27 октября, вторник

Вы здесь

Что представляют собой современные отечественные беспилотники?


В последнее время в мире очень быстрыми темпами развивается беспилотная авиация. Оно и понятно — множество задач беспилотник может выполнить лучше пилота на обычном летательном средстве, но при этом имеет перед ним много преимуществ. Да и стоимость такого аппарата значительно меньше.


Что касается Беларуси, то на нашей земле использование военных беспилотных летательных аппаратов имеет довольно долгую историю. Но — с перерывом... Только через семнадцать лет после того как Беларусь стала независимой, у нас снова появился сектор военных беспилотников. Как бы и не так много по сравнению с вооружением других родов войск. Однако именно на беспилотную авиацию сегодня возлагаются очень сильные надежды. В том числе и потому, что за разработкой таких комплексов стоит очень существенный научно-технический прогресс. Аппараты, считавшиеся суперсовременными тогда, на старте, в 2008 году, по нынешним меркам имеют уже довольно скромные характеристики. И им на смену пришли те, которые, в свою очередь, 12 лет назад считались чем-то из разряда научной фантастики.

Подробнее о развитии беспилотной авиации рассказал начальник управления использования и развития беспилотных авиационных комплексов Вооруженных Сил Игорь Завидняк.

Советское начало

— Это может показаться странным, но первое подразделение беспилотной авиации на территории Беларуси было сформировано еще в конце 1963 года в Березе, — говорит Игорь Завидняк. — То был 510-й отдельный дивизион беспилотных самолетов-разведчиков.

На вооружение тогда были приняты аппараты Ла-17р. Фактически это были переделанные летающие мишени. На них возлагалась задача ведения воздушной разведки и корректировки огня артиллерии. Через три года статус дивизиона был повышен до эскадрильи, которой присвоили 106-й номер.

В конце 1970-х годов Ла-17р постепенно начали заменяться аппаратами «Стриж» — Ту-141. они также должны были вести авиационную разведку. К сожалению, на этом советская история беспилотников в Беларуси обрывается — в 1987 году 106-я эскадрилья была передислоцирована на территорию Украины.

Второе дыхание

В современной истории страны Управление использования и развития беспилотных авиационных комплексов при командовании Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны было создано в 2008 году. Два года готовилась нормативно-правовая база, подбирался будущий коллектив и... в 2010 году был сформирован 927-й Центр подготовки и использования беспилотных авиационных комплексов в Березе. Символично!

— Но с течением времени задачи, которые ставились перед нашим управлением, и их специфика начали выходить за пределы военно-воздушных сил. Поэтому наше управление и Центр были в середине десятилетия введены в состав центрального подчинения.

Современная белорусская беспилотная авиация начиналась с российских «Иркутов». После того как наши специалисты научились обращаться с аппаратами, стало ясно — надо их делать в Беларуси, чтобы не зависеть в этой составляющей от других стран. Или, по крайней мере, в сотрудничестве с российскими производителями. Так появились на свет «Суперком С100», «Суперком С350». А среди отечественных разработок — «Москит», «Беркут-2». Отдельно стоит выделить комплекс «Аист-10». Между прочим, эти комплексы имеют радиус деятельности от 10 до 600 километров. Последняя цифра — это почти как протяженность Беларуси с севера на юг!

— Все комплексы у нас на передвижной базе. «Аист-10» — работает на шасси МАЗа, — рассказывает Игорь Завидняк. — В его состав входит целый жилой модуль, позволяющий круглосуточно управлять летательными аппаратами. Там есть места для отдыха, имеются все системы жизнеобеспечения. «Аист-10» может работать несколько суток автономно, не подключаясь ни к каким агрегатам электропитания. И это подтверждено на практике, как зимой, так и летом.

«Это ваш воздушный бинокль»

В конце 2019 года Президентом была утверждена Концепция развития Вооруженных Сил. Определенная часть в ней отведена и беспилотной авиации. Предполагается, что со следующего года начнется ее развитие в сухопутных войсках.

— С этого года мы начинаем формировать подразделения беспилотных авиационных комплексов в общевойсковых бригадах, — отмечает начальник управления. — Оно уже сформировано в 11-й бригаде в Слониме. Есть подразделение в силах специальных операций. Там на вооружение ставятся комплексы небольшие, малозаметные. Оператор-десантник притом должен уметь не только управлять летательным аппаратом, но и проходить подготовку по своей программе.

