Вы здесь

Легенда Купаловского. Интересные факты из жизни Геннадия Овсянникова


Народному артисту Беларуси и СССР Геннадию Овсянникову — 85. Более шести десятков лет он играет на сцене Купаловского театра. Точнее не играет, а живет. И поэтому его очень любят, поэтому в свои годы актер по-прежнему востребован.


Поиски выбора

Родился Геннадий Степанович в 1935 году на Могилевщине. Когда ему было всего несколько месяцев, умер отец. Окончив семь классов, парень поступил в Могилевский машиностроительный техникум, а через год забрал документы и подался в Ригу в мореходное училище. Но и там задержался только на полгода. Вернулся в Белыничи, где решил доучиться в десятилетке. Школа в райцентре славилась художественной самодеятельностью и драмкружком.

— В школе была учительница немецкого языка Марья Николаевна Геда, которая руководила драмкружком, — вспоминает Геннадий Овсянников. — Она меня каким-то образом подтолкнула, подсказала. А поскольку к тому времени я уже стал знаменитым артистом городского поселка Белыничи (мы с другом Шурой Тылиным были и конферансье, и во всех праздниках участвовали), решил попробовать — податься в Минск. А почему нет? Раз все говорят, что талантливы, может, и получится.

Студенчество

В Белорусский театрально-художественный институт Геннадий Степанович поступил в 1953 году без особых сложностей, несмотря на высокий конкурс. Прислал документы, получил вызов. Консультацию проводил известный актер Дмитрий Орлов. На экзаменах читал стихи, а потом получил приглашение явиться на занятия. Геннадию Овсянникову посчастливилось попасть на курс легендарного педагога, народного артиста БССР, профессора Константина Санникова, который сразу заметил харизму и способности студента.

Студенческая дружба сохраняется на всю жизнь. Добро не забывается. Помогали друг другу в трудных ситуациях. Когда Геннадий Овсянников стал известным купаловцем, он вместе с еще несколькими актерами получил хорошую комнату в огромной коммунальной квартире в центре Минска. А позже отдал его другу.

— В студенческие годы мы жили в одной комнате общежития. Два комика. Постоянно разгадывали кроссворды, — рассказывает Геннадий Степанович. — Я иногда «тормозил». Женя Шабан знал больше. Он считался еще и модником. У него были родственники в Вильнюсе. Все-таки почти заграница. Перепадали от родни хорошие пиджаки. Я их потом за Женькой донашивал. Комнату отдал и отдал. Ему нужнее. В Минске я был своим, имел много друзей, а он приехал из Витебска. Ему нужно было еще входить в театральную среду.

Купаловский

В 1957-м актер окончил институт и был принят в Купаловский театр. Вместе с ним в лучшую труппу страны были зачислены Виктор Тарасов, Галина Толкачева и Мария Захаревич (в будущем все народные артисты Беларуси).

Впрочем, на сцену Купаловского Геннадий Степанович вышел еще студентом — в массовке легендарного спектакля «Паўлінка». Позже его наставник Константин Санников ввел в свой спектакль «Константин Заслонов».

Актер и роли

Слава и признание пришли к актеру не сразу: много лет ему пришлось одолевать «школу массовых сцен». Каждый вечер выходил на сцену, был занят почти во всех спектаклях. К нему с уважением относились коллеги, любили зрители, он получал благодарности, премии от администрации театра, его отмечали критики как интересного и обаятельного мастера эпизода. Персонаж Овсянникова в спектакле «Еще раз о любви» по пьесе Эдварда Радзинского был блестящим и запоминающимся. Важной на тот период стала роль Джипа в спектакле «что тот солдат, что этот» Бертольта Брехта. Роль совсем маленькая, но актер проявил изобретательность, фантазию, что в итоге воплотилось в образе жестокого и бездушного персонажа. Много лет этот спектакль не уходил со сцены, в нем менялись исполнители, но роль Джипа неизменно играл Геннадий Овсянников, постоянно наполняя ее новыми деталями.

