Пандемия может послужить серьезным толчком для развития сельского хозяйства. Экономический кризис, закрытие рынков, рост цен на импортные продукты показали, как важно нынче иметь все свое. Уже сегодня многие страны, думая о продовольственной безопасности, стали вкладывать больше средств в развитие агропромышленного комплекса. Есть смысл в новых инвестициях в сельское хозяйство еще и потому, что именно эта сфера оказалась наиболее устойчивой к коронавирусу: в то время как многие другие отрасли проседали, аграрии наращивали производство. В условиях пандемии происходил передел внутренних и внешних рынков. Выиграли компании, которые не поддались панике и, несмотря на карантинные меры, продолжали работать, увеличивать объемы, искать новые рынки сбыта. Этот процесс продолжается. Сегодня как никогда могут сработать маркетинг и пиар.
На что стоит сделать ставку в будущем и не рано ли расслабляться? Эксперты из разных стран СНГ обсудили влияние пандемии на агропромышленный комплекс и сферу внешней торговли, поделились опытом работы в новых условиях, высказали свое видение дальнейшего развития сельского хозяйства. Международный аграрный форум — Made іn Belarus #AgroFood и выставка товаров белорусских производителей впервые открылись в виртуальном формате.
Один из факторов, который повлиял на рост производства не только в странах постсоветского пространства, но и в Европе, — невероятный рост потребления: люди, напуганные коронавирусом, старались создать продовольственные запасы, и особенно были востребованы продукты с длительным сроком хранения. Обнадеженные таким потребительским интересом, предприятия старались еще больше нарастить производство. «С начала года мы примерно приросли на 400 тысяч тонн молока. Но, за исключением взрывных марта—апреля, спрос в России оказался достаточно вялым. Естественно, это молоко все ушло в запас. И эти запасы в дальнейшем будут серьезно давить на наш рынок», — высказывает опасения генеральный директор Национального союза производителей молока Российской федерации «Союзмолоко» Артем Белов.
Он предполагает, что 2020 и последующий годы будут очень непростыми для производителей: неутешительные прогнозы падения глобального ВВП на 6 процентов (а то и на 7,6, если будет вторая волна эпидемии), снижение доходов населения, что безусловно повлечет за собой снижение потребления. Причем спрос будет падать как со стороны простых потребителей, так и в фудсервисе, пищевой промышленности. Как следствие — цены на сырье, например, то же молоко, будут падать.
При дальнейшем росте производства, не подкрепленном повышением потребления, запасы продуктов с длительным сроком хранения (сухое молоко, масло, сыры) будут накапливаться, что, в свою очередь, тоже будет давить на рынок.
Серьезное падение спроса и потребления, скорее всего, приведет к тому, что далеко не все предприятия, производители и переработчики смогут пережить эту историю. Пандемия ускорит процесс консолидации и укрупнения пищевых индустрий на территории постсоветского пространства, с рынка уйдут неэффективные компании.
«Понятно, что в ситуации падающего спроса и неустойчивой торговли государства будут защищать, закрывать свои рынки, либо мы увидим дополнительную поддержку, которая будет направлена на поддержание доходности производителей», — считает Артем Белов.
Не стоит забывать и о разрыве традиционных сетей поставок, что может быть связано в том числе с закрытием границ. Значительно вырастет доля онлайн-торговли. Этот тренд прогнозировали и раньше, правда, предполагалось, что он будет развиваться постепенно, в течение пяти, а то и десяти лет. Но из-за пандемии, самоизоляции, ограничений на передвижение онлайн-торговля очень сильно «выстрелила», что, скорее всего, не так и плохо, потому что это дает новые возможности для взаимодействия производителя с потребителем.
Все эти факторы будут влиять как глобально на положение дел на территории Евразийского экономического союза, так и на каждую из стран в отдельности. Важно внимательно следить за ситуацией и работать с точечными настройками рынка, для того чтобы обеспечить устойчивое развитие сельскохозяйственного и перерабатывающего бизнеса. Формирование взаимных балансов торговли позволит прогнозировать ситуацию и обеспечить некоторую доходность для производителей из разных стран.
