Вы здесь

Хотим ли мы дожить до момента, когда наши дети совсем перестанут читать печатные книги?!


За последние годы «Академкнига» превратилась в центр самой разнообразной литературы. С ее директором Ольгой ГЛУХОВСКОЙ — наш разговор о книжной торговле и не только.


— Вы позиционируете себя как продавец той или иной литературы или все происходит само по себе, в зависимости от конъюнктуры рынка?

— Позиционируем однозначно. «Акаде-мическая книга» является аккуму-лятором, если так можно выразиться, разнообразнейшей белорусской литературы: произведений белорусских классиков и современников на белорусском, русском или других языках, их книг, изданных государственными и частными издательствами или самостоятельно за счет средств автора, напечатанных у нас или даже за рубежом. Можно очень долго спорить о том, что является «национальной идеей» той или иной страны, но для меня это, прежде всего, поддержка и популяризация собственной литературы, собственной культуры и собственных производителей. Мы делаем ставку на все белорусское, и наши усилия оправданы выбором покупателей и добрыми отзывами о высоком качестве нашей работы от партнеров. Надеюсь, что для многих мы являемся не только книжным магазином, но и культурной площадкой.

— Сколько названий книг и брошюр одновременно находится в торговых залах «Академкниги» и какой процент из них составляют книги от белорусских издательств?

— Точную статистику мы не ведем, но ассортимент магазина составляет порядка 40 000 наименований, а процент книг белорусского производства — порядка 40 %. Однако, продажа книг отечественного производства составляет у нас более 60 %.

— Сложилась ли вокруг магазина какая-то определенная покупательская среда? Вы замечаете, кто заходит в «Академкнигу» едва ли не каждый день?

— Наши посетители очень разные, сегодня в силу развития современных технологий, процент продаж книг для студентов снижается, но увеличивает-ся спрос на школьную литературу. Магазин продает гораздо больше белорусской художественной литературы, чем зарубежной (в том числе и русской). Покупатели нам доверяют, выбирая местом покупки книг «Академкнигу», благодаря нашей отлично налаженной логистике, профессионализму персонала магазина.

Заходят к нам и знаменитые люди нашей страны, члены правительства, академики, но, думаю, будет некорректно называть их имена. А нашими клиентами являются жители всей Беларуси: любому желающему мы высылаем книги по почте.

Самыми ценными нашими клиентами являются библиотеки. У нас комплектуются основные республиканские, областные и районные библиотечные фонды.

— Среди белорусских писателей считается достаточно престижным проведение презентаций в «Академкниге». А как лично вы планируете эту работу? Какие приоритеты у вас выстраиваются в этом направлении?

— Очень сложно составлять планы в творческой среде, ведь настоящая литература — это многогранный творческий процесс. Для нас ценность составляет практически вся современная белорусская художественная литература. Выход новой книги, как правило, является для нас сюрпризом. Хотя далеко не каждый автор стремится провести у нас презентацию или автограф-сессию. Иногда на переговоры уходит не один месяц, а с некоторыми нам так и не удалось договориться. Очень приятно, когда на автограф-сессию приходит много людей, но бывают и совсем малочисленные мероприятия, и тогда я с радостью использую возможность пообщаться лично с писателем, задать ему свои вопросы, подписать книгу для себя, разузнать о его творческих планах или обсудить любые другие вопросы. Некоторые встречи авторы и их друзья превращают в концерты или театральные импровизации, и мы понимаем, что имеем уникальную возможность быть участниками этих событий.

— Что вообще дает реклама книги? Насколько правильно, что эту работу ведут и сами книжные магазины, а не только издательства?

— Сегодня все человечество очутилось в эпохе цифровой зависимости, о негативных последствиях которой говорят многие ученые и психологи. Мы наблюдаем падение интереса к печатной книге, к литературе, к процессу чтения. Поэтому только совместными усилиями издателей, авторов и книжной торговли мы можем привлечь внимание и пробудить интерес к книгам. На нас ежечасно обрушивается такой большой поток информации, что у многих из нас нет времени без особой причины ехать в книжный магазин или библиотеку и смотреть, какие новые книги там появились. Наш магазин использует все доступные нам каналы рекламы, в большинстве случаев это положительно влияет на количество проданных книг.

— Есть ли у вас, в «Академкниге», внутренний рейтинг продаж?

— Как бы торговая точка ни пыталась быть объективной, но любой рейтинг — это дело субъективное. Есть книги и авторы, которым мы по тем или иным причинам уделяем больше внимания, в том числе и в рекламе. Поэтому в верхних строчках наших рейтингов всегда находятся книги белорусских авторов и издательств. В силу нашей специфики это, в первую очередь, книги издательства Национальной академии наук Беларуси «Беларуская навука», издательств «Вышэйшая школа» и «Аверсэв».

