Вы здесь

Андрей Худык: Необходима мобилизация всех уровней власти, общества и бизнеса для совместных действий по охране природы


Накануне Дня охраны окружающей среды министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык рассказал, для чего нужен экологический рейтинг развития регионов, можно ли в Беларуси использовать энергию недр и какие «зеленые» направления становятся национальным приоритетом.

От того, насколько бережно люди относятся к природе, зависит качество их жизни, здоровье и даже благополучие. Неслучайно в ряд составляющих концепции национальной безопасности Республики Беларусь включено поддержание экологической безопасности — состояния защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от различных угроз, идущих как от природы, так и от самого человека.

За последние годы в Беларуси уменьшилось негативное влияние хозяйственной деятельности на целостность экологических систем, улучшилась экологическая ситуация в стране, экономика начала переходить на «зеленые» рельсы. Но по-прежнему в сфере охраны природы остается много вопросов, решить которые невозможно без взаимодействия органов власти, институтов гражданского общества, деловых кругов.


Фото Евгения Песецкого

Собственные ресурсы — основа развития

— Андрей Павлович, на заседании итоговой коллегии министерства вы говорили о необходимости повышения использования собственного минерального сырья. Почему это направление важно развивать?

— Устойчивое развитие экономики Беларуси невозможно без сбалансированного использования и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов. При этом важно снижать зависимость от импорта минерального сырья и повышать экспортный потенциал собственных ресурсов. Это в том числе помогает развивать регионы, увеличивать уровень и качество жизни населения.

На территории нашей страны сосредоточены огромные запасы калийных и каменной солей, доломита, мела и мергельно-меловых пород, сырья для производства стройматериалов, торфа, сапропелей, пресных и минеральных подземных вод и других. За последние три года в работу передано около ста новых месторождений полезных ископаемых: нефти, нефтяного попутного газа, песчано-гравийно-валунного материала и песка, торфа, сапропеля, трепела. На базе месторождений реализуются инвестиционные проекты на сумму около 3,5 миллиарда долларов США.

Но, несмотря на ежегодное обеспечение прироста запасов полезных ископаемых различных видов, не все месторождения сегодня востребованы в некоторых отраслях. Не полностью используются запасы калийных и каменной солей, доломита, мела и мергельно-меловых пород, стеклянных и силикатных Песков, строительного камня, глинистого сырья, торфа, сапропеля, пресных и минеральных подземных вод. Из-за этого страна недополучает средства: платится меньше налога за добычу природных ресурсов; меньше возвращается бюджетных средств, вложенных государством в разведку этих месторождений; не сокращается импорт полезных ископаемых, которые разведаны, но пока не разрабатываются в нашей стране.

Поэтому различным ведомствам и органам власти важно совместно работать над максимальным вовлечением в хозяйственный оборот разведанных полезных ископаемых, в том числе привлекать инвесторов.

Фото Анатолия Дрибаса

— На улицах Минска и других городов появились электробусы, развивается и прокат велосипедов, самокатов. Выбирая такой транспорт, белорусы помогают сократить вредные выбросы в воздух. Какие еще меры должны приниматься по снижению загрязнения «легких» наших населенных пунктов?

— Да, действительно, создание «зеленых» транспортных систем позволяет снижать выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов, расширять использование новых видов топлива.

Реализация принятой в 2013 году стратегии по снижению вредного воздействия транспорта на атмосферный воздух Республики Беларусь до 2020 года позволила сократить долю выбросов с 68 % в 2013 году до 63 % в 2019-м.

В нашей стране активно развивается пассажирский электротранспорт: электробусы, троллейбусы, трамваи и электропоезда. Сейчас в стране зарегистрировано около 360 электромобилей, более 80 электробусов и свыше 250 зарядных станций. Развитие электротранспорта становится национальным приоритетом.

В 2019 году суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по сравнению с 2016 годом уменьшился на 1,1 %. При этом основное снижение выбросов достигнуто за счет их сокращения именно от мобильных источников.

Очень важно также увеличивать потенциал использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в том числе энергии биогаза, естественного движения водных потоков, биомассы, тепла земли и других. В 2019 году выданы сертификаты о подтверждении происхождения энергии по 11 вновь созданным установкам по использованию ВИЭ общей суммарной мощностью 83,101 МВт. Введены в эксплуатацию три ветроэнергетические установки суммарной мощностью 7,75 МВт.

С июля 2019-го по январь 2020 года Минприроды обеспечило 40 горных отводов для использования петрогеотермальных ресурсов в целях теплоснабжения торговых объектов и АЗС. Такое направление необходимо развивать, ведь этот вид энергии экологически чистый и безотходный.

