Вы здесь

Андрей Худык: Необходима мобилизация всех уровней власти, общества и бизнеса для совместных действий по охране природы


Накануне Дня охраны окружающей среды министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык рассказал, для чего нужен экологический рейтинг развития регионов, можно ли в Беларуси использовать энергию недр и какие «зеленые» направления становятся национальным приоритетом.

От того, насколько бережно люди относятся к природе, зависит качество их жизни, здоровье и даже благополучие. Неслучайно в ряд составляющих концепции национальной безопасности Республики Беларусь включено поддержание экологической безопасности — состояния защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от различных угроз, идущих как от природы, так и от самого человека.

За последние годы в Беларуси уменьшилось негативное влияние хозяйственной деятельности на целостность экологических систем, улучшилась экологическая ситуация в стране, экономика начала переходить на «зеленые» рельсы. Но по-прежнему в сфере охраны природы остается много вопросов, решить которые невозможно без взаимодействия органов власти, институтов гражданского общества, деловых кругов.


Фото Евгения Песецкого

Собственные ресурсы — основа развития

— Андрей Павлович, на заседании итоговой коллегии министерства вы говорили о необходимости повышения использования собственного минерального сырья. Почему это направление важно развивать?

— Устойчивое развитие экономики Беларуси невозможно без сбалансированного использования и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов. При этом важно снижать зависимость от импорта минерального сырья и повышать экспортный потенциал собственных ресурсов. Это в том числе помогает развивать регионы, увеличивать уровень и качество жизни населения.

На территории нашей страны сосредоточены огромные запасы калийных и каменной солей, доломита, мела и мергельно-меловых пород, сырья для производства стройматериалов, торфа, сапропелей, пресных и минеральных подземных вод и других. За последние три года в работу передано около ста новых месторождений полезных ископаемых: нефти, нефтяного попутного газа, песчано-гравийно-валунного материала и песка, торфа, сапропеля, трепела. На базе месторождений реализуются инвестиционные проекты на сумму около 3,5 миллиарда долларов США.

Но, несмотря на ежегодное обеспечение прироста запасов полезных ископаемых различных видов, не все месторождения сегодня востребованы в некоторых отраслях. Не полностью используются запасы калийных и каменной солей, доломита, мела и мергельно-меловых пород, стеклянных и силикатных Песков, строительного камня, глинистого сырья, торфа, сапропеля, пресных и минеральных подземных вод. Из-за этого страна недополучает средства: платится меньше налога за добычу природных ресурсов; меньше возвращается бюджетных средств, вложенных государством в разведку этих месторождений; не сокращается импорт полезных ископаемых, которые разведаны, но пока не разрабатываются в нашей стране.

Поэтому различным ведомствам и органам власти важно совместно работать над максимальным вовлечением в хозяйственный оборот разведанных полезных ископаемых, в том числе привлекать инвесторов.

Фото Анатолия Дрибаса

— На улицах Минска и других городов появились электробусы, развивается и прокат велосипедов, самокатов. Выбирая такой транспорт, белорусы помогают сократить вредные выбросы в воздух. Какие еще меры должны приниматься по снижению загрязнения «легких» наших населенных пунктов?

— Да, действительно, создание «зеленых» транспортных систем позволяет снижать выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов, расширять использование новых видов топлива.

Реализация принятой в 2013 году стратегии по снижению вредного воздействия транспорта на атмосферный воздух Республики Беларусь до 2020 года позволила сократить долю выбросов с 68 % в 2013 году до 63 % в 2019-м.

В нашей стране активно развивается пассажирский электротранспорт: электробусы, троллейбусы, трамваи и электропоезда. Сейчас в стране зарегистрировано около 360 электромобилей, более 80 электробусов и свыше 250 зарядных станций. Развитие электротранспорта становится национальным приоритетом.

В 2019 году суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по сравнению с 2016 годом уменьшился на 1,1 %. При этом основное снижение выбросов достигнуто за счет их сокращения именно от мобильных источников.

Очень важно также увеличивать потенциал использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в том числе энергии биогаза, естественного движения водных потоков, биомассы, тепла земли и других. В 2019 году выданы сертификаты о подтверждении происхождения энергии по 11 вновь созданным установкам по использованию ВИЭ общей суммарной мощностью 83,101 МВт. Введены в эксплуатацию три ветроэнергетические установки суммарной мощностью 7,75 МВт.

С июля 2019-го по январь 2020 года Минприроды обеспечило 40 горных отводов для использования петрогеотермальных ресурсов в целях теплоснабжения торговых объектов и АЗС. Такое направление необходимо развивать, ведь этот вид энергии экологически чистый и безотходный.