«Зная ситуацию в Республике Беларусь и Республике Узбекистан, хотел бы сказать, что пандемия никаким образом не сказалась на спросе на продукты питания. Да, в первые дни чувствовалась нехватка, потому что крупнейшие сетевые маркеты, логистика не были готовы к столь быстрому опустошению прилавков. Далее все стабилизировалось», — высказывает свое мнение Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Узбекистан Леонид Маринич. Действительно, во всех странах постсоветского пространства производители и торговля смогли среагировать на возросшие запросы запасливого населения и не допустить пустых прилавков. Несмотря на ограничения, вызванные распространением коронавирусной инфекции, сохраняется деловая активность, расширяется номенклатура поставок, увеличивается объем взаимного товарооборота сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Более того, коронавирус подсказал новые направления для взаимодействия — стали востребованы знания и технологии. Например, основная тенденция развития сектора АПК Узбекистана — формирование кластерной системы производства продукции. Кластеры должны объединить производителей сельскохозяйственного сырья (в частности, фермерские хозяйства) и переработчиков такого сырья в промышленные предприятия, и здесь готовы изучать опыт Беларуси в создании и функционировании крупного товарного производства и переработке продукции растениеводства и животноводства.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Таджикистан Олег Иванов уверен, что потребность в современных технологиях, их применении во всей цепочке производства продуктов питания будет только возрастать. «Адекватную помощь извне на преодоление последствий пандемии все наши страны вряд ли получат. Справляться с новыми угрозами не помогут и международные механизмы, которые, во всяком случае, пока не показали никакой эффективности, то есть объективно государства могут полагаться в основном на свои собственные ресурсы для поддержания продовольственной безопасности. Выводы очевидны: необходимо развивать агропромышленный комплекс, вести поиск новых партнеров в импорте стратегически важной пищевой продукции, уделять внимание сотрудничеству не только в торговле, но и в производственной кооперации, обеспечивать надежные логистические цепочки», — замечает дипломат. Он уверен, что после пандемии будут востребованы продукты экономкласса, так как доходы населения значительно упали.
Президент Ассоциации производителей и дистрибьюторов Республики Армения Карен Иванов замечает, что уже сейчас у населения упал спрос на продукцию среднего и премиум-класса, зато продажи дешевых продуктов значительно растут. И хоть на АПК страны коронавирус существенно не повлиял, зато вскрыл многие проблемные вопросы, связанные с функционированием Евразийского экономического союза. Так, попытки некоторых стран защитить свои пищевые рынки привели к негативным последствиям для других участников союза. Например, когда в самый разгар вируса Россия неформально запретила вывоз отдельных товаров АПК, Армения столкнулась с серьезным дефицитом определенных сельхозтоваров, который удалось закрыть благодаря поставкам из других стран — многие из них, кстати, закрепились на армянском рынке. Кроме того, когда запреты на вывоз товаров были сняты, из-за коллапса на контрольно-пропускном пункте, проверок водителей на коронавирус возникли огромные скопления большегрузов, и поставки товаров задерживались на несколько недель. Когда Евразийская экономическая комиссия опубликовала запрет на вывоз отдельных видов товаров АПК в третьи страны, чтобы обеспечить наличие стратегических товаров на своей территории, многие частные компании потеряли экспортные рынки. Ну а поскольку свято место пусто не бывает, потеря получилась далеко не временная. Отсюда вывод: не стоит поспешно прятать запасы, это чревато экономическими последствиями.
А вот Беларусь в условиях пандемии смогла, наоборот, укрепить свои позиции на внешних рынках. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания по итогам работы за 4 месяца составил 1,8 миллиарда долларов — это больше, чем в прошлом году, на 5,6 %. Поставки молока и молочной продукции выросли на 8,4 процента, мяса и мясопродуктов — на 13,9. И если в прошлом году Беларусь поставляла пищевую продукцию в 83 страны мира, то в этом — уже в 92.
«Ведется работа по переориентации сырьевых потоков на производство более ликвидных и прибыльных товарных групп. При растущем спросе на товары с длительными сроками хранения увеличилось производство мясных консервов. Производители нарастили объем производства масла, пастеризованного молока, сухого молока. При падающем спросе на сырную группу товаров и деликатесную молочную группу (например, на те же сладкие йогурты — они достаточно серьезно «просели» в продажах) мы переориентировали наших производителей на производство традиционной «молочки» (кефир, сметана, ряженка), которая, наоборот, показывала рост», — рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей Богданов.
Вместе с тем в будущем нужно подумать, как решать проблемные вопросы, связанные с негативными процессами в мировой экономике, складывающиеся под влиянием падения цен на нефть, девальвации национальных валют на целевых рынках сбыта, разрыва логистических цепочек при поставке товаров на рынки дальнего зарубежья.
Елена ДЕДЮЛЯ
Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.
Профессионально, оперативно, по-хорошему.