Перспективное направление также-разработка планов устойчивой городской мобильности. Эти планы включают мероприятия по комплексному развитию общественного и велосипедного транспорта, созданию в центрах городов территорий и пространств, где преимущество движения будет отдано пешеходам, и много другого. Сейчас Минприроды совместно с Программой развития ООН реализует проект международной технической помощи «Беларусь: поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси», в рамках которого разрабатываются планы устойчивой городской мобильности для 12 городов.

Порядок начинается с малого

— С целью стимулирования наведения порядка на местах вы предлагаете внедрить рейтинг экологического развития по регионам Беларуси. Почему важно включать экологическую составляющую в оценку деятельности регионов?

— Да, эта тема сейчас для нас актуальна. Экологический рейтинг развития — не только наведение порядка на земле, а скорее комплексный подход, при котором будет проводиться сравнительная оценка по регионам, городам по трем направлениям:

  • состояние окружающей среды (атмосферный воздух, водные ресурсы, вода, почва, биоразнообразие, ООПТ, доля зеленой и водной поверхностей и другое),
  • деятельность в регионе по сокращению экологической нагрузки: уровень инвестиций в охрану окружающей среды; годовое потребление энергии; процент энергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, твердых коммунальных отходов; использование общественного транспорта; количество модернизированных предприятий, экологических технологий; энергоэффективный жилищный сектор; количество природоохранных бизнес-проектов и т. д.;
  • деятельность по повышению экологической культуры: экологическое образование, поддержка здорового образа жизни, продолжительность велосипедных маршрутов, общественное пространство для отдыха на открытом воздухе, зеленые зоны, процент озеленения, доступность экологической информации, качество услуг в сфере природопользования; количество проектов, в которых граждане принимали общественное участие; разработка стратегий, программ, планов повышения устойчивости к изменению климата.

Ответ на вопрос, почему важно включать экологическую составляющую в оценку деятельности регионов, дает само определение устойчивого развития. Его базой является гармоничное сочетание приоритетов триады: экономика, природа, общество.

В 2020 году проводится научно-исследовательская работа «Разработка экологического рейтинга развития регионов Беларуси и методологии его формирования». Мы планируем взять лучшее из международного опыта и адаптировать к условиям нашей страны.

— Кто больше допускает правонарушений в природоохранной сфере — граждане или юридические лица? Насколько в целом эффективна контрольная деятельность Минприроды?

— Контрольная деятельность Минприроды направлена в первую очередь на предотвращение, а затем уже выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства. Поэтому инспекторы охраны природы в своей работе делают акцент на мере профилактического и предупредительного характера (мониторинги, мероприятия технического, технологического, проверочного характера, направление рекомендаций и требований по устранению и недопущению недостатков).

В 2019 году органы Минприроды провели более 17 тысяч таких мероприятий и выявили около 38 тысяч нарушений и недостатков природоохранного законодательства. Также в ходе 335 выборочных проверок субъектов хозяйствования выявлено более двух тысяч нарушений.

О том, кто больше нарушает, свидетельствует статистика. В 2019 году это были 20 850 юридических, 5081 должностное, 1119 физических лиц.

По-прежнему наибольшее количество правонарушений — в области обращения с отходами. Например, было выявлено 2,5 тысячи фактов сохранения вторичных материальных ресурсов и привлечено к ответственности 959 виновных лиц.

Что касается нанесения вреда окружающей среде, то из более чем 900 таких фактов, выявленных в прошлом году, большая часть зафиксирована в области охраны и использования объектов растительного мира (незаконное удаление, исключение, уничтожение, повреждение деревьев или кустарников до степени прекращения роста).

Важно понимать: если субъекты хозяйствования будут соблюдать природоохранное законодательство, предотвращать вредные последствия своей деятельности на окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам, то и экологическая обстановка в стране также будет благоприятной.

Меняется климат — время меняться самим

— Тема Всемирного дня окружающей среды в 2020 году посвящена сохранению биоразнообразия. Решением каких проблем в этой области сегодня занимается Минприроды?

— Чтобы эффективно охранять биологическое и ландшафтное разнообразие, в нашей стране создана и действует система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В пределах ООПТ обитает около 80 % видов редких и находящихся под угрозой исчезновения, дикорастущих растений и около 90% видов диких животных.

На 1 января 2020 года в стране функционирует 1297 ООПТ на площади 1870,1 тысячи гектаров (один заповедник, четыре национальных парка, 381 заказник, 911 памятников природы). С 2016 по 2019 год площадь ООПТ увеличилась на 71,4 тысячи гектаров и достигла 9 % от общей площади страны.