Перспективное направление также-разработка планов устойчивой городской мобильности. Эти планы включают мероприятия по комплексному развитию общественного и велосипедного транспорта, созданию в центрах городов территорий и пространств, где преимущество движения будет отдано пешеходам, и много другого. Сейчас Минприроды совместно с Программой развития ООН реализует проект международной технической помощи «Беларусь: поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси», в рамках которого разрабатываются планы устойчивой городской мобильности для 12 городов.

Порядок начинается с малого

— С целью стимулирования наведения порядка на местах вы предлагаете внедрить рейтинг экологического развития по регионам Беларуси. Почему важно включать экологическую составляющую в оценку деятельности регионов?

— Да, эта тема сейчас для нас актуальна. Экологический рейтинг развития — не только наведение порядка на земле, а скорее комплексный подход, при котором будет проводиться сравнительная оценка по регионам, городам по трем направлениям:

  • состояние окружающей среды (атмосферный воздух, водные ресурсы, вода, почва, биоразнообразие, ООПТ, доля зеленой и водной поверхностей и другое),
  • деятельность в регионе по сокращению экологической нагрузки: уровень инвестиций в охрану окружающей среды; годовое потребление энергии; процент энергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, твердых коммунальных отходов; использование общественного транспорта; количество модернизированных предприятий, экологических технологий; энергоэффективный жилищный сектор; количество природоохранных бизнес-проектов и т. д.;
  • деятельность по повышению экологической культуры: экологическое образование, поддержка здорового образа жизни, продолжительность велосипедных маршрутов, общественное пространство для отдыха на открытом воздухе, зеленые зоны, процент озеленения, доступность экологической информации, качество услуг в сфере природопользования; количество проектов, в которых граждане принимали общественное участие; разработка стратегий, программ, планов повышения устойчивости к изменению климата.

Ответ на вопрос, почему важно включать экологическую составляющую в оценку деятельности регионов, дает само определение устойчивого развития. Его базой является гармоничное сочетание приоритетов триады: экономика, природа, общество.

В 2020 году проводится научно-исследовательская работа «Разработка экологического рейтинга развития регионов Беларуси и методологии его формирования». Мы планируем взять лучшее из международного опыта и адаптировать к условиям нашей страны.

— Кто больше допускает правонарушений в природоохранной сфере — граждане или юридические лица? Насколько в целом эффективна контрольная деятельность Минприроды?

— Контрольная деятельность Минприроды направлена в первую очередь на предотвращение, а затем уже выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства. Поэтому инспекторы охраны природы в своей работе делают акцент на мере профилактического и предупредительного характера (мониторинги, мероприятия технического, технологического, проверочного характера, направление рекомендаций и требований по устранению и недопущению недостатков).

В 2019 году органы Минприроды провели более 17 тысяч таких мероприятий и выявили около 38 тысяч нарушений и недостатков природоохранного законодательства. Также в ходе 335 выборочных проверок субъектов хозяйствования выявлено более двух тысяч нарушений.

О том, кто больше нарушает, свидетельствует статистика. В 2019 году это были 20 850 юридических, 5081 должностное, 1119 физических лиц.

По-прежнему наибольшее количество правонарушений — в области обращения с отходами. Например, было выявлено 2,5 тысячи фактов сохранения вторичных материальных ресурсов и привлечено к ответственности 959 виновных лиц.

Что касается нанесения вреда окружающей среде, то из более чем 900 таких фактов, выявленных в прошлом году, большая часть зафиксирована в области охраны и использования объектов растительного мира (незаконное удаление, исключение, уничтожение, повреждение деревьев или кустарников до степени прекращения роста).

Важно понимать: если субъекты хозяйствования будут соблюдать природоохранное законодательство, предотвращать вредные последствия своей деятельности на окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам, то и экологическая обстановка в стране также будет благоприятной.

Меняется климат — время меняться самим

— Тема Всемирного дня окружающей среды в 2020 году посвящена сохранению биоразнообразия. Решением каких проблем в этой области сегодня занимается Минприроды?

— Чтобы эффективно охранять биологическое и ландшафтное разнообразие, в нашей стране создана и действует система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В пределах ООПТ обитает около 80 % видов редких и находящихся под угрозой исчезновения, дикорастущих растений и около 90% видов диких животных.

На 1 января 2020 года в стране функционирует 1297 ООПТ на площади 1870,1 тысячи гектаров (один заповедник, четыре национальных парка, 381 заказник, 911 памятников природы). С 2016 по 2019 год площадь ООПТ увеличилась на 71,4 тысячи гектаров и достигла 9 % от общей площади страны.

