Вы здесь

Романтизм как образ жизни. Судьба Валентия Ваньковича на его картинах


Иногда произведения искусства больше фактов и исторических свидетельств, говорят о настроении, эмоциональном образе и духе эпохи. ХІХ век и эпоха романтизма оставили много выдающихся творческих имен по всему миру.


Коллаж Константина Дробова

Валентий Ванькович — творец, чей жизненный путь выглядит эталонным для художника-романтиста и просто романтика. В этом году отмечается его 220-летие.

Детство Валентия Ваньковича прошло в Слепянке в Родительском имении, где он получил неплохое домашнее образование, которое позже продолжил в иезуитском коллегиуме, а после — в Виленском университете и Петербургской академии искусств.

Полоцкий коллегиум, в 1812 году преобразованный в академию, — одно из лучших учреждений образования, созданное иезуитами на территории Речи Посполитой. Валентий был среди самых успешных учеников по логике, метафизике, этике и русской литературе. Там также преподавались основы изобразительного искусства. В типографии коллегиума был камень для литографирования, и В. Ванькович усвоил этот вид искусства.

Университеты

Художественный талант Ваньковича начал развиваться под наблюдением миниатюриста Габриэля Грубера, будущего генерала ордена иезуитов. Несмотря на то, что художественное образование в Полоцкой академии было несовершенным, произведения, написанные там, позволили Валентию Ваньковичу поступить в Виленский университет в художественные классы на факультете литературы и свободных искусств в 1818 году.

В университетской книге записей значится, что Ванькович Валентий, сын Мельхиора, лет 19, римско-католического вероисповедания, первый год обучается в университете, живет в монастыре базилиан, содержится за счет родителей и посещает лекции польской, латинской и французской литератур, а также изображения, живописи и немецкого языка. Ванькович отличался от многих других студентов художественных классов, которые, по свидетельствам другого учащегося Адама Шемеша, не ходили почти ни на какие лекции, некоторые даже были неграмотны.

Самые важные связи

В Виленском университете Ваньковича больше всего выдвигал художник Ян Рустем. Благодаря его влиянию, развивалось любопытство к портрету. Валентий в то время пытался повторить работы своего учителя «как бы играя», но уже находился в поиске своего стиля. Как талантливый ученик он был допущен к рисованию с натуры. По оценке исследователя В. Смаковского, именно в этой практике проявились склонности Ваньковича к передаче индивидуальных особенностей портретируемого. Даже эти рисунки были наделены определенной сюжетностью и образностью, художник умел историзировать и мифологизировать то, что обнаруживает. Это соответствует принципам романтиков. В 1820 году Ванькович участвовал в первой университетской выставке.

Валентий Ванькович дружил с наиболее известными представителями тогдашней творческой интеллигенции — Адамом Мицкевичем, Станиславом Монюшко, Винцентом Дуниным-Марцинкевичем. В Вильно появились важнейшие из его связей: его членами стали члены обществ филоматов и филаретов. Особую роль в жизни сыграла дружба с Адамом Мицкевичем.

Уже в Вильно Ванькович портретирует тех, кто посвятил свою жизнь творчеству. Дальнейшая работа над портретом человека-творца оказалась связана с пейзажными опытами Ваньковича. В более поздние периоды творчества эти жанры сочетаются. Но своих товарищей Ванькович в тот период еще обнаруживает как друзей. Они интересны как своеобразный документ эпохи и выявление раннеромантических тенденций. Эти «дружеские портреты» не отличаются композиционным разнообразием, но выделяются камерностью, лиризмом, сосредоточенностью на лице выраженного. Возможно, такие тенденции были связаны прежде всего с характером и душевным состоянием самого художника.

Суд над филоматами и филаретами не затронул Валентия Ваньковича. До сих пор нет точных сведений, входил ли он в эти объединения. Исследователи высказывают гипотезы о том, что друзья, которые ценили художественный талант Ваньковича, намеренно не упомянули его имени. Во время суда над филоматами и филаретами университет рассматривал возможность направить В. Ваньковича в Императорскую Академию искусств в Петербурге ради совершенствования художественных способностей. Этот вопрос решался почти год. В начале 1825-го художник переезжает в Петербург.

Певчия Виленской кафедры

В 1826 году Валентий Ванькович женился. Его жена Анеля Ростоцкая стала для него музой и вдохновением. Он создал несколько ее портретов, в которых стремился изобразить не только внешнюю красоту, но и скромность и внутренний свет. В Петербурге Ваньковичи имели много знакомых в творческих и светских кругах, дружили с Шимановскими.

