Вы здесь

Антитела к COVID-19 становятся твердой экономической валютой


В XIX веке в американском штате Луизиана желтая лихорадка, смертность от которой достигала 50 процентов, разделила всех людей на два «сорта» — на тех, кто «акклиматизировался», переболел и тех, у кого иммунитета к ней не было. Отсутствие последнего определяло, может ли человек венчаться и с кем, где он может работать, а в некоторых случаях даже становилось поводом, чтобы попасть в рабство. Фактически в обществе была создана «эпидемиологическая иерархия».

В XXI веке повторение подобного сценария и дискриминация в зависимости от наличия и отсутствия иммунитета вновь стали вполне вероятны. Сразу во многих странах мира после наступления пандемии коронавируса начали звучать голоса в пользу введения иммунных covid-паспортов. Их плюсы и минусы обсуждаются в США, Чили, Западной Европе, вызывая бурные дискуссии. Немецкое правительство попросило заняться изучением этого вопроса Совет по этике, задача которого консультировать высшие органы власти по сложным морально-этическим проблемам.


«Сертификаты здоровья»

Фото: hightech.fm

Министр здравоохранения Германии Йенс Шпан считает, что такой документ в первую очередь пойдет на пользу всем тем, кто в условиях пандемии коронавируса по собственной инициативе хотел бы знать, есть ли у него иммунитет. Он проводит аналогию с записями о прививках от кори или гепатита, ведь семь из восьми жителей Германии имеют на руках так называемый паспорт прививок (Impfpass), где фиксируются все проведенные вакцинации. Как его использовать, решает сам пациент, напоминает министр.

«У меня есть справка!» — будут говорить люди, переболевшие на коронавирус, и предъявлять документ под названием «паспорт иммунитета». И всем сразу станет ясно, что этот человек незаразный для других и сам не рискует заразиться вирусом SARS-CoV-2. во всяком случае, так представляют себе будущее авторы этой идеи.

А тем временем в Швейцарии, стране, стоящей на страже права на неприкосновенность частной жизни и известна качеством своих средств защиты информации, создание иммунных паспортов идет сейчас полным ходом. Именно здесь расположены многие компании, работающие с блокчейн-технологиями, способными создать на самом деле безопасный цифровой банк данных по лицам, уже переболевшим коронавирусной инфекцией.

Разработчики объясняют, что сертификаты могут быть аннулированы в любой момент, включая и в удаленном режиме. Также можно определять срок их действия. За ними может осуществляться централизованный контроль при обеспечении полной безопасности и конфиденциальности данных владельца сертификата. Например, иммунный сертификат может быть аннулирован, если партия диагностических комплектов была признана ненадежной, что, разумеется, отменяет и результаты теста.

Не риторический вопрос

Республиканский центр биоэтики также инициировал онлайн-дискуссию, чтобы найти аргументы и контраргументы в пользу введения covid-паспортов. Состав ее участников получился небольшой, но междисциплинарный — врачи, юрист, журналист, философ и биоэтики...

— Недавно мне встретилось интересное мнение, которое кардинальным образом отличается от голосов против. Что именно иммунные паспорта и являются препятствием для дискриминации, ведь сейчас мы дискриминируем тех людей, которые имеют иммунитет: они должны сидеть на карантине, сохранять социальную дистанцию, придерживаться других ограничений, — рассуждает руководитель Республиканского центра биоэтики, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО Валерия СОКОЛЬЧИК. — И еще мне очень понравилось сравнение с лобстерами. Лобстеры не знают, что их готовят, особенно если их положить в холодную воду и потихоньку подогревать. Если и нас будут так постепенно готовить к введению паспортов, то мы, скорее всего, и не заметим, как их введут, и нас поставят прямо перед фактом.