Важно понимать, что природная среда меняется — это связано как с интенсификацией хозяйственной деятельности, так и с изменением климата. Поэтому и систему ООПТ нужно развивать и совершенствовать, разумеется, с учетом сохранения экологических систем и природных компонентов, важных для поддержания биологического разнообразия и формирования национальной экологической сети. Например, следует продвигать экологический туризм на ООПТ.

Если говорить о редких видах, то мероприятия по охране, стабилизации и увеличении количества видов диких животных, которые исчезают на глобальном уровне, также дают хорошие результаты.

Например, количество европейского зубра в Беларуси постоянно растет-за 29 лет она увеличилась более чем в 6,2 раза и по состоянию на 1 марта 2020 года составляет 2043 особи. В нашей стране создано 10 микропопуляций зубра. В 2018–2019 годах начала формироваться 11-я Дятловская микропопуляция, которая уже дала первое потомство. Сегодня Беларусь занимает первое место в мире по численности живущих свободно зубров, при этом доля поголовья вида составляет 35 % от мирового количества и гарантирует долгосрочное выживание его белорусской популяции.

Занимается Минприроды и вопросами минимизации негативного влияния инвазионных чужеродных видов дикорастущих растений на экологические системы. Нам необходимо и дальше сокращать площади, занятые под такие растения, как борщевик Сосновского и золотарник канадский, — в этом году эти работы будут проведены на 4615,7 и 2848,0 гектара соответственно.

Важно также вовлекать в хозяйственный оборот биологические ресурсы. Только за прошлый год Беларусь экспортировала более 23 тысяч тонн продукции растительного мира (свежие плоды, ягоды и продукты их переработки) и грибов стоимостью около 60 миллионов долларов США. Растут заготовки виноградной улитки, длиннопалого рака, личинок хирономид. Поступления валютных средств от экспорта виноградной улитки за последние пять лет составили около 4 миллионов долларов.

— Как в Беларуси выполняется План мероприятий по реализации положений Парижского соглашения?

— Направленность Республики Беларусь на устойчивое развитие невозможна без решения проблемы изменения климата. По Парижскому соглашению наша страна взяла на себя обязательства к 2030 году уменьшить выбросы парниковых газов на 28 % по сравнению с 1990-м. по оценочным данным, за 2019 год выбросы сократились уже не менее чем на 30 %. Поэтому мы намерены увеличить свои национальные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году не менее чем на 35% по сравнению с 1990 годом исключительно за счет собственных ресурсов.

Беларусь имеет один из самых высоких показателей лесистости в Европе (39,8 % территории) и большие площади неосушенных болот (около 7 % территории), которые связывают и выводят из атмосферы углекислый газ.

По оценкам ученых, в лесном фонде страны накоплено 3,5 миллиарда тонн углерода, из которых три четверти представлено органическим углеродом почвы, в том числе более 60 % — углеродом торфа. В болотах аккумулирован 0,5 миллиарда тонн углерода, а сохранившиеся в естественном состоянии болота ежегодно выводят из атмосферы около 900 тысяч тонн диоксида углерода и выделяют в атмосферу 630 тысяч тонн кислорода.

Важным шагом в деле смягчения последствий от изменения климата стало принятие в прошлом году Закона «Об охране и использовании торфяников».

Беларусь — один из мировых лидеров по восстановлению нарушенных болотных экосистем. Такие мероприятия уже проведены на территории свыше 60 тысяч гектаров.

В 2020 году в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Ветландс» продолжаются работы по экологической реабилитации торфяников в Сморгонском, Вилейском, Шарковщинском, Миорском, Лидском районах. Во второй фазе проекта Правительства Республики Корея и Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием «Восстановление осушенных торфяников в Беларуси» будут повторно заболочены торфяники в Хойникском и Калинковичском районах площадью не менее двух тысяч гектаров.

В развитие национального Плана мероприятий по реализации Парижского соглашения наша страна работает не только над снижением выбросов парниковых газов, но и над мерами по адаптации и увеличению поглощения этих газов.

Например, министерством лесного хозяйства утвержден Национальный план действий по увеличению абсорбции поглотителями парниковых газов на период до 2030 года, стратегия адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата к 2050 году и Национальный план действий по адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата к 2030 году. Министерством сельского хозяйства и продовольствия совместно с НАН Беларуси разработана и утверждена стратегия адаптации сельского хозяйства к изменению климата к 2050 году. Ряд городов и районов приняли планы по смягчению последствий изменения климата и адаптации к изменениям климата на местном уровне.

