Анна Кубарева начала показывать высокие результаты еще в юношеском теннисе, в 14 лет она выиграла свои первые призовые, а в 15 начала участвовать во взрослых турнирах. В прошлом году девушка впервые в истории страны выиграла чемпионат Европы по теннису — до этого лучшим достижением белорусов на таком турнире было «серебро» Владимира Волчкова в 1995 году. После победы на континентальном первенстве в составе сборной Беларуси 19-летняя Анна стала чемпионкой Европы еще и в командном турнире. После таких успехов девушку пригласили в сборную страны на полуфинальный матч Кубка Федерации. Свой успех в спорте Аня объясняет большим трудом и спортивными генами. Ее папа Олег Михайлович Кубарев в прошлом известный футболист, а ныне тренер, работающий с латвийской командой «Елгава». О своих планах по развитию карьеры теннисистка рассказала в интервью.
— Анна, расскажите, как сейчас, в условиях пандемии, проходят ваши тренировки.
— Мы продолжаем работать, правда, перешли на другой режим. Сейчас у нас по одной тренировке в день, но не так много тенниса, больше внимания уделяем физической подготовке и техническим элементам — это то, на что обычно не хватало времени раньше.
— Пандемия сильно изменила тренировочный и соревновательный график?
— Так. Сейчас нам не к чему готовиться, мы не знаем, когда все это закончится, когда сможем начать играть турниры. Говорят, они могут восстановиться в августе-сентябре, а возможно, только в следующем году. Но я для себя расцениваю это как возможность поработать над ошибками и улучшить свой теннис.
— Сейчас вы выступаете уже только во взрослых турнирах?
— Да, в прошлом году еще могла участвовать в молодежных, но играла уже только на чемпионате Европы. А вообще во взрослых соревнованиях я с 15 лет, этот переход произошел у меня уже давно. Было непросто, ведь ты выходишь играть против опытных девушек, это очень чувствуется, они сильнее физически и гораздо сильнее в психологическом плане.
— Сегодня ваши спарринг-партнеры — это ровесники или теннисисты старшего возраста?
— Бывает по-разному: тренируемся и с Верой Лапко, на прошлой неделе играли с Сашей Саснович. Сейчас, когда нет турниров, все тренируемся в Республиканском центре тенниса, поэтому стараемся соревноваться друг с другом, играть товарищеские встречи, чтобы хоть как-то разнообразить тренировочный процесс. Недавно наша федерация даже организовала небольшой турнир, он проходил без зрителей. Такой опыт у меня впервые, поэтому это было непривычно.
— «Золото» чемпионата Европы на данный момент — самая важная победа в вашей карьере?
— Да, я поехала туда, потому что выиграла чемпионат страны. Хотелось достойно представить свое государство, но ни о какой победе мыслей не было, просто играла матч за матчем. Рада, что смогла выиграть титул.
— После этой победы в вашей карьере и жизни что-то изменилось?
— Сначала было много внимания, но потом все встало на свои места. 2019 год для меня вообще сложился успешно, было много побед, я доходила до полуфиналов 25-тысячных турниров, выиграла свой первый 15-тысячник.
— Результатом этих успехов и стал вызов в сборную на Кубок Федерации?
— Да. Тренеры сделали мне такой своеобразный бонус. Я никогда не была с командой — и вот за хорошие результаты, чтобы я подтягивалась, увидела, как это все происходит на таком крупном турнире, мне сделали подарок. Это было неожиданно. Я знала, что вряд ли удастся сыграть в Гааге, рассчитывала на то, что смогу просто посмотреть, почувствовать эту атмосферу, побыть вместе с командой. Получила хороший опыт и заряд мотивации к дальнейшей работе, для молодого игрока это важно.
— Оцените шансы на победу сборной Беларуси в финале Кубка Федерации.
— У нас сильные девушки, они всегда хорошо готовы и с большим желанием выступают за страну, поэтому шансы хорошие.
— Молодые игроки часто выбирают для своего развития различные зарубежные теннисные академии, вы же остались тренироваться в Минске...