В Купаловском Овсянников исполнил десятки разнообразных ролей.

— Театр — живое искусство. Если я заставлю вас даже не поплакать, а хотя бы затуманю глаза, значит, что-то произошло, цель достигнута, — уверен актер. — Но так, чтобы на протяжении всей пьесы люди переживали вместе с героями, плакали и смеялись, сами чувствуя себя на сцене, бывает очень редко. Для меня такие спектакли — «Трыбунал» и «Страсці па Аўдзею». Там в финале расстреливают всю семью. как можно сдержать слезы? После дударевского «Вечара» ко мне подошла одна женщина: «Спасибо вам. Я сразу побежала родителям звонить». И я ее понимаю: там финальный монолог очень сильно цепляет.

Разные амплуа

Работу в театре актер совмещал с работой на телевидении, в студии радиотеатра, в телевизионных постановках. Имя Геннадия Овсянникова хорошо знают и любители кино. Он снимался в таких известных кинолентах, как «Долгие версты войны», «Последнее лето детства», «Пламя», «Дунечка» и других. Его голос знают даже дети: в детских передачах Овсянников исполнял роль... горохового супа. Также он озвучивал мультфильмы, среди последних — «Зимовье зверей», «Как Нестерка небылицы рассказывал», «Приключения Нестерки».

— Радио — мой второй дом. Там у меня было много ролей. Даже шаги Ленина озвучивал. Стремительно так прошел, а Павел Степанович Молчанов голосом Владимира Ильича: «Товарищи!..» В другом спектакле я играл каменный уголь, а Станюта — лопату. И всех пьяных сантехников играл. Но были и серьезные работы.

В 1970-е и 1980-е годы белорусское телевидение часто выпускало телефильмы и телеспектакли. Овсянников нередко стал появляться на экране. Он снялся в 84 кинофильмах, но вряд ли его запомнили как киноактера. А жаль. Никто не раскручивал тогда талантливого, самобытного, ни на кого не похожего театрального артиста, как в свое время это делали с И. Смоктуновским, А. Далем, А. Борисовым, А. Басилашвили и десятками других.

У Геннадия Степановича не было никакого желания делать карьеру. Просить не умел. Довольствовался тем, что предлагали. Для некоторых артистов звездный час наступает рано и так же быстро кончается.

Макаенковец

Личность Геннадия Овсянникова всегда попадала в резонанс с его сценическими героями. Казалось, что роль написана драматургом только для него. Больше всего ходило легенд о том, что исключительно для него писал пьесы Андрей Макаенок.

Артисту часто говорили: «Подожди, твое время придет». И он пришел вместе с пьесами Андрея Макаенка.

Все началось с Терешки Колобка в «Трыбунале», этакого родного брата знаменитого Василия Теркина. Особенность таланта Макаенка и Овсянникова — умение вспоминать о трагическом не только с печалью, но и с юмором — сочным, здоровым, народным. Овсянников озвучил, очеловечил, оживил лучшие литературные образы, написанные Андреем Макаенком. Он сделал Колобка национальным героем. Потом играл мудрого деда Цибульку в «Таблетке под язык».

— С Макаенком мне, конечно, повезло, — рассказывает артист. — Что правда, то правда: все яркие роли в его пьесах были моими. Но насчет везения — это еще как посмотреть. А может, так и должно было случиться. Белорусских мужиков, натуру народную, я же по-настоящему люблю. А у Макаенка вроде бы за обычными диалогами — такие характеры: с кровью, с мясом! Говорили, что Макаенок писал под мою творческую индивидуальность. Но я не думаю, что, садясь за стол, он говорил себе: «Ану дай напишу пьесу этому актеру». Хотя я сыграл во всех, кроме первой и последней. Именно в созданных Андреем Егоровичем характерах есть что-то адекватное моей творческой индивидуальности. Мне так кажется. Поэтому и говорят обо мне иногда: «Он какой-то макаенковский». И я горжусь этим.

