Вы здесь

Зачем по деревне свечку носят?


«Однажды слышала от матери, которой уже за восемьдесят, что когда-то в нашей деревне была большая свеча, которую переносили из дома в дом. Происходило это через несколько недель после Пасхи. Она охраняла от беды, болезни... Может, вы что знаете об этом обряде? С уважением, читательница газеты „Звязда“ Марина П. из Гомельского района».


Весной 2004 года мы стали свидетелями того, как проводилось богослужение старообрядцев по случаю празднования Вознесения в деревне Перелевка Ветковского района. В местной традиции праздничные обряды первой половины этого дня получили название «Вынос свечи».

Одна из местных женщин сообщила нам,что в 1914 году кайзеровская армия сожгла местную церковь и почти всю деревню. Пока церковь горела, люди успели забрать иконы и различную храмовую утварь. После войны деревню отстроили, церковь — нет. Тогда люди начали служить молебен самостоятельно, в доме какого-нибудь хозяина. Так отмечали практически все великие праздники христианского календаря. А во время Второй войны мать погибшего парня сделала большую оброчную свечу и начала просить людей, чтобы они собрались в ее доме и провели молебен в память о сыне. С тех пор этот обряд получил название «вынос свечи», и отмечается он каждый год как раз на Вознесение — сороковой день после Пасхи, в четверг.

Молебен начинался примерно в девять часов утра и длился до полудня. На покути ставили оброчную свечу. Каждый, кто заходил в дом, нес к ней свои свечи, подарки, угощения, деньги.

Оброчная свеча представляла собой небольшой скульптурный памятник. Ее выплавляли из воска, в толщину она имела не менее пятнадцати сантиметров, а в высоту — до сорока. Свечку ставили в ступку вроде крышки дежи, «одевали» в специально сшитое «платье». Сверху повязывали небольшие «фартуки», украшенные лентами, вышивкой.

Каждый год украшения свечи обновляли, поэтому со временем она становилась все толще. Кроме того, на нее крепили маленькие свечи, с которыми люди приходили на молебен, воск плавился и обтекал, от этого большая свеча становилась еще больше и тяжелее.

В доме той женщины, которая сделала свечу в память о погибшем сыне, она находилась почти что сорок лет. Когда же женщина умерла, то оброчную свечу стали переносить из дома в дом. Тот хозяин, у которого она хранилась в течение последнего года, обязательно готовил праздничный стол — братчину. После молебна происходило праздничное столование, затем отправлялись водить хороводы и справлять обряд вождения стрелы, а в конце дня снова устраивали ужин, на котором принималось коллективное решение, кому передать оброчную свечу на дальнейшее сохранение.

Тринадцать лет свеча находилась в том доме, в котором случилась большая беда: погибли отец и сын. Теперь вот уже третий год она «помогает» той семье, в которой отец сильно запил и однажды даже решил покончить жизнь самоубийством, односельчане решили срочно перенести оброчную свечу именно в этот дом. Несмотря на то, что главная свеча общины находится в каком-то одном доме, к ней приходят все односельчане, чтобы помолиться и поставить рядом свои свечи со своими собственными просьбами и пожеланиями.

По мнению многих исследователей, «праздник свечи» — это не что иное, как трансформация древних славянских праздников, посвященных языческим богам, которым приносили жертвоприношения в виде воска, меда, пива в надежде на благополучие, счастье, удачу на охоте. Именно об этом свидетельствуют письменные источники XII–XVII вв. После принятия христианства пожертвования в виде воска и меда остались, только приобрели точную очерченность в виде обряда, который в этой местности называется «Вынос свечи».

Выбор дома, в которой какое-то время хранилась свеча, зависел от многих обстоятельств. С одной стороны, присутствие в доме оброчной свечи накладывало на хозяина и его семью дополнительные требования. Это было большой честью, которую нужно было заслужить. С другой стороны, перенос свечи из дома в дом мог быть вызван каким-то несчастьем, которое случалось внезапно. Кроме этого, свечу не хранили в доме, в котором жили плохие, злые люди, те, кто часто ругался между собой и с односельчанами. Так община высказывала свое отношение к этой семье.

Крестьяне были глубоко убеждены, что несоблюдение обряда «Вынос свечи» может навлечь на деревню и ее жителей проклятие, которое проявится в виде эпидемии, падежа домашнего скота, неурожая и т. д.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Дасылайце свае пытаннi пра каранi i прыстасаванасць да сучаснага жыцця каляндарных i сямейна-побытавых народных традыцый ды абрадаў на паштовы або электронны адрас рэдакцыi з пазнакай «Пра радзiннае».

Фота: sib.fm

Выбор редакции