Сейчас обстановка поспособствовала тому, чтобы летом не выбираться в дальние путешествия, а посетить свои достопримечательности. Можно полюбоваться красотой архитектуры, вспомнить историю, открыть для себя новое и показать детям то, чем стоит гордиться. А посмотреть есть на что. Например, на Брестчине за последние два десятка лет много сделано по возрождению памятников истории и культуры. Работа продолжается: у нас возрождаются роскошные дворцы — Ружанский, Коссовский, которые нередко называют замками. Мы с нуля восстановили усадьбы славных земляков — Адама Мицкевича, Тадеуша Костюшко, на подходе дом Наполеона Орды. Есть поднятые из руин более скромные, но не менее значимые памятники старины, отражающие культурный код своей эпохи и несущие в себе отпечаток духовного мира предков.
Резиденция рода Сапег
Одним из первых в области начали реставрировать величественный дворец Сапег в Ружанах. Сегодня это главная достопримечательность, честь и символ поселка, и не только его. Канцлер Лев Сапега купил местечко в 1598 году и построил замок. При канцлере это была оборонительная крепость. До нашего времени горожане и туристы часто называют комплекс зданий замком. Но это неправильно: бывший замок стал дворцом в ХVIII веке при Михаиле Александре из рода Сапег, представителе ветви рода с гербом «Лис» (кстати, печать с указанным гербом является одним из важнейших экспонатов музея). Михаил Александр пригласил в Ружаны саксонского архитектора Иоанна Беккера, создавшего великолепный дворец, архитектурой чем-то похожий на Версаль. Тогда же Ружаны стали магнатской резиденцией. Во дворце разместили шикарную картинную галерею, одну из богатейших библиотек Европы, в 1765 году возник придворный театр. Короли и князья, стоявшие во главе государств, бывали там зрителями.
Шедевр архитектуры страдал от многих войн, особенно от последней. Остались только стены, да и они постепенно разрушались под воздействием природы и вандального поведения людей. Но в 2008 году дворец был включен в государственную программу «Замки Беларуси», началась его реставрация. За это время многое сделано: восстановлены восточные и западные флигели, въездные ворота, на которых установлена скульптура святой Анны. С 2011 года работает музей, тогда же стали проводить праздник «Ружанская брама».
Недавно реставраторы взялись за восточный корпус. Работы начали в августе прошлого года. Восстановление ведется в соответствии с сохранившимися в Варшаве чертежами. Фасад уже укрепили, из керамической черепицы кладут крышу. Далее будут работать над восстановлением внутреннего интерьера. На месте бывшего театра появится зал со сценой для театральных постановок и конференций. Также в здании запланированы кафе и гостиничные номера.
— На эту работу в этом году из республиканского бюджета расходуется миллион рублей и около 500 тысяч рублей из районного, — сообщил главный специалист Управления культуры Брестского облисполкома Артем БРЮХАН.
По его словам, на ближайшее время запланированы поисковые и научно-проектные работы по консервации центрального корпуса с аркадой. О восстановлении пока речь не идет, но и консервация — реальный шаг к сохранению этой жемчужины архитектуры. Иначе, когда придет время и найдутся средства, восстанавливать будет нечего.
Сегодня дворцовый комплекс — один из важнейших туристических объектов страны. Музей состоит из четырех экспозиционных и выставочных залов. Работает сувенирный магазин. Популярностью пользуется услуга музейных работников по регистрации брака в неповторимой исторической атмосфере. Это торжество проводят в зале «Гостиная канцлера».
Неоготика с элементами романтизма
«Звязда» не раз рассказывала о работе по восстановлению дворца Пусловских в Ивацевичском районе. Артем Брюхан сообщил, что первую очередь дворца планируется сдать в конце этого года.
