Вы здесь

Владимир Жилка. «Мой меч зіхціць, непераможны, востры…»


Поэтизация государственно-экономического и духовно-культурного возрождения белорусского народа, развития его социального и национального самосознания, утверждение принципов и ценности свободы и независимости, национально-освободительного движения — вот что было главным в национально-возрожденческой романтической линии развития западнобелорусской поэзии. Ее представители апеллировали ко временам Великого Княжества Литовского, прославляли его наследие. Их лирический герой свидетельствовал свою четкую национально-этническую детерминированность, был заангажирован в духовнопатриотическую проблематику.


У поэтов этой романтической линии события и факты национально-исторического прошлого сочетались с народной символической образностью, душевнопсихологические переживания дополнялись поэтической мистификацией. Показательно в этом плане творчество Владимира Жилки.

Родился поэт 27 мая 1900 г. в деревне Макаши Новогрудского уезда Минской губернии (ныне Несвижский район Минской области) в крестьянской семье. Учился в Городейской церковноприходской школе, Мирском городском училище. Во время беженства — в Богородицком агрономическом училище Тульской губернии (1915–1917). Там закончил три класса и начал писать стихи. После учился в белорусской гимназии в Двинске. С 1923 по 1926 г. — как стипендиат чехословацкого правительства — студент Карлова университета в Праге, где активно причастен к молодежному общественно-культурному движению. После участия в научной конференции в Минске по реформе белорусского правописания (1926) принял советское гражданство. Жил в Минске, работал в газете «Звязда», преподавателем белорусской литературы в Минском музыкальном техникуме. 18 июля 1930 года арестован органами ГПУ по сфабрикованному делу Союза освобождения Беларуси. В связи с тем, что тяжело болел туберкулезом, через месяц был освобожден из-под стражи под подписку о невыезде. В соответствии с постановлением внесудебного органа от 10 марта 1931 г. осужден на 5 лет ссылки в Уржум Кировской области. Работал преподавателем русской литературы в местном медицинском техникуме.

Умер 1 марта 1933 г. от туберкулеза.

Реабилитирован 19 сентября 1960 г.

Первая отдельная книга поэта вышла в 1923 г. — это была поэма «Уяўленне». Основой морально-философского пафоса произведения выступало глубокое и искреннее патриотическое чувство, напряженное переживание тех событий, которые происходили в Беларуси. Носителем лирического сознания автора является идея пробуждения и развертывания социальнополитической и духовной активности народа, общественного обновления, идея белорусской государственности. «На мапу Еўропы // Ўзышоў Беларус, — натхнёна сцвярджае ён. — У лапцях лазовых,  // Па світцы ручнік, // І светам Хрыстовым  // Зіяе аблік». Лирический герой предан стихии национально-освободительного движения, проникнутому ощущением сложной и противоречивой природы общественно-социальных процессов, революций и войн, которые прошлись по белорусским этническим землям, осознанием связи и взаимообусловленности исторических изменений и народной жизнедеятельности. Он полнится безграничной сыновней радостью от понимания, что узнал, обрел Мать-Родину, Отчизну-Беларусь, которая активно реализует свое право на духовное самоутверждение, свободное развитие во времени и пространстве, становится «самой молодой нацией» в когорте народов-соседей: «Перуны завірух // У захапленні // Грымяць аб адным: // Паўнагучна Адраджэнне!»

Несмотря на трудности и препятствия, разделение Беларуси на Восточную и Западную, оказавшихся в разных государствах («Пакута падзелам. // Па беламу целу // Знаком ад нажа // Крывавіць мяжа»), поэт с подчеркнутой верой и оптимизмом смотрел на поиски белорусами своей исторической судьбы, воплощение идеи государственной независимости, которая приведет к гармонизации народной жизни:

Народы! Прадбачу:

Шпаркасць коняў

Пагоні

Суліць удачу.

Вам на пасадзе

Пакутніцу

Нявехнай бачыць.

В произведении доминирует романтически-идеализированное, лирико-обобщенное выявление жизненных процессов, элементы народно-мифологического мышления переплетаются в ней со средствами оригинальной индивидуально-авторской поэтики, традиционная фольклорная и евангельская символико-аллегорическая образность наполняется актуальным духовно-патриотическим, общественносоциальным содержанием.

Свежестью и непосредственностью мировосприятия, глубиной и правдивостью духовно-социальных переживаний, слаженностью мысли и эмоции обращали на себя внимание сборники стихов В. Жилки «На ростані» (1924) и «З палёў Заходняй Беларусі» (1927),которые во многом продолжали и развивали идейно-художественное содержание поэмы «Уяўленне». Они утверждали богатство и полнокровие желаний и целеимкнений героя, натуры мечтательной, загадочной, романтично-возвышенной и в то же время социально активной, действенной, с высоким чувством патриотического сознания и гражданской ответственности. Тоскливая душа поэта, «Лілея між балот», что «ўзрасла, маўклівая, // Між багны сонных вод», порывалась в необозримые жизненные дали, до неизведанного и непознанного. Она чутко и обостренно реагировала на проявления внешнего мира, высокое и низкое в нем, дисгармонию между реальным и идеальным…

После смерти В. Жилки в некрологе А. Луцкевич метко отметит, что видел в нем «душу горячую, живую, рвавшуюся к идеалу, к красе, к новой жизни, — и одновременно такую хрупкую, такую-говоря по-русски — „нежную“ и в этой „нежности“ такую хорошую!» Известный политический и общественнокультурный деятель хорошо знал поэта, опекал его талантом, организовал издание сборника «На ростані».