Вместе с тем беспилотники уже широко используются во время выполнения задач совместно с сухопутными войсками, ракетными войсками и артиллерией.

— Наши офицеры объясняли, что по сути — это ваш воздушный бинокль, через который вы можете видеть всю обстановку на расстоянии в десятки километров.

«Потерять аппарат очень сложно»

Офицеров, которые управляют беспилотниками и обслуживают их, сперва учили на авиационном факультете в Военной академии. Их однокурсниками были будущие летчики. Но это накладывало свои особенности на подготовку будущих специалистов, да и как раз касательно беспилотников шла реорганизация, о которой говорилось выше. Поэтому отдельная кафедра была сформирована уже на базе Белорусской государственной академии авиации.

— Наша главная особенность — в постоянном появлении новых комплексов, — считает Игорь Завидняк. — Как только они ставятся на вооружение, то программа сразу же корректируется, и курсанты пробуют новинки сразу на базе 927-го центра. И если мы запоздаем на год-два, то знания уже потеряют актуальность. Причем учебная программа составлена так, что переучиться специалисту на новый комплекс из старого нетрудно. Техника хоть и модернизируется, но она не настолько усложняется, чтобы приходилось все осваивать с нуля. Напротив, управление даже упрощается. Например, сейчас беспилотники комплектуются курсовыми камерами. Это значит, что у оператора создается картинка, якобы он сидит за штурвалом настоящего самолета и им управляет. Хотя находится он при этом в кабине на земле. При постановке препятствия современный беспилотник может вернуться в точку старта. В общем, потерять такой аппарат сейчас очень сложно.

Самое главное, чем отличается беспилотник, — тем, что внутри него нет человека. Это кардинально снижает его стоимость по сравнению с пилотируемой авиацией. Фактически могут быть только две причины потери — это какая-то поломка и ошибка оператора. Что касается поломок, то в аппарате на этот счет предусмотрены аварийные режимы, во время которых он подает специальные сигналы на экране у оператора. Да и то, к потере это вряд ли приведет. А личный состав относится к технике очень бережно.

На каждом учении

— Сейчас любое учение, начиная от батальонного уровня, обязательно подразумевает использование беспилотников, — говорит Игорь Завидняк. — Например, на учениях «Щит Союза — 2019» в прошлом году была доведена вводная о выдаче четких координат объекта. Аппараты делали это с такой минимальной погрешностью, что были успешно выполнены все нормативы.

Но совместным белорусско-российским учениям перед тем предшествовали два года участия в Армейских играх. Старт в 2018 году состоялся неплохой — из четверых участников наши специалисты заняли третье место. При этом нужно принять во внимание то, что и Россия, и Казахстан, занявшие более высокие места, уже выступали раньше и имели какой-никакой опыт. За год уровень подготовки был сильно подтянут, и вот уже белорусы разделили второе место с россиянами. Более того, наши военные вернулись оттуда с почетным званием «Лучший расчет».

— Ошибочно считать, что мы развиваем только военный сектор. На самом деле мы заодно готовим беспилотников для Министерства по чрезвычайным ситуациям, Госпогранкомитета. Ежегодно происходит сбор специалистов, где мы контролируем их подготовку и при необходимости можем повысить их классность.

Валерьян ШКЛЕННИК

Название в газете: Беспілотнік бачыць усё

Выбор редакции

Культура

Призраки белорусских стен. Балы в разрушенном замке

Призраки белорусских стен. Балы в разрушенном замке

Бона Сфорца не была в Белом Ковеле, но танцует там в виде призрака.

Общество

Жизненный путь Якова Крейзера. Первый комдив, получивший Звезду Героя, заслужил ее, защищая Борисов

Жизненный путь Якова Крейзера. Первый комдив, получивший Звезду Героя, заслужил ее, защищая Борисов

В начальный период Великой Отечественной войны упорные бои развернулись при обороне Борисова — старинного белорусского города на Березине.

Экономика

Цифровая экосистема платформенной экономики

Цифровая экосистема платформенной экономики

 Именно в платформенной среде будут формироваться цепочки создания стоимости.