Фота: iz.ru

— Поскольку идея создания иммунных паспортов была озвучена одновременно в разных странах, в том числе и в нашей, можно предположить, что нам собираются предложить некий универсальный способ противостоять распространению коронавируса, — поделилась своим видением ситуации старший преподаватель кафедры гражданского права БГУ Елена БАСАЛАЙ. — Но любую проблему, затрагивающую интересы человека, нужно рассматривать с точки зрения баланса общественных интересов: ради чего наступают на наши права и какого результата ждут? Как бы банально ни звучало, но права и свободы человека были объявлены ООН в ХХ веке высшей ценностью. Поэтому любое покушение на них должно быть чем-то оправдано. Мы должны заплатить какую-то цену, но ради чего? Это не риторический вопрос. Когда заходим в магазин, где установлены системы видеонаблюдения, мы соглашаемся с тем, что нас снимают, понимаем, ради чего это делается, и соглашаемся на то, что полученные данные могут быть использованы в том числе и против нас.

Согласно нашему закону об информации, информатизации и защите информации, персональными данными считается любая информация, позволяющая идентифицировать человека (физическое лицо). Сведения, которые будут содержаться в иммунных паспортах, однозначно попадают под понятие «персональные данные». А в Беларуси сбор и обработка персональных данных может осуществляться только с согласия носителя этой информации, то есть с согласия каждого гражданина, в отношении которого этот паспорт будет составяться.

Но давайте разберемся, а что нужно понимать под общественной выгодой? Может быть, это классический миф, с помощью которого определенные группы будут достигать своих целей? И почему мы думаем, что иммунный паспорт будет включать только сведения о «ковиде»? Туда может включаться гораздо больше информации. Кто в таком случае будет определять ее объемы? Что включать правомерно или неправомерно?

Фота: bfm.ru

Если это единственный способ противостояния коронавирусу и прекращению массовых заболеваний, это может быть целью и оправданием. Но нельзя забывать и о рисках. Есть вопросы по защите такой информации, к тому же у нас нет сейчас гарантий, что она не будет использована против нас.

Насколько я знаю, специалисты называли цифру в 60 процентов — только при этом показателе можно будет говорить о формировании коллективного иммунитета. Но даже Всемирная организация здравоохранения сомневается, что повторное инфицирование COVID-19 невозможно. Значит, иммунный паспорт и ограничение прав человека будут неоправданны?

Рискну выразить мысль, что внедрение иммунных паспортов будет иметь свою региональную специфику, которая будет зависеть в том числе и от состоятельности той или иной страны и технологий, которые она может себе позволить. Считаю, что о равенстве возможностей говорить здесь не приходится.

Обязательное условие — надежная защита

Кстати, высказываются мнения, что поголовное тестирование невозможно даже в развитых странах. Например, в Германии проживает около 84 миллионов человек. Каждому требуются минимум два серологических теста, а это 168 млн тестов ежегодно (для постоянного мониторинга тестировать все население нужно хотя бы раз в год).

В июне Германия ожидает более 5 миллионов тестов от швейцарской компании, но это количество позволит охватить лишь 6 процентов населения. Даже Южная Корея, которая выделяется высокими показателями тестирования, смогла протестировать к 20 мая лишь 1,5 процента своего населения.

Фота: vokrugsveta.ua

— Возможность сохранения медицинских сведений о человеке на каких-то носителях может сэкономить секунды для получения ценной информации и оказания ему экстренной квалифицированной помощи, — подчеркивает Игорь ШПИЛЕВСКИЙ, врач Минской городской больницы скорой медицинской помощи, хирург-комбустиолог и пластический хирург. — Можно посмотреть на опыт европейских государств, где введены ID-паспорта. В них заложены и медицинские сведения, и информация о страховых полисах, кредитная история владельца и так далее. Но вся эта информация надежно защищается, и, скажем, доступ к сведениям, касающимся состояния здоровья, имеет лишь определенная категория медицинских работников. Поэтому прежде чем внедрять такие документы, нужно добиться высокого уровня их технического обеспечения и точно разграничить, кто будет собирать информацию, хранить, какова будет защита и кто будет иметь к ней доступ. Пока я для себя ответил на эти вопросы не нашел. Но то, что такой документ появится, совсем неплохо. Я в этом уверен.