Для реализации положений Парижского соглашения и Целей устойчивого развития в стране разрабатывается Стратегия низкоуглеродного развития на период до 2050 года. Она будет предусматривать более широкое использование возобновляемых источников энергии, строительство энергоэффективного жилья, развитие электротранспорта, внедрение в экономику низкоуглеродных и безуглеродных технологий.

Однако необходимо принимать во внимание, что добросовестного выполнения Беларусью повышенных обязательств, взятых на себя в рамках реализации Парижского соглашения, недостаточно для преодоления явлений, вызванных изменением климата в региональном и глобальном масштабах. Необходима консолидация усилий всех государств, а также справедливое распределение технической и экспертной помощи странам, способным принимать максимально эффективные меры в этой сфере.

Сотрудничество на благо природе

— Расскажите, пожалуйста, о международных контактах ведомства.

— Активное сотрудничество в области охраны окружающей среды налажено в рамках СНГ, ЕАЭС, Союзного государства. Один из ключевых партнеров Беларуси в этой сфере — Европейский союз.

Ученые и специалисты Беларуси и стран-соседок проводят совместные исследования в области трансграничного загрязнения воздуха, охраны водно-болотных угодий, борьбы с опустыниванием и деградацией земель, миграции диких животных, рационального использования ресурсов трансграничных рек, развития экотуризма и в других важных направлениях природоохранной деятельности.

Ежегодно реализуется ряд проектов международной технической помощи в области сохранения биоразнообразия, восстановления водно-болотных экосистем и устойчивого управления пресноводными экосистемами, развития электромобильного транспорта и национальной сети зарядных станций, а также ветроэнергетики, экологического туризма и прочего. Только в 2019 году в рамках реализации девяти проектов было привлечено 28,8 миллиона долларов США и 5,4 миллиона евро средств международной технической помощи.

Нам интересен современный опыт и наилучшие практики по ряду направлений политики в области охраны окружающей среды, а также обращения с промышленными и бытовыми отходами, повышения энергоэффективности. Это дает возможность выбирать наиболее эффективные инструменты реализации национальной политики. В свою очередь, мы также представили партнерам наши наработки по реализации политики в области сохранения биоразнообразия, охраны трансграничных водных ресурсов, развития особо охраняемых природных территорий.

Развиваясь, промышленность часто негативно влияет на окружающую среду. Но одновременно с этим во всем мире стараются переходить на «зеленые» технологии. Я думаю, что ситуация стабилизируется через несколько лет и мы придем к тому, что человечество будет наносить меньший вред природе.

Сейчас страны реализуют меры по улучшению состояния окружающей среды при разработке планов выхода из кризиса, вызванного COVІD-19.в этой связи необходимо усилить международное сотрудничество, в том числе в области обмена опытом преодоления последствий кризиса и его влияния на экологическую политику государств. Меры по выходу из кризиса должны стать основой для структурной экологизации и перехода к «зеленому» развитию. Ведь окружающая среда — один из индикаторов здоровья и благополучия населения.

Наша планета слишком мала, чтобы сохранить благополучие одних государств, игнорируя проблемы других. И если каждый из нас будет считать своим долгом сберечь то, что дано нам природой, а также признает себя ответственным за будущее планеты Земля, мы добьемся успеха в сохранении нашего общего дома для последующих поколений.

— Как вы оцениваете сотрудничество Минприроды с общественными организациями экологического профиля?

— Общественные объединения — основные партнеры Минприроды наряду со средствами массовой информации, органами государственного управления, религиозными организациями, молодежными волонтерскими экологическими отрядами, общественными экологами. 27 общественных экологов входят в состав Общественного координационного экологического совета Министерства.

Хочу подчеркнуть важность совместной деятельности во всех направлениях-по совершенствованию природоохранного законодательства, реализации экологических проектов, участию в просветительской работе. Особенно благодарен представителям общественности за участие в кампании «благоустроим малую родину».

Общественные экологи — а это 415 неравнодушных, ответственных людей — оказывают существенную помощь на местах в деле наведения порядка на земле. Результат нашей совместной работы должен быть ощутимым, он должен стимулировать широкое использование «зеленых» технологий, повысить экологическую культуру населения.

Необходима мобилизация всех уровней власти, а также общества и бизнеса на совместные действия, направленные на то, чтобы воздух и вода были чисты, чтобы сохранились леса, растения и животные, чтобы пейзажей, которые нас окружают, не портили свалки бытовых и промышленных отходов.

Надеемся на плодотворное сотрудничество со всеми заинтересованными госорганами и организациями.

Вероника КОЛОСОВА

Оксана ЯНОВСКАЯ

Выбор редакции

Экономика

На каких банковских вкладах заработаешь больше

На каких банковских вкладах заработаешь больше

Самые большие проценты — по рублевым депозитам.