Важно понимать, что природная среда меняется — это связано как с интенсификацией хозяйственной деятельности, так и с изменением климата. Поэтому и систему ООПТ нужно развивать и совершенствовать, разумеется, с учетом сохранения экологических систем и природных компонентов, важных для поддержания биологического разнообразия и формирования национальной экологической сети. Например, следует продвигать экологический туризм на ООПТ.

Если говорить о редких видах, то мероприятия по охране, стабилизации и увеличении количества видов диких животных, которые исчезают на глобальном уровне, также дают хорошие результаты.

Например, количество европейского зубра в Беларуси постоянно растет-за 29 лет она увеличилась более чем в 6,2 раза и по состоянию на 1 марта 2020 года составляет 2043 особи. В нашей стране создано 10 микропопуляций зубра. В 2018–2019 годах начала формироваться 11-я Дятловская микропопуляция, которая уже дала первое потомство. Сегодня Беларусь занимает первое место в мире по численности живущих свободно зубров, при этом доля поголовья вида составляет 35 % от мирового количества и гарантирует долгосрочное выживание его белорусской популяции.

Занимается Минприроды и вопросами минимизации негативного влияния инвазионных чужеродных видов дикорастущих растений на экологические системы. Нам необходимо и дальше сокращать площади, занятые под такие растения, как борщевик Сосновского и золотарник канадский, — в этом году эти работы будут проведены на 4615,7 и 2848,0 гектара соответственно.

Важно также вовлекать в хозяйственный оборот биологические ресурсы. Только за прошлый год Беларусь экспортировала более 23 тысяч тонн продукции растительного мира (свежие плоды, ягоды и продукты их переработки) и грибов стоимостью около 60 миллионов долларов США. Растут заготовки виноградной улитки, длиннопалого рака, личинок хирономид. Поступления валютных средств от экспорта виноградной улитки за последние пять лет составили около 4 миллионов долларов.

— Как в Беларуси выполняется План мероприятий по реализации положений Парижского соглашения?

— Направленность Республики Беларусь на устойчивое развитие невозможна без решения проблемы изменения климата. По Парижскому соглашению наша страна взяла на себя обязательства к 2030 году уменьшить выбросы парниковых газов на 28 % по сравнению с 1990-м. по оценочным данным, за 2019 год выбросы сократились уже не менее чем на 30 %. Поэтому мы намерены увеличить свои национальные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году не менее чем на 35% по сравнению с 1990 годом исключительно за счет собственных ресурсов.

Беларусь имеет один из самых высоких показателей лесистости в Европе (39,8 % территории) и большие площади неосушенных болот (около 7 % территории), которые связывают и выводят из атмосферы углекислый газ.

По оценкам ученых, в лесном фонде страны накоплено 3,5 миллиарда тонн углерода, из которых три четверти представлено органическим углеродом почвы, в том числе более 60 % — углеродом торфа. В болотах аккумулирован 0,5 миллиарда тонн углерода, а сохранившиеся в естественном состоянии болота ежегодно выводят из атмосферы около 900 тысяч тонн диоксида углерода и выделяют в атмосферу 630 тысяч тонн кислорода.

Важным шагом в деле смягчения последствий от изменения климата стало принятие в прошлом году Закона «Об охране и использовании торфяников».

Беларусь — один из мировых лидеров по восстановлению нарушенных болотных экосистем. Такие мероприятия уже проведены на территории свыше 60 тысяч гектаров.

В 2020 году в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Ветландс» продолжаются работы по экологической реабилитации торфяников в Сморгонском, Вилейском, Шарковщинском, Миорском, Лидском районах. Во второй фазе проекта Правительства Республики Корея и Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием «Восстановление осушенных торфяников в Беларуси» будут повторно заболочены торфяники в Хойникском и Калинковичском районах площадью не менее двух тысяч гектаров.

В развитие национального Плана мероприятий по реализации Парижского соглашения наша страна работает не только над снижением выбросов парниковых газов, но и над мерами по адаптации и увеличению поглощения этих газов.

Например, министерством лесного хозяйства утвержден Национальный план действий по увеличению абсорбции поглотителями парниковых газов на период до 2030 года, стратегия адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата к 2050 году и Национальный план действий по адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата к 2030 году. Министерством сельского хозяйства и продовольствия совместно с НАН Беларуси разработана и утверждена стратегия адаптации сельского хозяйства к изменению климата к 2050 году. Ряд городов и районов приняли планы по смягчению последствий изменения климата и адаптации к изменениям климата на местном уровне.