Красивый дворец в Коссово — уникальный памятник неоготической архитектуры ХІХ века. За свою историю он пережил многое. Уже в конце позапрошлого века стремительно переходил от одного хозяина к другому, пока не был отписан в государственную казну. Во время Первой мировой дворец разграбили, драгоценности вывезли за границу. При Польше здесь была сельскохозяйственная школа, где обучали пчеловодству. С началом Великой Отечественной во дворце разместилась немецкая комендатура, что и сыграло роковую роль. Во время операции «Багратион» партизаны сожгли дворец. Пожар бушевал больше недели, его никто не тушил. От бывшего шедевра архитектуры остались фактически руины.
В 2008 году, когда работы только начинались, строители так и называли объект: «Руины Коссовского дворца». Ведь пришли они к сугробам кирпича и изуродованному фасаду, который прятался от глаз проезжающего за высокими деревьями. А старожилы рассказывали строителям о необычных сиреневых композициях. Посадки кустов сирени были заложены растениями разных цветов. Когда они зацветали, то создавали собой необычную по красоте картину. Сирень цвела еще несколько лет после пожара, пока окончательно не выродилась и не пропала...
И вот постепенно, шаг за шагом, дворец в стиле английской неоготики приобретает свой прежний вид. В прошлом году там открыли гостиницу и кафе, которые пользовались спросом вплоть до начала пандемии. В настоящее время ведется восстановление на центральном блоке. Здесь задуман многофункциональный культурный комплекс с выставочными залами, небольшой музейной экспозицией, пространством для конференций и бальным залом.
В Белом зале — его иначе называли Бальным — по редким фотографиям будут восстановлены семь фресок. Внутренним интерьерам уделяется много внимания. Вернутся в интерьер и Черный, и Розовый залы. Художники покрывают позолотой из очень тонкой фольги стены и потолки. Все, как и было — проект создан ОАО «Брестреставрация» с учетом стиля эпохи. Эта же организация ведет работы по проекту оформления парка. Условие — максимальное соответствие историческому прототипу. У Пусловских было более сотни видов растений, привезенных со всего мира, включая экзотические. Парк быстро украсят лиственницы, другие сосновые деревья, которые в свое время росли в окрестностях.
Общая стоимость реставрации приближается к 27 миллионам рублей. В этом году планируется освоить 6,7 миллиона из областного и республиканского бюджетов.
Усадьба художника, остановившего время
Стоит отметить, что не только на Брестчине — во многих регионах страны памятники архитектуры восстанавливаются по рисункам знаменитого Наполеона Орды. От некоторых объектов не осталось и камня, а мы о них знаем только по его работам. Про Наполеона Орду не раз говорили как про художника, остановившего время. Действительно, не одно поколение обязано ему важной архитектурной информацией. И было бы несправедливо, чтобы родовая усадьба художника и композитора в Ивановском районе не возродилась вовсе.
На усадьбу Орд в урочище Красный Двор возле деревни Вороцевичи средства выделены из Фонда по поддержке культуры и искусства. Дом, в котором родился наш знаменитый земляк два столетия назад, сгорел во время прошлой войны. Это была постройка с парадным фасадом с четырьмя колоннами. Дом имел полтора десятка комнат, много печек и камины. Типичная дворянская усадьба конца ХVIII века, от которой, к сожалению, остались лишь фрагменты фундамента, пруд и старые деревья в бывшем парке.
Работа по возрождению началась чуть более десяти лет назад. Тогда были восстановлены фундаменты, произведены срубы, но из-за отсутствия финансирования все приостановилось. А в прошлом году появилась возможность завершить начатое. На объекте освоено уже 650 тысяч рублей из Президентского фонда.
Со временем там планируется разместить тематическую экспозицию по мотивам шляхетского быта той поры. Традиционно будут небольшая гостиница, объект общественного питания, бальный зал. Также задумана оранжерея и библиотека. Усадьба станет центральным объектом музейно-культурного комплекса Наполеона Орды, в который входят музей и картинная галерея в деревне Вороцевичи.