Наибольшую известность портретист получил в 1828 году после создания двух наиболее значимых для него портретов-программной картины «Адам Мицкевич на скале Аю-Даг» и портрета А.С. Пушкина. Первая работа стала «не менее известной, чем сам поэт» и оказала влияние на становление романтического образа поэта-пророка, объединив портретную передачу внешности конкретного человека с персонифицированным воплощением вдохновения и романтической возвышенности. Портрет А.С. Пушкина ждала совсем другая судьба: он был потерян, когда имение Ваньковичей в Слепянке изъяли из-за участия одного из сыновей Валентия и Анели в восстании 1863 года. Сохранился лишь небольшой карандашный набросок с изображением поэта.

Стремление к высоте и тайне

Адам Мицкевич на скале Аю-Даг

После петербургского периода Ваньковичи вернулись в Слепянку. Художник продолжает плодотворно работать, в его работах появляются своеобразные реминисценции к сарматским портретам, что было характерно и для других художников того времени и частично связано с типом моделей, из которых писались портреты.

Позже, после 1830 года, художник отходит от портретного жанра и обращается к историческим сюжетам. В это время появляется несколько изображений Наполеона. Ванькович намеревался участвовать в восстании 1831 года, даже приобрел лошадь и оружие, но по состоянию здоровья не смог.

На позднем творчестве художника сказались учения религиозного философа-мистика Анджея Тавяньского, одного из лидеров польского мессианства. С ним и с Фердинандом Гутом Валентия Ваньковича связывало близкое знакомство, он неоднократно создавал их портреты. Исследователи оценивают это влияние как негативное для творчества художника. По словам В. Смаковского, душа художника скучала по чем-то возвышенным, ему хотелось объединить эстетическое чувство с творческим воображением и написать что-то, «отмеченное божественным очарованием». Но в работе с лидерами польского мессианства Ванькович не мог этого найти.

В 1840-е годы в картинах Ваньковича начали преобладать религиозные и мистические образы. В это время, в 1839 году, он оставляет на родине завещание и отправляется в Париж, где останавливается у Адама Мицкевича. Последняя из его картин — «Богоматерь Остробрамская» хранится в парижском соборе Сен-Северин.

На руках друга Валентий Ванькович умирает от туберкулеза в 42-й день своего рождения.

Дата рождения художника долгое время оставалась неточной. В. Смаковский, автор первого биографического очерка о Ваньковиче, написанного через три года после смерти художника, поставил дату — 1799 год, которую впоследствии повторили несколько исследователей. В 1882 году в географическом словаре Королевства Польского была названа более точная дата — 14 февраля 1800 года. Автор фундаментального исследования жизни и творчества Ваньковича, внучка художника Зофья Тихоновская добавила еще одну дату — 24 мая 1800 года. Биография художника была также значительно дополнена фактическими сведениями благодаря работам И. Свирида и К. Мытарева, основанным на архивных документах Вильнюса и Петербурга. Вопрос даты рождения был окончательно решен, когда в делах петербургской геральдики «Генеалогия и документы о дворянстве рода Ваньковичей» нашли выписку из крестильной книги Березинского приходского костела, свидетельствующую о том, что 24 мая 1800 года был крещен Валентин Вильгельм, сын Мельхиора и Схоластики Ваньковичей, рожденный 12 днями ранее. Таким образом, была установлена точная дата рождения и второе имя художника. Выписка является переводом с латинского языка, поэтому в ней Валентий превратился в Валентина.

Портрет знаменитой пианистки Марии Шимановской

Творческое наследие Валентия Ваньковича является значительным и для польской, и для литовской, и для белорусской культуры.

Первыми хранителями и исследователями творческого наследия Валентия Ваньковича стали именно потомки и другие представители рода Ваньковичей. После Второй мировой войны большинство картин вместе с владельцами оказались разбросаны по миру. Сегодня работы художника хранятся в основном в Художественном музее Литвы в Вильнюсе и Национальном музее в Варшаве. Некоторая часть представлена в Музее Адама Мицкевича в Париже.

Долгое время в Беларуси не было ни одной оригинальной работы Валентия Ваньковича, но в 2013 году на родину вернулся «Портрет Тамаша Зана» 1837 года, который сейчас принадлежит художественной коллекции Белгазпромбанка. С 2000 года в Беларуси действует музей — Дом Ваньковичей, который находится в центре Минска. Здание представляет собой памятник дворцово-усадебной архитектуры в стиле классицизма. В музее воссозданы интерьеры некоторых комнат, а также хранятся архивные документы, связанные с родом Ваньковичей, репродукции и живописные копии портретов, созданных Валентием Ваньковичем. В 2012 году в издательстве «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки» вышла книга «Ваньковичи» в серии «Белорусская родословная», в создании которой участвовали сотрудники Дома Ваньковичей и Национального художественного музея. Материалы из книги использованы при подготовке данного текста.

Дарья СМИРНОВА

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.