и матери. Во время переездов много трофейных вещей времен войны было потеряно. Лилия Еремеевна вспомнила, что у матери был даже дамский пистолет Вальтер, но она выбросила в речку, когда к нему стал проявлять интерес ее сын. Но главное не вещи, а то, что живет память. Лилия Еремеевна, когда училась в вузе, писала курсовую работу по истории партизанского отряда, где воевали ее родители. Воспоминаниями о встречах деда и бабушки с однополчанами поделилась и Наталья:

— Дед с бабушкой ежегодно ездили в урочище Хоровынь, где воевали, на встречи с однополчанами, и меня однажды взяли. Я была совсем еще подростком — всего 10 лет. Но очень хорошо помню те землянки, боевую поляну, где ветераны собирались и вспоминали былое. Сидели до самой темноты. На встречи приезжал и командир отряда Владимир Марков, который потом стал генералом. Осталось много фотографий с тех встреч.

Для Натальи, ее матери и сестер праздник Победы — особая дата.

— Мать мне говорила, что все военное время мечтали: если выживут, большего праздника у нас не будет, — говорит Лилия Еремеевна. — Голодать ей приходилось долго. Мечтала даже о картофельных кожурах. Говорила, что, если бы кто-то тогда дал их наесться вволю, руки бы целовала.

Наталья и ее сестра Виктория живут в Могилеве, а вот мать часто бывает в родительском доме в поселке Мирный Могилевского района. В память о победе Лилия Хортова всегда накануне праздника вывешивает флаг. Это самая главная традиция, которую хранили ее родители и Лилия прививает своим детям. И они обещают ее тоже сохранить.

— Мы низко преклоняемся не только перед нашими родными, но и всеми участниками той войны, — говорит Наталья. — В нашей семье к славному прошлому предков относятся и будут относиться с гордостью и волнением! И эти чувства мы передаем сейчас своим детям.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото из архива Натальи НАГОРНОЙ

Название в газете: Дынастыя Ерамея

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.