Вы здесь

ЕАЭС как сетевая мегаплатформа


Формирование в ЕАЭС экосистемы цифровых транспортных коридоров (ЭЦТК) на базе платформенных решений обойдется в сумму, эквивалентную примерно 150 миллионам долларов. При этом ее совокупный эффект к 2025 году может составить более двух миллиардов долларов. Суть концепции ЭЦКТ, разработку которой недавно завершила ЕЭК, в создании открытой сети транспортно-логистических информационных сервисов для грузоперевозок. Так происходит реализация Цифровой повестки ЕАЭС, рассчитанной до 2025 года. Она включает в себя работу и по целому ряду других направлений.


Оптимизация маршрутов

Проект ЭЦКТ предполагает использование уже существующих или разрабатываемых как коммерческих, так и государственных платформ, являясь классическим примером государственно-частного партнерства. Его разработчиками выступают Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Институт прикладных программных систем (Беларусь) и «Транстелеком» (Казахстан). Для формирования экосистемы будут использованы платформы логистических комплексов, включая системы взимания платы за использование объектов транспортной инфраструктуры, автоматизированные системы союзных таможенных органов, экспедиторские сервисы и логистические платформы, финансовые и страховые сервисы.

Проект предполагается реализовать в три этапа: предстоят подготовка нормативной базы, разработка стандартов и модернизация существующих информационных систем с добавлением новых элементов, которые будут тестироваться в режиме пилотных проектов. К таким относятся сервисы планирования маршрута с учетом всех ограничений и контроля действующих разрешений, в том числе исходя из характеристик транспортного средства. Отмечается, что пилотные проекты будут запускаться после их рассмотрения на Совете ЕЭК с участием вице-премьеров стран союза.

«Создание евразийской цифровой транспортной экосистемы — это первый этап встраивания в глобальные цифровые транспортные коридоры», — отмечала, будучи членом Коллегии (министром) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК, Карине Минасян. Как утверждают специалисты, запускаемый проект позволит усовершенствовать процессы перевозки и декларирования грузов, минимизировать барьеры и повысить конкурентоспособность для добросовестных участников перевозочного процесса.

Разработчику предстоит решить системную задачу, чтобы на практике, согласно проекту, происходила оптимизация маршрутов, условий перевозки и контролирующих функций, было возможным использование юридически значимых электронных документов, предварительное бронирование очереди на международных автомобильных пунктах пропуска. Формирование союзной информационной среды снизит трансакционные издержки на всех уровнях, позволит повысить скорость оборачиваемости грузов.

В современном мире «цифровизация» — такое же слово дня, каким сто лет назад было слово «электрификация». Она рассматривается как ключевой инструмент экономического роста, достигаемого за счет повышения эффективности во всех сферах. На уровне промышленности речь идет не только об оцифровке существующих традиционных производств, но и о том, что сами производства — умные фабрики — превращаются в гибкие цифровые платформы с открытой архитектурой и новыми операционными возможностями, олицетворяемыми четвертой промышленной революцией. В Евразийском экономическом союзе осознают, что уровень развития цифровых технологий играет определяющую роль в конкурентоспособности стран и экономических союзов. Об этом свидетельствует реализация Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года.

В 2016 году ЕАЭС приступил к выработке предложений по формированию цифрового пространства. Среди основных приоритетов были определены развитие нормативно-правовой базы и гармонизация законодательства, формирование единого цифрового поля для увеличения взаимного товарооборота с внедрением электронной торговли. Это предполагает расширение практики использования ИКТ для повышения эффективности трансграничного взаимодействия между органами государственной власти, хозяйствующими субъектами и физическими лицами, а в целом разработку и реализацию совместных проектов и программ, направленных на цифровую трансформацию.

Скажем, в Республике Беларусь продолжается трансформация традиционных бизнес-процессов за счет внедрения ИКТ во все сферы, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, транспортное обеспечение, деятельность пограничных служб. В национальной промышленности для внедрения цифровых технологий на уровне Минпрома проведен анализ и дана оценка состоянию цифровой трансформации. Реализуются мероприятия по разработке и внедрению интеллектуальной системы маркетингового анализа, проектирования, виртуальных испытаний и производства изделий с использованием цифровых технологий.

«Регулятивная песочница»

Как отмечается в Повестке, цифровая трансформация отраслей экономики ЕАЭС опирается на результаты автоматизации процессов и заключается в сквозной цифровизации всех физических активов и их интеграции в цифровую экосистему. Такая трансформация происходит, во-первых, как вертикальная интеграция процессов внутри отрасли и внутри предприятий отрасли, во-вторых, как горизонтальная интеграция и построение кросс-отраслевых, межгосударственных и транснациональных процессов, в-третьих, как цифровизация продуктов, услуг, бизнес-моделей и доступа субъектов в экосистему.

Согласно Основным направлениям реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, в приоритетном порядке рассматриваются инициативы, связанные с развитием цифровой прослеживаемости и цифровой торговли, формированием цифровых транспортных коридоров, промышленной кооперации, регулированием оборота данных и «регулятивных песочниц». Такая «песочница» представляет собой специальный согласованный режим проработки и пилотирования решений, необходимый для определения эффективной модели взаимодействия и построения бизнес-процессов. Система «регулятивных песочниц» является одним из приоритетов проработки инициатив, и их применение заявлено в качестве одного из механизмов успешной реализации Повестки.

В Основных направлениях подчеркивается, что цифровая трансформация — качественные революционные изменения, заключающиеся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но и в принципиальном изменении структуры экономики. Она касается как повседневной жизни и деловой среды, так и государственного управления. При этом отмечается, что без цифровой трансформации и совместной реализации проектов в рамках Повестки государства-члены лишают себя новых возможностей, оставаясь в рамках традиционных процессов, отношений и связей. Их переформатирование обусловлено новыми вызовами, которые несет в себе наступление цифровой эпохи.

Что это за вызовы? Во-первых, как отмечается в Основных направлениях, высвобождаются огромные трудовые ресурсы и возникают дисбалансы во всех отраслях экономик государств-членов. Во-вторых, происходит переток трудовых ресурсов и потребителей в цифровые экономики третьих стран и цифровые экосистемы глобальных цифровых платформ. В-третьих, возникает необходимость более надежной институциональной формы защиты персональных данных. В-четвертых, происходит обесценивание традиционных активов, не прошедших цифровизацию.

Формирование цифровой экосистемы — кропотливая работа, требующая совместной координации усилий. В этом смысле миссия ЕАЭС состоит в том, чтобы стать для государств-членов своего рода сетевой мегаплатформой, позволяющей вывести процесс экономического взаимодействия на качественно новый уровень.

Николай ЛЕВЧУК, кандидат политических наук

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.