Вы здесь

Охота на призрака, или как побудить белорусов путешествовать по Беларуси


Полистала свои записи и увидела — ровно двадцать три года назад, как раз пятого июня в далеком уже 97-м прошлого века мы ездили в пресловутые сегодня Гольшаны с целью ни больше ни меньше — если не поймать, то хотя бы увидеть тамошнего призрака. Тогда он только начал давать о себе знать, и двое молодых журналистов решили проверить, есть ли там что на самом деле необычное. Решили даже переночевать в том здании, где призрак появляется. Начитавшись Короткевича, подались в местечко под Ошмянами. Настроение было вдохновенное и мистическое, вовсю цвела сирень, а на небе как раз в то время (как, кстати, и в этом году) появлялось желтая огромная полная луна... Когда, если не тогда и кому, как не нам, тот призрак должен был объявиться?


Фото: explore.by

Кстати, о Гольшанском призраке в то время только начали говорить, и был он явлением абсолютно местного масштаба. Появлялся не в замке — тем, кто был там, не надо объяснять, почему: от некогда прекрасного дворца в конце двадцатого века остались одни отнюдь не живописные руины. Призрак же выбрал в качестве резиденции здание бывшего францисканского монастыря, что в центре местечка, рядом с барокковым костелом. В толстенных стенах, в которых было прохладно даже в летний зной, в то время происходило действительно что-то необъяснимое. По крайней мере, так нас убеждали сотрудники художественной галереи, которая в то время размещалась там. Якобы и свет сам зажигался, и тени какие-то необычные по комнатам носились. А приезжие реставраторы и художники, которых в монастыре ночевать оставляли, и вовсе буквально по потолку ходили — то ли грезилось им это, то ли действительно чувство гравитации теряли, и призрак их вниз головой таскал... Правда, доверия их свидетельства особо не вызывали, так как творческие люди — сами знаете... короче, неизвестно, что они перед тем, как лечь спать, курили или выпивали...

Ради чистоты эксперимента мы даже кофе в тот день не пили. С абсолютно чистой совестью, трезвыми мозгами и искренним намерением докопаться до правды мы направились в ту комнату, где призрак, которого никто не видел, чаще всего покушался на душевное здоровье ночлежников. Вокруг была тишина, луна в окна светила вовсю. Но... кроме действительно какого-то необычного шуршания в одном из углов (теперь взрослым умом думаю, что это скорее всего остывал нагретый за день кирпич) да какой-то серой сиюминутной суетливости под потолком (опять же сегодня думаешь: если не спишь всю ночь и чего-то напряженно ждешь, и не такие «мухи» в глазах примерещатся) ничего не увидели. Что не помешало написать большой репортаж с описанием всех наших приключений и ожиданий, с предысторией мистического вопроса и с чрезвычайно интересной и богатой на события и людей историей самого местечка, с параллелями, что нашли в «Черном замке» Короткевича. Короче, каждое слово в том репортаже была чистая правда, и, несмотря на то, что призрак нам так и не появился, ничего выдумывать не пришлось.

После нашей публикации в Гольшаны поехали коллеги-телевизионщики. Не раз и не два снимали там разные развлекательные передачи, делали мистические сюжеты по поводу. И местечко, и привидение (которого, насколько я знаю, так никто и не увидел), и даже замок (хотя, повторюсь, на самом деле по отношению к жалким останкам дворца это громко сказано) стали именами нарицательными, точнее — общеизвестными. И кто знает — имели бы мы сегодня популярный фестиваль «Гольшанский замок», который собирает множество участников и гостей из близких мест и издалека и делает местечко одним из интересных туристических объектов, были ли бы начаты реставрация и реконструкция самого замка, если бы не те наши публикации и телесюжеты. И — самое главное — если бы не люди, которым пришла в голову гениальная идея вспомнить местную историю, добавить в нее немного мистики (правдивой или нет — на сегодня уже, согласитесь, совершенно неважно) и распиарить ее руками падких на сенсации журналистов (а мы на что-то необычное всегда падки, профессия у нас такая). Та же Чеслава Францевна Акулевич — наш тогдашний Гольшанский «гид» — могла бы, наверное, лекции читать изучающим туристический маркетинг.

Сегодня из-за пандемии туристическая отрасль на грани выживания, и эксперты утверждают, что удержится на рынке только тот, кто сделает ставку именно на внутренний туризм для собственных же граждан. Именно на подобных местных менеджеров, глубоко знающих историю того или иного поселения, в том числе и местные легенды, и даже намеки на эти легенды, и готовы проявлять творчество и фантазию, и нужно ориентироваться туроператорам, которые будут приглашать белорусов путешествовать по Беларуси. Ведь это иностранца привези куда в пущу или на агроусадьбу, и он, восторженно охая, будет слушать птиц, гладить поросят и есть драники с мачанкой. Наш же человек от таких предложений грустно зевнет (нашли диво — лес да деревня, свое такое имеем, причем бесплатно) и снова заведет: «Ах-ах, мандаліны! Ах-ах, мусоны! // А ў нас так шэра! А у нас так нудна!» А вот если ему предложить ту же агроусадьбу с приключениями, с мистикой, украшенными местным колоритом, приправленными легендами и преданиями, — вот это белоруса, пожалуй, и зацепит.

Откуда же, спросите, тех легенд и преданий набраться? «Если нет — можно придумать», — так и просится ответ. Может оно и так. Но если заинтересоваться, покопаться в истории, расспрашивать местных жителей... Глядишь, так понемногу сами для себя свою неизвестную Беларусь и откроем.

Елена ЛЕВКОВИЧ

Выбор редакции