Вы здесь

ВЕЭС в целом одобрил Стратегию развития евразийской экономической интеграции до 2025 года


При этом правительствам стран союза поручено доработать документ к следующему заседанию Высшего Евразийского экономического совета, которое планируется провести очно в Минске осенью этого года.


Крановая площадка «Белтрансгаза» под Гомелем. Фото Анатолия КЛЕЩУКА.

«Проект Стратегии-2025 нацелен на повышение самодостаточности нашего союза и экономический рост государств-членов, — отметил председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович. — В документ заложены механизмы завершения формирования общих рынков без барьеров, изъятий и ограничений, сформулированы подходы по развитию новых направлений, совместной инновационной и инвестиционной деятельности. Заложены ориентиры для создания совместного производства высококонкурентной продукции, опережающего развитие экономики союза на основе нового технологического уклада. Эти меры также призваны увеличить долю ЕАЭС в мировой торговле».

Что мешает?

«Неурегулированным остается, как докладывают, вопрос ценообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС, — анонсировал дискуссию Председатель Высшего евразийского экономического совета, Президент Беларуси Александр Лукашенко. — С окончательным взаимоприемлемым решением мы не можем определиться уже несколько лет, при том что актуальность проблемы постоянно возрастает. Сегодня мы должны найти нужный нам всем консенсус».

В Беларусь топливо идет по газопроводу «Ямал — Европа», протяженность российского участка составляет 402 километра. За транспортировку газа до своих границ Беларусь платит 3 доллара за тысячу кубических метров. Для пограничной Смоленской области России цена за то же самое — 1 доллар.

За скорейшее решение вопроса по созданию единого рынка энергоресурсов с недискриминационными принципами функционирования выступает и Армения, которая сейчас платит 165 долларов за тысячу кубометров газа. Российский газ по пути в эту страну проходит через Грузию, которой Газпром платит за транзит. Издержки по транзиту отражаются на конечной стоимости газа, что, в свою очередь, влияет и на цену, и на конкурентоспособность производимой продукции.

«Без него (единого рынка газа. — «СЕ».) невозможен качественный прогресс в интеграционных процессах, без него невозможно обеспечить равные условия экономической деятельности для всех участников союза. Мы исходим из того, что в стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года должен быть зафиксирован принцип применения единых подходов к цено- и тарифообразованию на общем рынке газа ЕАЭС», — резюмировал армянский лидер.

Президент России предложил либо подписать стратегию, в которой оговаривается, что подходы к ценообразованию на газ будут определены позднее, либо, «если позиция Армении и Беларуси останется без изменения, вообще исключить пункт по газу из проекта стратегии», обсуждение же подходов в ценообразовании на газ продолжить по линии экспертов государств-членов и Евразийской экономической комиссии.

«Имеется формула, которую поддерживают три страны: Россия, Казахстан и Киргизия. Ее суть в том, что подходы к ценообразованию на газ можно было бы определить позднее, на переговорах по общему рынку газа ЕАЭС. Эту формулу пока не принимают наши армянские и белорусские коллеги. У них своя точка зрения по этому вопросу», — прокомментировал разногласия Владимир Путин.

Что-то еще?

Впрочем, определенные замечания к документу были и у президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева. Они главным образом касались непропорционального состава (на уровне директоров департаментов и их заместителей большинство составляют представители России) и полномочий Евразийской экономической комиссии.

«Двустороннее сотрудничество между странами союза многогранно и затрагивает практически весь спектр экономических, социальных, гуманитарных отношений. Поэтому рассмотрение этих вопросов в пятистороннем формате с привлечением Евразийской экономической комиссии может затруднить их практическую реализацию. Включение в полном объеме таких вопросов, как здравоохранение, образование и наука, в сферу компетенций Евразийской экономической комиссии может существенно поменять ее экономическую направленность, другими словами, будет противоречить сути Договора о создании ЕАЭС от 2015 года», — убежден глава Казахстана.

