Вы здесь

Есть такая профессия — с молодежью работать


Кто-то может удивиться, но специалистов по такой работе готовят не только в странах с устойчивой памятью о комсомольских работниках и пионерских вожатых. Это происходит повсеместно. С одинаковым пониманием значимости дела, хотя и с разными к нему подходами.

Европейские соседки Беларуси, страны ближнего и дальнего зарубежья, ведут подготовку таких специалистов через краткосрочные курсы. Восточная соседка Россия возвела это на уровень высшего образования. Наш подход, пожалуй, самый основательный — не путем от теории к практике, а наоборот. Глубинная суть идеи вмещается в нехитрую формулу: чтобы работать с молодежью, нужно работать с молодежью. Когда ты в эту сферу однажды попал и понял: «Мое!» — тогда тебя без отрыва от любимого занятия, иными словами, заочно, а правильнее сказать — дистанционно, будут учить два года (высшее образование ты уже имеешь) по программе переподготовки «Организация работы с молодежью» на кафедре молодежной политики и социокультурных коммуникаций Республиканского института высшей школы. Между прочим, РИВШ — единственное место в стране, где этому учат. В его стенах мы и беседуем. В разговоре приняли участие заведующий кафедрой Елена Игнатович и доценты Андрей Саликов и Юлия Сергеева.


Елена Игнатович: — Наши слушатели работают с молодежью в организациях и на предприятиях, в учреждениях образования и общественных объединениях, где уже заранее получают значительный практический опыт. Это очень ценная основа, на которой дают хорошие плоды и разнообразные дисциплины нашей программы — от сравнительной культурологии и основ социокультурной коммуникации до социологии молодежи. Будущих дипломированных специалистов мы видим в качестве медиаторов, посредников между молодежью и государством или конкретным учреждением или предприятием. Люди-медиаторы доносят до аудитории, с которой они работают, идеи и направления из числа наиболее значимых, приоритетных для учреждения, предприятия, государства — и успешно их реализуют. Нашу систему получения знаний, требуемых в таком деле, выгодно отличает то, что никаких учебных курсов, пройденных при получении высшего образования, она не дублирует.

Юлия Сергеева: — Программы наши уникальны своим нестандартом — практической направленностью и интерактивной подачей. Мы работаем с интересной категорией людей, собранных со всех мест Беларуси и Объединенных не только родом деятельности, но и высокими потребностями, и неукротимой жаждой новаций. С ними не удастся устраивать все время традиционные формы занятий — лекции и семинары. Они ждут нового — в подходах, технологиях, взглядах. Поэтому мы отталкиваемся от их интересов и стараемся передать им свой персональный практический опыт организации и участия в самых живых молодежных проектах. И от слушателей получаем интересные примеры работы с молодежью на местах. Наши занятия часто проводим как выездные или в форме тренингов, на которые приглашаем практиков с интереснейшим опытом. Например, сотрудничаем с Общественным объединением «Минское велосипедное общество», а эти ребята и девушки в продвижении велокультуры вышли уже далеко за пределы не только Минска, но и Беларуси и проводят европейский международный проект. Знакомя с ними наших слушателей, мы включаем и их в эту идею молодежного движения За здоровый образ жизни и социальную активность, а с ними — и тех, с кем они работают. Таких примеров у нас много. Наши партнеры — это государственные учреждения, общественные организации и некоммерческие учреждения: все те, кто включен в реализацию государственной молодежной политики. Минск — молодежный город, здесь множество площадок, связанных с современными неформальными формами коммуникации, и мы также организуем выход наших слушателей на них — за опытом, за впечатлением, за контактами, за хорошей дружбой.

— За время существования кафедры и специальности мы подготовили почти две сотни профессионалов, которые работают по всей стране. Чтобы выявлять в разных ее уголках новые организационные таланты, а вместе с ними и уникальные проекты, ежегодно проводим республиканское мероприятие «Марафон успешных практик специалистов по работе с молодежью». Это площадка обмена исключительно практическим опытом. Мы ставим перед собой задачу выходить на конкретные проекты — чтобы наши слушатели, разработав такие во время учебы, реализовали их в своих учреждениях, на предприятиях и в организациях. Это является частью дипломной работы, ее обязательным условием. Отмечу несколько наиболее ярких проектов наших выпускников. Проект Ирины Кузнецовой, начальника отдела по воспитательной работе с молодежью Белорусской государственной академии музыки, — «Оценочно-рейтинговая система как инструмент выявления одаренной студенческой молодежи» — может успешно использовать в своей практике любое учебное заведение. Предложенная председателем Молодежного совета ЗАО «Атлант» Денисом Глушаниным «Теория и практика подготовки молодежных лидеров на производственных предприятиях» — отличная и к тому же внедренная автором в практику программа выявления и раскрытия лидерского потенциала. Проект «Портфолио специалиста по работе с молодежью», в котором аккумулирован и адаптирован к белорусским реалиям успешный опыт работы с молодежью в разных европейских странах, реализовала несколько лет назад Алеся Купцова, тогда главный специалист, а ныне начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского райисполкома. Очень часто, даже в большинстве случаев наши выпускники вместе с дипломами о переподготовке получают и новые, руководящие должности.

— Не жалко ли им терять тот непосредственный драйв практической работы, который они чувствовали, пока руководителями не были?

Андрей Саликов: — С должностями дается и больше возможностей, больший инструментарий. Административный ресурс позволяет выводить идеи на высший уровень.

Елена Игнатович: — Человек, получивший специализированную, направленную подготовку, опробовал на практике не одну идею, имеет одинаково хороший теоретический и практический опыт, — лучше понимает, как и что должно работать, и с ним намного проще договариваться по новым проектам. Он слышит и понимает молодежь иначе — не так, как человек, выросший карьерно без практического опыта и точно направленного образования. Кстати, не обязательно все получают более высокие должности: кто-то уходит и в самозанятость — начинает руководить клубами, школами, студиями. И это тоже важно и актуально — развивать собственный проект.

— Кто приходит к вам учиться? Из каких сфер, с какими образованиями?

Елена Игнатович: — Вход открытый, как мы говорим. Образование может быть абсолютно любое — и техническое, и педагогическое, и военное, и гуманитарное. И возраст здесь тоже не цензор. Как и сколько проектов реализовано. Главное — заинтересованность и вдохновенность. Мы, преподаватели, и наши слушатели представляем сообщество, функционирующее как единое интеллектуальное и духовное пространство, где все друг у друга учатся. И главный наш плюс как раз в том, что это сообщество негамагенное: есть возможность обогащаться за счет его разности. Важно еще добавить, что мы не готовим аниматоров, мы готовим системщиков — тех, кто будет работать с молодежью на системном уровне. Сегодня такая работа требует высокого профессионализма. И мы его обеспечиваем...

Светлана Вотинова

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.