Редкое по композиции, гармонии и качеству исполнения
Часовня в Закозели последние годы буквально молила о помощи. Шедевр готического искусства был не просто в аварийном состоянии, а в критическом. О состоянии часовни много высказывались в интернет-сообществе. Пробовали и средства собирать. Но собранное можно определить — как кот наплакал…
Впервые одну из самых древних неоготических построек в Беларуси мне показал тогдашний председатель местного хозяйства доктор сельхознаук Николай Яковчик. Это было в 2008 году. Николай Степанович на одном дыхании читал лекцию об истории закозельских достопримечательностей и бывших хозяевах имения Ожешко. Именно Яковчик позаботился о том, чтобы близлежащую часовню расчистили от бурьяна и кустарника, привели в порядок. «Брестреставрация» провела исследовательские работы, была изготовлена проектно-сметная документация. Казалось, возрождение близко, но что-то пошло не так. Строители не приходили, и на глазах начало валиться, по определению Анатолия Федорука, «редкое по композиции, гармонии и качеству исполнения, лепному декору, декоративному литью сооружение, и не только в Беларуси».
В 2018 году кресты и шпиль сняли в ходе первоочередных мер по спасению — они могли просто рухнуть. Но средств не находилось. Тогда на консервацию объекта в Дрогичинском районе выделили 50 тысяч рублей из денег, заработанных на субботнике. В этом году из Президентского фонда по поддержке культуры и искусства направлено 348 тысяч рублей, 200 тысяч потратил местный бюджет. Вся сумма пойдет на консервацию. Со временем, если найдутся средства, часовню, конечно, можно будет восстановить. Но к тому времени проведенная надлежащим образом консервация продлит жизнь уникального памятника архитектуры и сделает его притягательным туристическим объектом.
Направлена в будущее
Брестчина очень богата историко-культурными объектами, имеющими ценность. В официальном списке их значится 777. На самом деле — намного больше. В последние десятилетия возрождается, приводится в порядок многое. К тем большим дворцам, о которых сказано, можно добавить дворец Немцевичей в Плясах Брестского района, где в 1917 году было заключено историческое перемирие, которое означало конец Первой мировой войны. Усадьба восстановлена в 2013 году.
Пусть небольшие, но значимые объекты восстанавливаются с привлечением иностранных грантов, частной инициативы либо с помощью районных бюджетов. И все это важно, потому что направлено в будущее.
На усадебном комплексе в Грушевке Ляховичского района реставрация ведется преимущественно за средства европейского гранта. Это совместный проект Евросоюза и Ляховичского райисполкома. Кстати, восстановление усадебного дома Рейтанов специалисты проводят с учетом рисунка Наполеона Орды. Первую очередь реставрационных работ в Грушевке планируют завершить к концу следующего года. Здесь разместится многофункциональный культурный центр.
Есть примеры, когда исторические объекты восстанавливает религиозная община. Так было, например, с костелом в Волчине. А в Барановичском районе усердствует деревенский священник. Ревнитель и подвижник Георгий Сапун нашел меценатов и восстановил сразу две красивые церкви: одну в Почапово, другую, уникальную треугольную, — в деревне Большая Своротва.
Рядом с упомянутым Волчином расположена интересная историческая усадьба в Гремяче. Ее несколько раз покупали разные бизнесмены, но не один из них не довел свои планы возрождения до финала. «На этот раз объект приобрел, кажется, предприниматель с серьезными намерениями, — заметил Артем Брюхан. — Будем надеяться, что и в Гремячу вскоре поедут туристы».
Светлана ЯСКЕВИЧ
Фото из архива управления культуры Брестского облисполкома
Корреспонденты «Звязды» отправились на это уникальное предприятие, чтобы собственными глазами узнать о белорусском Лене и не только.
Теплая погода, установившаяся в стране, поспособствовала массовому выезду людей на природу...
Собеседования для инженеров и электронная очередь для всех.
«Нас всех здесь собрала любовь к книге».