Для реализации положений Парижского соглашения и Целей устойчивого развития в стране разрабатывается Стратегия низкоуглеродного развития на период до 2050 года. Она будет предусматривать более широкое использование возобновляемых источников энергии, строительство энергоэффективного жилья, развитие электротранспорта, внедрение в экономику низкоуглеродных и безуглеродных технологий.

Однако необходимо принимать во внимание, что добросовестного выполнения Беларусью повышенных обязательств, взятых на себя в рамках реализации Парижского соглашения, недостаточно для преодоления явлений, вызванных изменением климата в региональном и глобальном масштабах. Необходима консолидация усилий всех государств, а также справедливое распределение технической и экспертной помощи странам, способным принимать максимально эффективные меры в этой сфере.

Сотрудничество на благо природе

— Расскажите, пожалуйста, о международных контактах ведомства.

— Активное сотрудничество в области охраны окружающей среды налажено в рамках СНГ, ЕАЭС, Союзного государства. Один из ключевых партнеров Беларуси в этой сфере — Европейский союз.

Ученые и специалисты Беларуси и стран-соседок проводят совместные исследования в области трансграничного загрязнения воздуха, охраны водно-болотных угодий, борьбы с опустыниванием и деградацией земель, миграции диких животных, рационального использования ресурсов трансграничных рек, развития экотуризма и в других важных направлениях природоохранной деятельности.

Ежегодно реализуется ряд проектов международной технической помощи в области сохранения биоразнообразия, восстановления водно-болотных экосистем и устойчивого управления пресноводными экосистемами, развития электромобильного транспорта и национальной сети зарядных станций, а также ветроэнергетики, экологического туризма и прочего. Только в 2019 году в рамках реализации девяти проектов было привлечено 28,8 миллиона долларов США и 5,4 миллиона евро средств международной технической помощи.

Нам интересен современный опыт и наилучшие практики по ряду направлений политики в области охраны окружающей среды, а также обращения с промышленными и бытовыми отходами, повышения энергоэффективности. Это дает возможность выбирать наиболее эффективные инструменты реализации национальной политики. В свою очередь, мы также представили партнерам наши наработки по реализации политики в области сохранения биоразнообразия, охраны трансграничных водных ресурсов, развития особо охраняемых природных территорий.

Развиваясь, промышленность часто негативно влияет на окружающую среду. Но одновременно с этим во всем мире стараются переходить на «зеленые» технологии. Я думаю, что ситуация стабилизируется через несколько лет и мы придем к тому, что человечество будет наносить меньший вред природе.

Сейчас страны реализуют меры по улучшению состояния окружающей среды при разработке планов выхода из кризиса, вызванного COVІD-19.в этой связи необходимо усилить международное сотрудничество, в том числе в области обмена опытом преодоления последствий кризиса и его влияния на экологическую политику государств. Меры по выходу из кризиса должны стать основой для структурной экологизации и перехода к «зеленому» развитию. Ведь окружающая среда — один из индикаторов здоровья и благополучия населения.

Наша планета слишком мала, чтобы сохранить благополучие одних государств, игнорируя проблемы других. И если каждый из нас будет считать своим долгом сберечь то, что дано нам природой, а также признает себя ответственным за будущее планеты Земля, мы добьемся успеха в сохранении нашего общего дома для последующих поколений.

— Как вы оцениваете сотрудничество Минприроды с общественными организациями экологического профиля?

— Общественные объединения — основные партнеры Минприроды наряду со средствами массовой информации, органами государственного управления, религиозными организациями, молодежными волонтерскими экологическими отрядами, общественными экологами. 27 общественных экологов входят в состав Общественного координационного экологического совета Министерства.

Хочу подчеркнуть важность совместной деятельности во всех направлениях-по совершенствованию природоохранного законодательства, реализации экологических проектов, участию в просветительской работе. Особенно благодарен представителям общественности за участие в кампании «благоустроим малую родину».

Общественные экологи — а это 415 неравнодушных, ответственных людей — оказывают существенную помощь на местах в деле наведения порядка на земле. Результат нашей совместной работы должен быть ощутимым, он должен стимулировать широкое использование «зеленых» технологий, повысить экологическую культуру населения.

Необходима мобилизация всех уровней власти, а также общества и бизнеса на совместные действия, направленные на то, чтобы воздух и вода были чисты, чтобы сохранились леса, растения и животные, чтобы пейзажей, которые нас окружают, не портили свалки бытовых и промышленных отходов.

Надеемся на плодотворное сотрудничество со всеми заинтересованными госорганами и организациями.

Вероника КОЛОСОВА

Оксана ЯНОВСКАЯ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.