Вы здесь

Зачем по деревне свечку носят?


«Однажды слышала от матери, которой уже за восемьдесят, что когда-то в нашей деревне была большая свеча, которую переносили из дома в дом. Происходило это через несколько недель после Пасхи. Она охраняла от беды, болезни... Может, вы что знаете об этом обряде? С уважением, читательница газеты „Звязда“ Марина П. из Гомельского района».


Весной 2004 года мы стали свидетелями того, как проводилось богослужение старообрядцев по случаю празднования Вознесения в деревне Перелевка Ветковского района. В местной традиции праздничные обряды первой половины этого дня получили название «Вынос свечи».

Одна из местных женщин сообщила нам,что в 1914 году кайзеровская армия сожгла местную церковь и почти всю деревню. Пока церковь горела, люди успели забрать иконы и различную храмовую утварь. После войны деревню отстроили, церковь — нет. Тогда люди начали служить молебен самостоятельно, в доме какого-нибудь хозяина. Так отмечали практически все великие праздники христианского календаря. А во время Второй войны мать погибшего парня сделала большую оброчную свечу и начала просить людей, чтобы они собрались в ее доме и провели молебен в память о сыне. С тех пор этот обряд получил название «вынос свечи», и отмечается он каждый год как раз на Вознесение — сороковой день после Пасхи, в четверг.

Молебен начинался примерно в девять часов утра и длился до полудня. На покути ставили оброчную свечу. Каждый, кто заходил в дом, нес к ней свои свечи, подарки, угощения, деньги.

Оброчная свеча представляла собой небольшой скульптурный памятник. Ее выплавляли из воска, в толщину она имела не менее пятнадцати сантиметров, а в высоту — до сорока. Свечку ставили в ступку вроде крышки дежи, «одевали» в специально сшитое «платье». Сверху повязывали небольшие «фартуки», украшенные лентами, вышивкой.

Каждый год украшения свечи обновляли, поэтому со временем она становилась все толще. Кроме того, на нее крепили маленькие свечи, с которыми люди приходили на молебен, воск плавился и обтекал, от этого большая свеча становилась еще больше и тяжелее.

В доме той женщины, которая сделала свечу в память о погибшем сыне, она находилась почти что сорок лет. Когда же женщина умерла, то оброчную свечу стали переносить из дома в дом. Тот хозяин, у которого она хранилась в течение последнего года, обязательно готовил праздничный стол — братчину. После молебна происходило праздничное столование, затем отправлялись водить хороводы и справлять обряд вождения стрелы, а в конце дня снова устраивали ужин, на котором принималось коллективное решение, кому передать оброчную свечу на дальнейшее сохранение.

Тринадцать лет свеча находилась в том доме, в котором случилась большая беда: погибли отец и сын. Теперь вот уже третий год она «помогает» той семье, в которой отец сильно запил и однажды даже решил покончить жизнь самоубийством, односельчане решили срочно перенести оброчную свечу именно в этот дом. Несмотря на то, что главная свеча общины находится в каком-то одном доме, к ней приходят все односельчане, чтобы помолиться и поставить рядом свои свечи со своими собственными просьбами и пожеланиями.

По мнению многих исследователей, «праздник свечи» — это не что иное, как трансформация древних славянских праздников, посвященных языческим богам, которым приносили жертвоприношения в виде воска, меда, пива в надежде на благополучие, счастье, удачу на охоте. Именно об этом свидетельствуют письменные источники XII–XVII вв. После принятия христианства пожертвования в виде воска и меда остались, только приобрели точную очерченность в виде обряда, который в этой местности называется «Вынос свечи».

Выбор дома, в которой какое-то время хранилась свеча, зависел от многих обстоятельств. С одной стороны, присутствие в доме оброчной свечи накладывало на хозяина и его семью дополнительные требования. Это было большой честью, которую нужно было заслужить. С другой стороны, перенос свечи из дома в дом мог быть вызван каким-то несчастьем, которое случалось внезапно. Кроме этого, свечу не хранили в доме, в котором жили плохие, злые люди, те, кто часто ругался между собой и с односельчанами. Так община высказывала свое отношение к этой семье.

Крестьяне были глубоко убеждены, что несоблюдение обряда «Вынос свечи» может навлечь на деревню и ее жителей проклятие, которое проявится в виде эпидемии, падежа домашнего скота, неурожая и т. д.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Дасылайце свае пытаннi пра каранi i прыстасаванасць да сучаснага жыцця каляндарных i сямейна-побытавых народных традыцый ды абрадаў на паштовы або электронны адрас рэдакцыi з пазнакай «Пра радзiннае».

Фота: sib.fm

Выбор редакции

Общество

Галина Левина: Памятник — не конструктор и не чертеж, его надо пережить, выстрадать

Галина Левина: Памятник — не конструктор и не чертеж, его надо пережить, выстрадать

У архитектора Галины Левиной — Хатынь, творческое наследие ее отца.

Общество

Премия красоты. Ради чего люди ложатся под нож пластического хирурга?

Премия красоты. Ради чего люди ложатся под нож пластического хирурга?

Привлекательным людям проще пробиться в жизни.

В мире

Как Европа восстанавливается от ковидного удара?

Как Европа восстанавливается от ковидного удара?

В этом году европейская экономика будет переживать глубокую рецессию из-за вспышки коронавируса.

Экономика

Тонкое искусство благополучия. Составляем семейный бюджет вместе со специалистом Нацбанка

Тонкое искусство благополучия. Составляем семейный бюджет вместе со специалистом Нацбанка

2020 год поставил всех нас перед необходимостью четко планировать свои расходы.