Когда Андрей Макаенок взялся писать свою самую сложную философскую пьесу «Святая прастата», он, создавая библейского старца, рассчитывал на артиста Овсянникова. Так за сравнительно короткое время хитроватый бригадир Колобок приобрел мудрость всезнающего деревенского деда Цибульки и превратился в Старца, решившего, что он президент. Простое крестьянское умение поразмышлять о деньгах и власти прошло через все три пьесы и три спектакля. Их постановщик режиссер Валерий Раевский называл артиста трагикомиком и утверждал, что Овсянников всегда соавтор.

«Шляхціц Завальня»

Так артист пришел к своему моноспектаклю «Шляхціц Завальня». Режиссер Владимир Савицкий увидел в простых историях Яна Борщевского мудрый смысл и уговорил Овсянникова сыграть спектакль. Лучшую кандидатуру найти было трудно. Личность с ярким белорусским характером. Лица героев Овсянникова всегда красивы и чисты. Правда, их озаряет особая хитроватая загадочная улыбка, как признак именно этого артиста. По-научному это называется даром естественности и природной органичности. А по-жизненному можно понять так: артист принимает на себя нашу отдачу, усталость, страхи, несчастья, ошибки, веру. Проживает их на сцене, пропускает через себя и возвращает в виде радости и надежды.

В спектакле все совпало в удивительной простоте: содержание, исполнение, оформление. Несколько плетеных корзин с зерном. Свечи. Рассказчик по-хозяйски проверяет то, что выращено и намолочено. Урожай в закромах. Пришло время зимнего отдыха от крестьянских забот. А значит, будут свадьбы, игрища, рассказы, песни. Спокойствие, мощь, уверенность человека, которого представляет зрителю Овсянников, наилучшим образом подкрепляется исполнением народных песен этно-трио «Троіца». Голос Ивана Кирчука становится на мгновение голосом и сутью Геннадия Степановича. Зерно пускает ростки и корни. Ростки видны. Корни ощущаются. Простые симфонические формы крестьянского быта, горловое пение, тексты с юмором. Мощная белорусская почва прорастает под солнцем таланта.

Юбилейный год

Геннадий Степанович всегда шутит, за кулисами раздает поцелуи девушкам, а если даже злится, то так, что не страшно. На каждый вопрос про театр, спектакли, гастроли у него есть своя байка. Что и говорить, последний из могикан, он застал всех ведущих артистов первого поколения купаловцев: Глебова, Платонова, Рахленко... Главное — ни о ком никогда не сказал плохого: ни тогда, еще в советские времена, когда это приветствовалось на парткомах и художественных советах, ни сейчас, в статусе дважды народного артиста. Сегодня актер признается, что не чувствует возраста. Дает себе максимум 79. У Геннадия Овсянникова невероятное чувство юмора. С ним рядом всем легко. Сейчас актер занят в постановке «спектакля без слов» о Марке Шагале, премьера которого состоится в скором времени.


Директор Национального академического драматического театра имени Янки Купалы Павел Латушко о Геннадии Овсянникове:

— У каждой страны и каждой нации есть фигуры, которые являются ориентирами для движения вперед. Невозможно себе представить белорусскую культуру без Личности Геннадия Овсянникова.

Служение искусству Геннадия Овсянникова — фактически эпохообразующее явление в развитии театральной школы Беларуси. Его творчество — это «золотой фонд белорусской нации», он звезда на Олимпе белорусской культуры, которая освещает путь другим в мастерство.

Когда-то сказал почтенному Геннадию Степановичу, что во многом он напоминает мне моего отца: языком, руками, взглядом, сединой... И это ощущение не покидает меня, а только возрастает во время, к сожалению, коротких, но разговоров.

Мне повезло еще и потому, что Геннадия Степановича знаю не только как Мастера, но и как человека вне кулис, в котором сосредоточены достоинство и внутренняя красота.

Геннадий Овсянников — человек-явление, не только сценическое, но и, что намного важнее, человек с большой буквы.

Виктория АСКЕРО

Фото из архива Национального академического драматического театра Янки Купалы

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.