Вы здесь

Валентий Ванькович (1800–1842)


Валентий Ванькович принадлежал к плеяды художников, которые считали творчество духовной миссией по совершенствованию человека, возвышению его души. Поэтому человек и стал главным героем его произведений.


Способности к изобразительному искусству Валентий проявил уже в детстве, рисовал все, что видел. Отец, председатель Минского главного суда Мельхиор Ванькович, отдал 12-летнего сына на учебу в Полоцкую иезуитскую академию на факультет свободных наук и древних и современных языков. Но душа мальчика тянулась к живописи. Пораженный картинами из богатой Академической галереи, он твердо решил стать художником и создавать такое же великолепие.

В Академии парень научился отлично рисовать, чем впечатлил преподавателей живописи Вильнюсского университета-таких мэтров, как Ян Рустем и Ян Дамель. Еще больше были впечатлены студенты, которым не верилось, что 16-летний юноша из провинции может делать это так «хорошо и правильно». А учились вместе с Ваньковичем те, чьи имена впоследствии войдут в историю белорусского искусства, — Михаил Кулеша, Винцент Смоковский, Канут Русецкий и другие.

Признание Ваньковича как художника пришло после картины «Филактет на острове Лемнос», — он получил первую премию за лучшую композицию. Валентий начинает показывать свои работы на выставках, например, в 1820 году на выставке в Вильнюсском университете экспонировались картины маслом «Старый», «Певчие», «Автопортрет».

В виленский период раскрылся талант Ваньковича-портретиста. Он пишет этюдные портреты своих друзей: Адама Мицкевича, Франтишка Малевского, Юлиана Корсака, Эдварда Ромера, Александра Одынца, которые впоследствии принесут славу и своей альма-матер, и Беларуси. В этих портретах уже проявился творческий стиль Ваньковича: художник тщательно прорабатывал лицо, стремился показать своеобразие человека, раскрыть его внутренний мир, изобразить индивидуальность черт характера и настроение.

Художественное образование Ванькович продолжал получать в Императорской Академии искусств, куда его в 1824 году приняли по ходатайству Совета Виленского университета, при этом Валентия сразу зачислили на старший курс натурного класса. Успехи его в обучении были отмечены сначала серебряной медалью, а после и золотой. Профессора-учителя удивлялись умению Ваньковича сочетать свет и тени, точно передавать натуру. Рисовал он быстро и легко — дипломную работу Ванькович написал за три месяца. Такое впечатление, что он спешил жить, якобы предчувствовал свой недолгий век, и хотел выиграть время, чтобы сделать как можно больше.

К сожалению, творческое наследие художника разбросано по миру и до сих пор судьба многих его картин не известна. Вот и дипломная картина «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева» (по исторической легенде из «Повести временных лет»), награжденная золотой медалью, неизвестно где делась. После окончания академии Ванькович остался в Петербурге, чтобы совершенствовать свое мастерство. Он познакомился с шедеврами европейских и русских художников. Подобные знакомства либо рождают чувство своей никчемности, либо, наоборот, вдохновляют на творчество. Белорусский живописец хотел достичь совершенства и изысканности, но не желал быть подражателем, поэтому решил придерживаться «немного другого метода рисования». Мастерскую Ваньковича часто посещали друзья и знакомые, чтобы посмотреть его работы, ведь он прославился как один из лучших в Петербурге портретистов. Шедевром стал знаменитый портрет «Адам Мицкевич на скале Аю-Даг», написанный в 1827–1828 годах. Поэт показан здесь как мятежный одинокий человек и вдохновленный творец. Ванькович написал также портреты поэтов Александра Пушкина и Василия Жуковского, но судьба этих картин неизвестна. Героями произведений Ваньковича были преимущественно творческие личности, ведь и сам он любил поэзию и музыку, имел тонкую и сердобольную душу.

В середине 1829 года художник вернулся на родину и поселился в имении Слепянка возле Минска. Здесь он пишет портреты членов семьи Ваньковичей, их родных и родственников. Вершиной этого периода можно признать написанный в 1834 году «Портрет жены с детьми», в котором явное влияние мотивов Рафаэля. Под влиянием мистика Таваньского Ванькович обратился к религиозным сюжетам. Он был убежден, что вера должна основываться на добрых поступках, а потому щедрой рукой раздавал свои картины, даже награды, подавляющую часть своих средств пожертвовал беднякам. А свое искусство посвятил Богу. «Мадонна», написанная им с крестьянской девушки, сейчас находится в Лувре. Икона святого Казимира Ванькович подарила Фарному костелу в Гродно.

Постепенно ухудшалось здоровье художника, и он решил вырваться из Тихого течения семейной жизни, чтобы успеть сделать еще что-то важное. Летом 1839 года, составив завещание, Ванькович оставляет Слепянку и едет в Европу. В Дрезденской галерее он копирует полотна любимых Рафаэля, Микеланджело, Тинторетто, Тициана. Художник не лечился, а работал — хотел успеть создать то, чего не сделал. В Париже он написал несколько полотен, посвященных Наполеону, ряд религиозных произведений, а последнюю работу «Богоматерь Остробрамская» передал в парижский костел Сен Северин.

Витовт ЧАРОПКО

Выбор редакции

Жилье

Пожилые люди не могут переехать из аварийного жилья в нормальное. Почему?

Пожилые люди не могут переехать из аварийного жилья в нормальное. Почему?

Дом № 76 по ул. Волгоградской в Минске был признан аварийным еще в нулевых.

Экономика

В Минске продается более 10 тысяч квартир

В Минске продается более 10 тысяч квартир

На вторичном рынке жилье продолжает дешеветь (в глобальном плане без перерывов) уже с сентября прошлого года.

Общество

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Неужели эту тяжелую болезнь так легко обвести вокруг пальца?

Калейдоскоп

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Мода весны-2021 предлагает несколько глобальных направлений: минимализм, унисекс и 1990-е.