Кроме того, Токаев призвал дополнительно изучить предоставление Комиссии права участия в двусторонних переговорах государств-членов с третьими странами по вопросам торговли услугами.

Еще одно замечание Токаева касается принципа «необходимой достаточности» при рассмотрении вопросов гармонизации и унификации национальных законодательств.

«Предлагаемые в Стратегии «гармонизация и унификация» законодательства в части установления правовой ответственности — административной и уголовной — в ряде отраслей (речь идет о таможенном деле, техническом регулировании, защите прав потребителей), на наш взгляд, пока не отвечают принципу разумной достаточности. А это приведет к отторжению стратегии национальным общественным мнением, поскольку стратегия ограничит суверенные права правительств и парламента», — считает президент Казахстана.

В свою очередь, президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков обратил внимание на то, что в стратегии должны быть предусмотрены и ответы на новые вызовы из-за пандемии коронавируса COVІD-19.

«Стратегические направления должны отвечать текущим экономическим и социальным вызовам, с которыми столкнулись из-за пандемии. Несомненно, требуются актуализация и внесение корректив в cтратегические направления с учетом ожидаемых негативных тенденций в посткризисный период», — сказал президент Кыргызстана.

Крайне важно также усиливать производственную кооперацию в союзе, особенно в сельском хозяйстве, и роль органов (суда, коллегии ЕАЭС), устранять барьеры внутри объединения.

«Мы много говорим о совместном создании продукции, создании региональных цепочек добавленной стоимости. К сожалению, заметных результатов нет. С момента образования ЕАЭС нам не удалось реализовать совместный проект в промышленности, инфраструктуре, машиностроении. Считаю важным активизировать работу в данном направлении с установлением индикаторов уровня кооперации», — высказал идею Сооронбай Жээнбеков.

Ольга МЕДВЕДЕВА, Мария ДАДАЛКО, Варвара МОРОЗОВА


Глядя в глаза друг другу

Комментируя 19 мая на саммите ЕАЭС обсуждение проекта стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года, Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, что возразить казахстанскому коллеге, предложившему пока не принимать документ, трудно.

«Видимо, он прав, и прежде всего в том плане, что надо собраться и, как у нас принято говорить, глядя в глаза друг другу, обсудить этот стратегический документ и принять его. Во-вторых, он (проект стратегии. — «СЕ».) не имеет срочных к реализации предложений. Это — стратегия. Поэтому спешить некуда, за исключением вот этого пункта по природному газу, — сказал Президент Беларуси.

— И то, даже если бы мы и приняли решение в такой формулировке по природному газу, это не конкретное решение. За ним будут следовать конкретные переговоры и так далее, что не мешает нам сейчас вести эти переговоры, и Армении, и Беларуси с Россией, тем более что такие переговоры в мае запланированы.

Поэтому я бы хотел поддержать Никола Воваевича (Пашиняна. — «СЕ».) в том плане, что мы в состоянии вести двусторонний диалог с Россией по природному газу и будем его вести, а поскольку у нас есть возражения Казахстана по проекту постановления (ВЕЭС. — «СЕ».) в целом, то нет необходимости настаивать на обсуждении этого проекта в частности — по природному газу».

Председатель ВЕЭС добавил, подытоживая высказывания коллег: «Президент Казахстана предлагает окончательное принятие этого документа на следующем заседании, уже очном, глав государств. И я его в этом абсолютно поддерживаю, особенно в плане очного заседания. Ну нельзя по телевизору принимать такой важный документ, такую стратегию».

Напомним, что ВЕЭС 31 мая 2016 года утвердил Концепцию формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза, а 6 декабря 2018 года — соответствующую Программу. Согласно этим документам до конца 2020 года должен завершиться первый, до конца 2021 года второй, а до конца 2024 года третий этапы формирования общего рынка газа союза. Один из ожидаемых результатов реализации Программы — формирование тарифов на услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа союза на прозрачной и недискриминационной основе для участников этого рынка.

Название в газете: Одобрена и отправлена на доработку

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.