Вы здесь

Женщина создала в Гродно школу звонарей и готовит кадры для храмов


Овладеть довольно редким ремеслом может каждый желающий. Правда, люди «с улицы» вряд ли сумеют задержаться надолго, ведь приобрести навыки может только тот, кто нацелен на терпение. Так считает профессиональный звонарь с 20-летним стажем Юлия Минченко. Она пригласила корреспондента «Звязды» на колокольню и продемонстрировала свое мастерство.


Из чего состоит «оркестр»

Юлия охотно ведет на башню высотой около 20 метров. Это привычный маршрут для нее — сюда она поднимается не только на работу, но и водит туристов. Свято-Покровский собор — объект исторический, он входит во многие туристические маршруты. А история самого большого в Гродно православного храма насчитывает более 100 лет. Построен он в честь воинов, героически сражавшихся в русско-японской войне 1904–1905 годов. Тогда же на башне появились и колокола, сопровождавшие освящение храма.

До нашего времени оригинальных колоколов не сохранилось. Как рассказала Юлия, они были потеряны во время Первой мировой войны. Есть исторические справки, что из них отливали пушки и другое оружие.

Где-то лет двадцать собор стоял молчаливо. И все же прихожане не теряли надежды вернуть ему «голос». На пожертвования местных жителей и знаменитых горожан в 1935 году был куплен первый, самый большой колокол, весом более полутора тонн. Его привезли на поезде из Польши. Кстати, на нем еще выбиты фамилии самых значимых спонсоров Гродно.

— Это Благовестник, он задает ритм и тон всему звону, им управляют с помощью педали, — рассказывает звонарка Юлия. — А всего у нас десять колоколов. Самый старый 1885 года, он выглядит довольно скромно, его путь к Гродненскому собору так и не удалось проследить, скорее всего этот колокол принес кто-то из прихожан.

Еще четыре небольших колокола куплены к столетию собора. Их отливали, кстати, в Беларуси. Вообще приобретать колокола непросто, ведь само по себе производство довольно сложное, а сейчас еще и редкое.

— У нас собраны, можно сказать, шедевры литья 20–30-х годов прошлого века. В то время как раз наблюдался расцвет русской школы литья. И у нас есть несколько колоколов знаменитых литейных заводов. Есть колокола польской школы литья. Общий вес нашего оркестра — более трех тонн, — говорит собеседница.

Динь-динь-бом...

Колокола Свято-Покровского собора можно считать самыми громкими в Гродно. Их звон слышно по всей центральной части города. Кстати, соборные колокола «озвучивают» и многие городские мероприятия, в первую очередь, те, что проходят у Вечного огня. Но главная их миссия — сопровождать важные церковные праздники, а также встречать и проводить епископа Гродненского и Волковысского, который проводит службы в главном кафедральном соборе Гродненской области.

Что выражает этот колокол? Юлия не на словах, а на деле демонстрирует традиционный церковный звон. Получается что-то вроде динь-динь-бом, динь-динь-бом... По словам звонарки, в православных храмах нет какой-то специальной мелодии. Здесь главное — импровизация звонаря, его пульс, техника.

— Конечно, существуют разные виды звона. Иначе зачем учиться — колоти себе как попало и все. Но здесь важно передать настроение. Даже из одного колокола можно создать целый ряд интонаций. Раньше так и было. Один колокол разными темпами передавал информацию — приезд гостя, пожар, война, эпидемия, все это звон. С приобретением ряда колоколов получалось более мелодичное звучание. Например, на богослужение созвал самый большой колокол — Благовестник. После службы — радостный и веселый перезвон. Люди помолились и очищенные идут со службы, — рассказывает Юлия.

Кто в звонари?

Двадцать лет назад Юлия была в числе первых учащихся минской школы звонарей, а с 2009 года уже и сама открыла в Гродно при Свято-Покровском соборе подобные курсы. Она звонарь профессиональный, о чем свидетельствует и запись в трудовой книжке. Кроме школы звонарей, Юлия минчанка окончила Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, факультет искусства. И вообще она педагог в четвертом поколении. Генетика и знания помогают ей более углубленно строить свои занятия с теми, кто пришел получить навыки звонаря.

— Конечно, хорошо, если у человека есть музыкальное образование, тогда он легче воспринимает эту науку, — считает собеседница. — Ведь период обучения не очень длительный — всего два месяца. К тому же стоит, чтобы человек был как-то связан с церковной жизнью, иначе нет смысла. Как «человеку с улицы» потом использовать свои навыки? Согласитесь, обладать мастерством и не иметь возможности воспользоваться им — это настоящее горе, на мой взгляд, это трудно, ведь ты носишь груз невысказанности. А если ты владеешь и можешь потом это применить — получаешь моральное удовлетворение.

Надо сказать, что желающих набирается не очень много. Дело это действительно нелегкое. Поскольку занятия проходят каждый день, чувствуется значительная нагрузка на уши, даже при пользовании берушами. Это еще и физически тяжело — работать с многотонным металлом. Поэтому в одном выпуске может быть и два, и пять человек. Юлия вспоминает девушку, которая прекрасно освоила эту технику и сдала экзамен, хотя вначале были сомнения в ее способности. А некоторые ребята не выдерживают, так как это для них трудно. По словам Юлии, смысл не в том, чтобы подготовить как можно больше звонарей. Главное, чтобы они могли заниматься этим делом. Многие из «учеников» уже работают в храмах либо предполагают работать в тех, которые сейчас строятся.

— Занимаются люди разных возрастов, но в основном это православные люди, которые направлены на терпение, желание овладеть таким мастерством, — рассказывает звонарь-педагог. — Ищем возможности трудоустроить. В прошлом году я учила представителя прихода из микрорайона Ольшанка, и вскоре храму пожертвовали колокола. Так мой ученик приобрел свое «рабочее» место.

«Выпускники» школы звонарей служат священниками в Свято-Успенском Жировичском монастыре, в том числе выпускники духовной семинарии. Некоторые являются настоятелями храмов за пределами Беларуси. С теми, кто пока не имеет своего прихода, Юлия также не теряет связь, она организует для бывших студентов мастер-классы, чтобы они не теряли навыки и были, что называется, в профессиональной форме.

— Сейчас строится немало храмов. С течением времени там будут приобретаться и колокола. Поэтому хорошо, если есть готовый звонарь. Ведь бывает, храм и колокола есть, а звонаря нет, — отмечает Юлия Минченко. — Настоятели храмов, конечно, заинтересованы, чтобы у них был свой звонарь и направляют человека на учебу.

Маргарита Ушкевич, фото автора


В тему

Существует прочное утверждение о магических силах звона не только в изгнании «злых духов», но и целебных особенностях против многих болезней и инфекций. Недаром высший орган Белорусской Православной Церкви — синод, в своем обращении в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции дает, в том числе, рекомендацию совершать во всех храмах и монастырях ежедневный перезвон четыре раза в день до завершения пандемии. При этом бить в большой колокол 12 раз, а затем в течение 10 минут звонить во все колокола. В это время Церковь призывает верующих возносить молитву о прекращении вредной напасти.

Название в газете: Хто б'е ў званы

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.