Вы здесь

Дистанция образования не помеха? Что об этом думают студенты


Второй семестр во всех высших учебных заведениях в этом году выдался действительно необычный: большинство университетов перешли на дистанционное обучение в связи с эпидемиологической ситуацией. Студентам и преподавателям различных специализаций пришлось работать с помощью интернет-сервисов. О том, каким был этот опыт, с «Чырвонкай. Чырвонай зменай» поделились представители БГУ, БГУИР, БГЭУ, БГМУ и БНТУ.


Галина Минкова, студентка III курса учетно-экономического факультета БГЭУ:

— Вначале мы работали по схеме: выполняем письменное задание —отправляем преподавателю на электронную почту. Когда стало очевидно, что дистанционное обучение затягивается, по некоторым предметам нам организовали практические занятия в «Zoom» — программе для видео-конференций. Такой формат получения знаний достаточно удобен, однако есть и недостатки: например, в каком-то случае невозможно доступно объяснить и показать преподавателю, что тебе непонятно. Из-за этого, а также из-за различных препятствий в работе интернет-сервисов (неустойчивого соединения, перегруженности), по моему мнению, частично потерялось качество образования... Плюсы тоже есть: дистанционное обучение экономит время и затраты на дорогу. Но, мне кажется, такой формат получения знаний подойдет людям, которые уже имеют образование и хорошо разбираются в сфере, которую изучают. А для меня во время такого обучения было сложно понять важные для моей будущей специальности темы.

Андрей Демчук, студент II курса факультета компьютерных систем и сетей БГУИР:

— В зависимости от преподавателя лекции либо проводились в «Zoom», либо материалы подавались на сайте системы электронного обучения. Также на последнем выкладывались практические задания и лабораторные работы. Мы выполняли их самостоятельно, а защита проходила в любых голосовых чатах («Discord», «Skype», «Zoom»). Мне кажется, что «дистанционка» не повлияла на качество образования, так как в ней есть большие преимущества: слушать лекции в «Zoom» удобнее, чем в аудитории. Никто не мешает. Все хорошо видно и слышно. Однако при обучении в таком формате значительно увеличилось количество материалов и заданий для самоподготовки. Чтобы не терять качество образования, нужно гнать лень и следить за самодисциплиной. Я вообще
фанат онлайн-обучения. Поэтому именно мне было комфортно получать знания в таком формате. Но, если говорить о получении высшего образования, я считаю, что совсем без аудиторных занятий обойтись нельзя...

Анастасия Федорова, студентка IV курса лечебного факультета БГМУ:

— В связи со спецификой обучения в медуниверситете, которая заключается в том, что большинство пар проходят в разных больницах, и нам приходится много ездить в общественном транспорте, нас перевели на «дистанционку» очень быстро. Но минусов в ней немало, особенно для студента-медика. Наш процесс обучения неразрывно связан с контактами с пациентами, с медучреждениями. На практических занятиях у нас много практики: мы участвуем в обзорах, используем инструментальные методы исследования, бываем на операциях, родах. Это огромный пласт информации, который нужно знать каждому будущему доктору, и при живом контакте он запоминается намного легче. При дистанционном обучении такое невозможно организовать. Теряется ли качество образования? Это зависит от студента. Если он заинтересован в обучении, то нет. А, может, даже и улучшается, ведь у него появилось больше свободного времени, чтобы отдать внимание тем дисциплинам, которые ему нравятся или с которыми в будущем хочет связать свою жизнь.

Анастасия Шарапова, студентка II курса факультета философии и социальных наук БГУ:

— Вначале дистанционное обучение у нас проводились исключительно на образовательном портале, через чаты. Задания мы сбрасывали и на портал, и на почту преподавателей. Но с течением времени многие занятия стали проходить в формате видеоконференций, ведь так удобнее. Мне совершенно не нравилось читать содержание лекции через чат. Это же просто сухой текст! Гораздо интереснее слушать лекцию, когда преподаватель ее ведет именно перед студентами. Понятнее, затягивает. Занятия по аудио- и видеосвязи понравились.

По моему мнению, качество обучения потерялось бы, если бы мы продолжали работать через чаты. А вот разницы между занятиями в «Zoom» и реальными не почувствовала. И там, и там готовишься, отвечаешь, слушаешь. Причем на «дистанционке» каждый отвечает за себя (у всех студентов личное задание, которое необходимо выполнить в течение пары или после нее). Пропустить лекцию мимо ушей, как это бывает в университете (пока другой отвечает, ты отсиживаешься на последней парте и смеешься с друзьями), не получится.

Но были и минусы — огромное количество заданий и дедлайны, которые свалились на студентов. Нагрузка была очень большая, больше, чем во время обычной учебы.

По результатам у меня сложилось впечатление, что дистанционное обучение — это довольно неплохая практика. Однако у нас она оказалась недоработанной. Пока все адаптировались, разобрались, нашли наилучшие способы для взаимодействия, прошло довольно много учебного времени, который при налаженной системе можно было провести с намного большей пользой.

Александра Метельская, студентка III курса приборостроительного факультета БНТУ:

— Сначала работали по электронной почте. Потом некоторые занятия стали проводиться по видеосвязи в программе «Microsoft Teams». В ней преподаватели прикрепляли задания, мы выполняли их и тоже прикрепляли для проверки. Довольно удобный формат, так как не нужно никуда спешить: под рукой смартфон или компьютер — и ты на связи. Но есть моменты, которые от тебя не зависят. Качество картинки на экране, звука, скорости интернета... У кого-то не было камеры, у кого-то не работал микрофон и приходилось писать ответы в чат... Даже некоторым преподавателям было сложно разобраться в работе программы. Иногда такие технические моменты мешали занятиям, и качество обучения терялось. Сложно было объяснить свой вопрос, преподаватели физически не могли быстро отвечать всем. Много тем приходилось изучать самостоятельно, а по некоторым предметам без подробного объяснения что-то понять очень сложно. Значительно увеличился объем работы. Было действительно трудно.

Я для себя не решила, какой формат мне нравится больше. Скорее всего, если бы передо мной возник выбор, оставила бы обычный непосредственно в вузе.

...Каждому из опрошенных студентов не хватало обычных университетских будней, встреч с друзьями. Но есть и положительный момент: вузы справились, мобилизовались и организовали дистанционное обучение, которое пусть и непривычное для нас, но довольно эффективное. Опыт, который получили высшие учебные заведения, поможет в будущем организовывать различные виды обучения и комбинировать различные практики.

Полина ПРОКОПЕНЯ, студентка II курса факультета журналистики БГУ

Фото автора

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.