— Какая из книг лично вас в последние месяцы впечатлила?

— Трудно удивить человека, в распоряжении которого находятся лучшие книги лучших авторов мировой литературы. У меня филологическое образование, поэтому основную часть мировой классики я прочитала еще в школьные и студенческие годы.

Но есть автор, от которого я жду новых книг. Это российская писательница Гузель Яхина.

Ее первый роман «Зулейха открывает глаза» поразил меня, но не остротой и трагичностью событий, описанных в книге, а замечательным языком. Сегодня достаточно сложно у современных авторов, пишущих на русском языке, встретить такой правильный, грамотный, красивый, в лучших традициях классической русской литературы язык. Впервые книга была опубликована в 2015 году, но по сей день занимает первые строчки рейтингов российских и белорусских книжных магазинов. Она получила большое количество наград: литературные премии «Большая книга», «Ясная Поляна», «Книга года», «Премия Читателя». По сюжету книги поставлено несколько спектаклей и снят художественный фильм. В 2018 году автором текста «Тотального диктанта» в России стала Гузель Яхина. Для «Тотального диктанта» она подготовила три отрывка, называющиеся «Утро», «День» и «Вечер», которые потом вошли в следующий роман Гузель Яхиной «Дети мои», рассказывающий о поволжских немцах. Этот роман тоже стал на какое-то время книжным бестселлером.

— Какие складываются у «Академкниги» отношения с белорусскими издательствами?

— Я надеюсь, дружеские. Мы готовы не только продавать книги белорусских издательств, но и работать в области маркетинга, рекламы, формирования ассортимента и проведения различных мероприятий и консультаций (что мы и делаем со многими издательствами).

— Каких книг не хватает на бело-русском рынке? Что бы вы посоветовали книгоиздателям прежде всего?

— Сегодня таких книг очень мало, по сравнению с ситуацией десятилетней давности, книг стало больше, и ассортимент разнообразнее. Появилось много замечательных проектов и серий, таких как «Мая беларуская кнiга» издательства «Попурри», «100 вершаў» издательства «Мастацкая лiтаратура», «Паэты планеты» издателя Змитера Коласа, «Беларусь. Трагедия и память» издательства «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки».

Единственное, о чем я мечтаю, чтобы наши покупатели имели возможность при покупке художественной литературы приобрести ее как на русском, так и на белорусском языке, ну и конечно, на языке-оригинале.

— Сильно ли подорвала устремления книготорговцев в Беларуси пандемия? Как пытаетесь выживать?

— Проблема, касающаяся всего мира, не могла не коснуться и нас. Конечно, снизилась посещаемость книжных магазинов, экономический кризис и падение мирового ВВП отразился на доходах и наших сотрудников, и наших покупателей. Очень резко сократилось количество выпускаемых книг в России. Белорусские издательства на сегодняшний день еще не снизили свои обороты: весной и летом вышло много замечательных книг, которые востребованы в «Академкниге».

Мы постарались максимально сократить свои расходы, но продолжаем делать рекламу на книги. Надеюсь, что в ближайшее время возобновим проведение автограф-сессий и презентаций.

— Ваши предложения белорусским парламентариям, законодателям в отстаивании интересов книжного рынка...

— Очень хотелось бы, чтобы наше общество обратило внимание на резкое снижение интереса к книгам, к художественной литературе, вызванное новыми тенденциями развития интернета. Особенно это снижение беспокоит меня в среде детей и молодежи. Не хочется дожить до того момента, когда начнется массовое перепрофилирование книжных магазинов и ликвидация издательств. Взрослые люди должны подумать, хотят ли они, чтобы их дети не прочли те книги, на которых они выросли, чтобы дети не знали родного языка, не умели грамотно общаться и писать. Поэтому очень важно продолжать существующую поддержку государства в области книгоиздания и книгораспространения. Мы могли бы обратить внимание на опыт других стран и использовать их опыт у себя (например, снижение или отмену НДС на книги, связанные с образованием, наукой и культурой, что сделало бы их более доступными для покупателей, выделение денег на социальную рекламу и популяризацию чтения). Нужно объединять усилия и направлять их на популяризацию чтения книг, хотя, конечно, лучше это делать на собственном примере: читать вместе с детьми, обсуждать книги, приводить детей в библиотеки и книжные магазины, а мы всегда рады принять своих посетителей, обеспечить им отличный выбор и дать профессиональный совет.

Беседовал Кирилл ЛАДУТЬКО

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.

Общество

«Строительную амнистию» продлили

«Строительную амнистию» продлили

Не разрушать, а регистрировать

Наука

12 молодых ученых стали лучшими

12 молодых ученых стали лучшими

По итогам ушедшего года.