В полном «рвения и широкого полета» стихотворении «Віхор» (1921) подъем народно-освободительного, повстанческого движения на просторах Западной Беларуси В. Жилка воплотил в романтично-величественном образе природной стихии. Вихрь, который «Гасцём і мараю трывожнаю // Зляцеў да нас з-пад самых зор», скатился на землю, захватывает в свой плен все, что попадает на его пути, несет силу, бодрость, обновление. Но хотя это вихрь грозовой, революционно-подъемный, он не разрушительно-сокрушительный, так как имеет добродушный, очищающий характер и миссию, пробуждает к активному созидательному, социально-гуманистическому присутствию в мире все потенциально здоровое и жизненостное:

Пара, пара дазнацца, зверыцца

Сваіх магутных сонных сіл!

Адважны хто спыніць намерыцца

Размах жыцця і творчы пыл?..

В произведении прослеживается четкая образно-стильная параллель-очищающий грозовой вихрь обуславливает «лезвие ножа», наличие стихийного повстанческого оружия. В соответствии с этим художественным приемом, соотнесенностью различных и в то же время связанных между собою образов-символов, построен и стих «Меч» (1924), один из лучших в западнобелорусской поэзии 1920-х годов. Узкий мужицкий загон становится местом необычного происшествия — потомственный крестьянин выговаривает на нем древний меч, символ рыцарского духа и благородства: «Вясёлым звонам аказаўся ён, // Калі чапіў канцом майго нарога». «Абцёр набожна йржу часу благога, — кажа герой, ад імя якога вядзецца лірычнае апавяданне, — І заблішчаў старых стагоддзяў сон, // І надпіс на клінку, нібы закон, — // „Дарэшты бой!“ — зірнуў загадам строга». Этот случай радикально переиначивает его жизнь. Пахарь вконец проникается гражданскопатриотическим ощущением героики прошлых времен, славных традиций своих далеких предков, загорается идеей борьбы за ценности и святыни родной земли. Поменяв плуг на меч, он становится в ряды жертвенных воинов за свободу Отечества, является прочным звеном в длинной цепи народно-освободительного деяния:

Я з грамадой іду па шчасце нам.

Мой меч зіхціць, непераможны, востры.

Змагуся сам — дык сотням перадам!

Верность принципам и ценностям трудовой среды, жизни крестьянина-пахаря была одной из основных тем творчества В. Жилки. Он поэтизировал высокий духовно-нравственное содержание национально-освободительного движения, который в первой половине 1920-х годов разворачивался и в активных партизанских формах, отмобилизованную решимость борьбы за волю и справедливость. Поэт прославлял революционный порыв, грозовой общественно-социальный подъем, радость единения в жертвенном поступе за высокие народные идеалы, стремился раскрыть резервы человеческого духа, непознанные грани личности своего современника. «Толькі той, хто вера ў цуд — // Лепшу долю курных хат, — // Толькі той, хто любіць люд, // Толькі той — мой любы брат», — свидетельствует творец.

Высокая патриотическая идея, чувство жертвенной преданности Отечеству являются основой одного из лучших жилковых стихов  «Наш лёс, бы кат з рукой забойнай…», написанного в 1925 году. В критический, решающий для Отечества момент («Народ, Свабода і Радзіма, — На ўсё прыйшла адна чарга»), когда «Найдаражэйшае, святое  — Ўсё, чым натхнялася душа, Чужою збэшчана рукою, Сваволяй скута палаша», герой поэта, одержимый закаленным мужеством и решимостью воин, исполняет свой главный духовно-нравственный долг, вступает в смертный бой с злейшим врагом:

Але пад лобам хмурым гэтым,

У гэтай думнай галаве

Імкненне да апошняй мэты

Непераможнае жыве.

..... І покі сэрца поўна гневам,

І гнеў драпежней крумкача,

— Вітаю бой ваяцкім спевам

І звонам вострага мяча.

Высокий лирический пафос, характерная романтическая стилистика, обусловленные жаждой познания и открытия, обращенностью к идеальному в обществе и человеке, объединялись в произведениях В. Жилки с глубокой заангажированностью в судьбоносные для народа духовно-социальные проблемы, с драматическим философско-медитативным началом, чувственной приговоренностью. Это и многое другое не соответствовало классово-пролетарским принципам отражения действительности, которые царили в «охваченной социалистическим бешенством Беларуси». После переезда из Праги в Минск и издания сборника «З палёў Заходняй Беларусі» тяжело больной поэт был подвергнут тенденциозной, жестокой и несправедливой критике со стороны апологетов нового общественного строя...

Несмотря на это, Владимир Жилка до конца жизни отстаивал высокие духовные принципы, о чем свидетельствуют многие его произведения, в частности поэма «Тастамент», написана в ссылке перед самой смертью. Это произведение большой эмоциональной силы воздействия, оно определяется внутренней целостностью и гармоничностью, своеобразно подытоживает идейно-художественные поиски поэта. В основе его лирического пафоса-высокое духоносное начало, утверждение извечных нравственно-философских ценностей жизни народа, гуманистических идеалов, диалектики национального и общественно-социального. Прощаясь с «добродейкой землей», своими мечтами и надеждами, осматривая пройденный путь, В. Жилка прославлял родной край, его красу и величие, выражал веру в процветание и счастливое будущее независимого Отечества. Поэма «Тастамент» — это гимн Беларуси, ее рабочему кривицкому народу, правде, совести, жизни.

Тяжелая болезнь, а также сложные общественно-политические обстоятельства не позволили развернуться на полную силу, развить весь свой богатый творческий потенциал одному из самых ярких талантов в истории белорусской поэзии.

Николай МИКУЛИЧ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.