— Я работала с одним польским тренером, он пытался устроиться на работу в Беларуси, но не получилось, поэтому какое-то время я ездила тренироваться к нему в Польшу. Сейчас меня все устраивает в Беларуси, у меня хороший тренер и по теннису, и по общей физической подготовке. К нашим тренировкам стала присоединяться также и Татьяна Николаевна Пучек, поэтому мне нравится этот процесс и все вполне устраивает.
— Спорт в вашей жизни был с самого детства благодаря карьере известного папы...
— Да, с самого раннего детства помню, что брат занимался футболом в ФК «Минск», а мы с мамой постоянно приходили смотреть его тренировки. Папа закончил свою игровую карьеру, как раз когда я родилась, поэтому я не была на его матчах, а когда уже он начал работать тренером — тогда мы приходили на игры его команды. Я тоже хотела играть в футбол, но папа был против, родители выбрали для меня теннис. Попробовала — мне понравилось, сейчас благодарна им за это.
— Теперь следите за играми отцовских команд?
— Да, когда он работал в Беларуси, старалась приходить на стадион, сейчас смотрю трансляции. Брат также уже закончил свою карьеру футболиста, отучился на тренера в Беларуси и Германии и теперь помогает папе в «Елгаве».
— Отец участвует в вашей спортивной жизни?
— Да, он мне очень помогает, постоянно общается с тренерами. В моем случае папа в спорте — это плюс, потому что он сам понимает, насколько это тяжело. Я не чувствую с его стороны никакого давления, он не критикует мою игру, может что-то объяснить, и мне это нравится, потому что я чувствую его поддержку. Люблю, когда родители присутствуют на трибунах, хотя раньше все было наоборот.
— Какой главный совет дал вам отец?
— Раньше у меня были проблемы с волнением. Папа всегда говорит: «Не думай о том, что ты волнуешься, И что будет, если проиграешь. Думай о том, какую игру должно показать, как хочешь сыграть». Теперь нам даже удалось потренироваться вместе: на время карантина мы переехали в загородный дом в Жодино, вместе с братом и папой занимались в тренажерном зале, бегали.
— Благодаря спорту вам пришлось быстро повзрослеть?
— Да, я очень рано стала ездить на турнире одна, без тренеров и родителей. Помню, поехали с другими теннисистами в Каир, жили в каком-то отеле, который нашли сами. Корты располагались довольно далеко, ездили туда на такси, потому что даже судьи, работавшие на этом турнире, предупредили нас о том, что перемещаться пешком там довольно опасно. В 16 лет одна улетела в Израиль, прилетела как раз в субботу, когда еще не закончился шаббат, общественный транспорт не ходил, а мне нужно было добраться в соседний город. Повезло уехать на последнем автобусе с тремя пересадками. Это закаляет характер, да и на матчах, когда ездишь на турнире одна, понимаешь, что все зависит только от тебя, никто не сможет помочь, и рассчитываешь только на свои силы.
— В каком возрасте вы получили свой первый денежный приз?
— Где-то по 200 долларов стала зарабатывать с 14–15 лет. Тратила их на свои нужды-теннисная форма, кроссовки, ракетки.
— Когда планируете перейти на уровень турниров Большого шлема?
— Все будет зависеть от меня, ввиду своих пока не идеальных физических кондиций понимаю, что надо еще поработать, чтобы играть на турнирах высокого уровня. Надеюсь, попаду туда в следующие полтора-два года.
— Какие плюсы и минусы отметите в своей игре?
— Мой главный плюс — удар слева по линии, хорошая диагональ и скорость, я достаточно быстро передвигаюсь по корту. Но знаю, что еще нужно прибавить в силе, в подаче и ушибе справа. Работы много.
— Кем из теннисисток вы увлекаетесь?
— С детства — Викой Азаренко, ее характером. По стилю мне нравятся Симона Халеп и Каролин Возняцки.
— О чем мечтаете в теннисе?
— Хотелось бы выиграть турнир Большого шлема.
Дарья ЛОБАЖЕВИЧ
Фото из личного архива героини
Для смуглого, с нетипичной для Беларуси внешностью тракториста-машиниста КУСХП «Великодолецкое» Ушачского района Ро Вутха наша страна давно