Вы здесь

Падение или взлет? Как пандемия повлияла на АПК


Пандемия может послужить серьезным толчком для развития сельского хозяйства. Экономический кризис, закрытие рынков, рост цен на импортные продукты показали, как важно нынче иметь все свое. Уже сегодня многие страны, думая о продовольственной безопасности, стали вкладывать больше средств в развитие агропромышленного комплекса. Есть смысл в новых инвестициях в сельское хозяйство еще и потому, что именно эта сфера оказалась наиболее устойчивой к коронавирусу: в то время как многие другие отрасли проседали, аграрии наращивали производство. В условиях пандемии происходил передел внутренних и внешних рынков. Выиграли компании, которые не поддались панике и, несмотря на карантинные меры, продолжали работать, увеличивать объемы, искать новые рынки сбыта. Этот процесс продолжается. Сегодня как никогда могут сработать маркетинг и пиар.


На что стоит сделать ставку в будущем и не рано ли расслабляться? Эксперты из разных стран СНГ обсудили влияние пандемии на агропромышленный комплекс и сферу внешней торговли, поделились опытом работы в новых условиях, высказали свое видение дальнейшего развития сельского хозяйства. Международный аграрный форум — Made іn Belarus #AgroFood и выставка товаров белорусских производителей впервые открылись в виртуальном формате.

Возможные сценарии

Один из факторов, который повлиял на рост производства не только в странах постсоветского пространства, но и в Европе, — невероятный рост потребления: люди, напуганные коронавирусом, старались создать продовольственные запасы, и особенно были востребованы продукты с длительным сроком хранения. Обнадеженные таким потребительским интересом, предприятия старались еще больше нарастить производство. «С начала года мы примерно приросли на 400 тысяч тонн молока. Но, за исключением взрывных марта—апреля, спрос в России оказался достаточно вялым. Естественно, это молоко все ушло в запас.  И эти запасы в дальнейшем будут серьезно давить на наш рынок», — высказывает опасения генеральный директор Национального союза производителей молока Российской федерации «Союзмолоко» Артем Белов.

Он предполагает, что 2020 и последующий годы будут очень непростыми для производителей: неутешительные прогнозы падения глобального ВВП на 6 процентов (а то и на 7,6, если будет вторая волна эпидемии), снижение доходов населения, что безусловно повлечет за собой снижение потребления. Причем спрос будет падать как со стороны простых потребителей, так и в фудсервисе, пищевой промышленности. Как следствие — цены на сырье, например, то же молоко, будут падать.

При дальнейшем росте производства, не подкрепленном повышением потребления, запасы продуктов с длительным сроком хранения (сухое молоко, масло, сыры) будут накапливаться, что, в свою очередь, тоже будет давить на рынок.

Серьезное падение спроса и потребления, скорее всего, приведет к тому, что далеко не все предприятия, производители и переработчики смогут пережить эту историю. Пандемия ускорит процесс консолидации и укрупнения пищевых индустрий на территории постсоветского пространства, с рынка уйдут неэффективные компании.

«Понятно, что в ситуации падающего спроса и неустойчивой торговли государства будут защищать, закрывать свои рынки, либо мы увидим дополнительную поддержку, которая будет направлена на поддержание доходности производителей», — считает Артем Белов.

Не стоит забывать и о разрыве традиционных сетей поставок, что может быть связано в том числе с закрытием границ. Значительно вырастет доля онлайн-торговли. Этот тренд прогнозировали и раньше, правда, предполагалось, что он будет развиваться постепенно, в течение пяти, а то и десяти лет. Но из-за пандемии, самоизоляции, ограничений на передвижение онлайн-торговля очень сильно «выстрелила», что, скорее всего, не так и плохо, потому что это дает новые возможности для взаимодействия производителя с потребителем.

Все эти факторы будут влиять как глобально на положение дел на территории Евразийского экономического союза, так и на каждую из стран в отдельности. Важно внимательно следить за ситуацией и работать с точечными настройками рынка, для того чтобы обеспечить устойчивое развитие сельскохозяйственного и перерабатывающего бизнеса. Формирование взаимных балансов торговли позволит прогнозировать ситуацию и обеспечить некоторую доходность для производителей из разных стран.

Что же дальше?