The Guardian

«Когда просматриваешь объявления на Airbnb по Бруклину, одна из них сразу бросается в глаза. „У ХОЗЯИНА ЕСТЬ ИММУНИТЕТ“ — гласит заголовок большими буквами. Среди фотографий закатов, которые можно наблюдать с крыши, и интерьера, есть кое-что неожиданное — фотография положительного теста на антитела к коронавирусу, — пишет The Guardian. — Хозяин, Мартин Итон, сообщает, что он обследовался через несколько недель после того, как в марте переболел тем, что, как он подозревает, было Covid-19. Если результаты обследования на антитела оказались положительными, он решил включить их в свой профиль, чтобы поспособствовать росту количества бронирований».

«Предполагаемые преимущества иммунитета таковы, что некоторые люди намеренно пытаются заразиться потенциально смертельным вирусом», — передает The Guardian. Как пишет издание, к медикам обращается множество людей, тест которых на коронавирус оказался положительным после посещения «коронавирусных вечеринок»: они пришли туда с целью заразиться, без средств защиты. «Поскольку мы не знаем точно, как работает иммунитет, подобные вечеринки — это плохая идея, с какой стороны ни посмотри», — предупреждают медики.

— Нам на самом деле требуется такая информация, но я считаю, что она должна быть в очень узком доступе, так как в противном случае мы нарушим право пациента на сохранение медицинской тайны, — подчеркивает Евгений КОТОВ, врач-хирург Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии. — Пока что мы решаем уравнение со множеством переменных и не можем объективно говорить, хорошо это или плохо, поможет или не поможет. Возможно, вопрос введения иммунных паспортов и не получит дальше своего развития, но события могут развиваться и иным образом — если эпидемиологическая ситуация будет ухудшаться, то возникнет вопрос сохранения жизни уже не одного человека, а целых наций. Поэтому не стоит сегодня высказываться категорически и безапелляционно.

Чьи интересы выше?

— Деление людей по какому-то критерию — состоянию здоровья, иммунитету, национальности, месту жительства — называется дискриминацией, — подчеркивает Елена Басалай. — К тому же провести тестирование всех людей в один момент не представляется возможным, и у нас будет несколько категорий: те, кто болеют, те, кто уже переболел коронавирусом, и люди без иммунитета. Те, кто переболел, будут чувствовать себя победителями, потому что смогут беспроблемно перемещаться, выезжать за границу без необходимости находиться там 14 дней в карантине, устраиваться на работу, пользоваться социальной инфрастуктурой и вести обычный образ жизни. Но будет ли достигнута конечная цель — остановить распространение коронавируса? Даже наличие антител к коронавирусу в крови человека не означает, что он не может заболеть. Иными словами, выдача подобных документов может создать у их обладателей иллюзию, будто они полностью защищены от риска повторного заражения на ближайшие месяцы, годы или даже навсегда, хотя у науки еще нет доказательств, что это действительно так. Наоборот, насчет этого имеются серьезные сомнения. Вирус — совершенно новый, о нем мало что известно. И Всемирная организация здравоохранения пока не рекомендует правительствам вводить иммунные паспорта или сертификаты о невосприимчивости к вирусу, поскольку это может наоборот ускорить распространение инфекции.

— Я встретила такое интересное понятие, как иммунокапитал. Он влияет не только на систему здравоохранения, но и на экономическую систему. Страны, у которых уровень иммунонокапитала выше, будут успешнее. И, насколько я понимаю, цель введения иммунного паспорта — как раз выяснить уровень иммуннокапитала, — поделилась своими мыслями доцент кафедры судебной медицины БГМУ, сотрудник Республиканского центра биоэтики Анна КЛИМОВИЧ. — Получается, что наши интересы должны быть подчинены общественным? Лично я пока увидела только один плюс в появлении иммунных паспортов — это возможность быстро действовать при необходимости оказания экстренной помощи пациенту.

А тем временем сертификаты (справки) о наличии иммунитета или отсутствии факта инфицирования COVID, которые позволят избежать карантина при пересечении границ других стран, постепенно входят в норму. И эта концепция уже принимается частным сектором. Так что готовьтесь доказывать свое право на свободное передвижение...

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.