«Зная ситуацию в Республике Беларусь и Республике Узбекистан, хотел бы сказать, что пандемия никаким образом не сказалась на спросе на продукты питания. Да, в первые дни чувствовалась нехватка, потому что крупнейшие сетевые маркеты, логистика не были готовы к столь быстрому опустошению прилавков. Далее все стабилизировалось», — высказывает свое мнение Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Узбекистан Леонид Маринич. Действительно, во всех странах постсоветского пространства производители и торговля смогли среагировать на возросшие запросы запасливого населения и не допустить пустых прилавков. Несмотря на ограничения, вызванные распространением коронавирусной инфекции, сохраняется деловая активность, расширяется номенклатура поставок, увеличивается объем взаимного товарооборота сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Более того, коронавирус подсказал новые направления для взаимодействия — стали востребованы знания и технологии. Например, основная тенденция развития сектора АПК Узбекистана — формирование кластерной системы производства продукции. Кластеры должны объединить производителей сельскохозяйственного сырья (в частности, фермерские хозяйства) и переработчиков такого сырья в промышленные предприятия, и здесь готовы изучать опыт Беларуси в создании и функционировании крупного товарного производства и переработке продукции растениеводства и животноводства.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Таджикистан Олег Иванов уверен, что потребность в современных технологиях, их применении во всей цепочке производства продуктов питания будет только возрастать. «Адекватную помощь извне на преодоление последствий пандемии все наши страны вряд ли получат. Справляться с новыми угрозами не помогут и международные механизмы, которые, во всяком случае, пока не показали никакой эффективности, то есть объективно государства могут полагаться в основном на свои собственные ресурсы для поддержания продовольственной безопасности. Выводы очевидны: необходимо развивать агропромышленный комплекс, вести поиск новых партнеров в импорте стратегически важной пищевой продукции, уделять внимание сотрудничеству не только в торговле, но и в производственной кооперации, обеспечивать надежные логистические цепочки», — замечает дипломат. Он уверен, что после пандемии будут востребованы продукты экономкласса, так как доходы населения значительно упали.

Президент Ассоциации производителей и дистрибьюторов Республики Армения Карен Иванов замечает, что уже сейчас у населения упал спрос на продукцию среднего и премиум-класса, зато продажи дешевых продуктов значительно растут. И хоть на АПК страны коронавирус существенно не повлиял, зато вскрыл многие проблемные вопросы, связанные с функционированием Евразийского экономического союза. Так, попытки некоторых стран защитить свои пищевые рынки привели к негативным последствиям для других участников союза. Например, когда в самый разгар вируса Россия неформально запретила вывоз отдельных товаров АПК, Армения столкнулась с серьезным дефицитом определенных сельхозтоваров, который удалось закрыть благодаря поставкам из других стран — многие из них, кстати, закрепились на армянском рынке. Кроме того, когда запреты на вывоз товаров были сняты, из-за коллапса на контрольно-пропускном пункте, проверок водителей на коронавирус возникли огромные скопления большегрузов, и поставки товаров задерживались на несколько недель. Когда Евразийская экономическая комиссия опубликовала запрет на вывоз отдельных видов товаров АПК в третьи страны, чтобы обеспечить наличие стратегических товаров на своей территории, многие частные компании потеряли экспортные рынки. Ну а поскольку свято место пусто не бывает, потеря получилась далеко не временная. Отсюда вывод: не стоит поспешно прятать запасы, это чревато экономическими последствиями.

Белорусское чудо

А вот Беларусь в условиях пандемии смогла, наоборот, укрепить свои позиции на внешних рынках. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания по итогам работы за 4 месяца составил 1,8 миллиарда долларов — это больше, чем в прошлом году, на 5,6 %. Поставки молока и молочной продукции выросли на 8,4 процента, мяса и мясопродуктов — на 13,9. И если в прошлом году Беларусь поставляла пищевую продукцию в 83 страны мира, то в этом — уже в 92.

«Ведется работа по переориентации сырьевых потоков на производство более ликвидных и прибыльных товарных групп. При растущем спросе на товары с длительными сроками хранения увеличилось производство мясных консервов. Производители нарастили объем производства масла, пастеризованного молока, сухого молока. При падающем спросе на сырную группу товаров и деликатесную молочную группу (например, на те же сладкие йогурты — они достаточно серьезно «просели» в продажах) мы переориентировали наших производителей на производство традиционной «молочки» (кефир, сметана, ряженка), которая, наоборот, показывала рост», — рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей Богданов.

Вместе с тем в будущем нужно подумать, как решать проблемные вопросы, связанные с негативными процессами в мировой экономике, складывающиеся под влиянием падения цен на нефть, девальвации национальных валют на целевых рынках сбыта, разрыва логистических цепочек при поставке товаров на рынки дальнего зарубежья.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.