Вы здесь

Охота на туристов. Как должна измениться инфраструктура?


Если в предыдущие годы по Беларуси путешествовали преимущественно люди, изучающие свою страну, интересующиеся ее историей и культурой, либо семьи с небольшим достатком, то после появления коронавируса спрос на внутренний продукт начал расти благодаря «вынужденным» туристам, которые не смогли вылететь за границу. Естественно, чтобы удовлетворить таких привередливых потребителей, отрасль должна была переориентироваться. Все же подобный клиент желает получить достойный сервис, — не обязательно такой, как в заморских отелях, но на хорошем уровне.


Коронавирус дал время на то, чтобы подумать над новой линейкой турпродуктов, повысить квалификацию персонала, привести в порядок объекты размещения. И если удастся преодолеть пандемию, в последующие годы такие преобразования могут послужить повышению конкурентоспособности белорусских игроков на международном туристическом рынке. Во всяком случае туристов из России и Польши может стать больше, так как Беларусь во время пандемии оказалась страной, свободной для передвижения. А это сегодня важно для туристов.

Коронавирус сильно ударил по логистике: долгое время белорусы никуда не летали, к нам никто не ехал. А когда такой процесс затягивается, как замечает председатель Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый, начинают нарушаться производственные цепочки. Зарубежные партнеры уже не готовы и не могут поставлять турпотоки в прежнем объеме. Да и собственные работники отелей и транспортных компаний после определенного простоя могли обанкротиться, перепрофилироваться или сократиться, и, соответственно, нужно время, чтобы все восстановить.

В некоторых более богатых странах туристическая отрасль получала определенную финансовую поддержку, субсидии, печатались ваучеры. Многие искали свой путь. Китай, Соединенные Штаты Америки, Франция, Германия, Польша сделали ставку на местный туризм. Страны с большим количеством населения смогли загрузить инфраструктуру благодаря собственным туристам, и заметно, что сегодня они не слишком работают над тем, чтобы создать условия для выезда своим гражданам.

Более мелкие игроки, например, Чехия или страны Прибалтики, наоборот, постарались сконсолидироваться с соседями, чтобы ездить друг к другу на взаимовыгодных условиях.

В Беларуси внутренний туризм также стал определенной палочкой-выручалочкой для представителей туристической отрасли. Правда, компаниям-посредникам от того работы не прибавилось. Гражданам выгоднее самостоятельно покупать, например, путевки в санаторий, да и зачем переплачивать за трансфер, если до места отдыха можно доехать на собственном или общественном транспорте?

Популярность тех или иных объектов размещения зависит от интернета — в выигрыше те из них, которые можно найти через «Гугл» или имеющие ролики на «Ютубе». Нужно еще поработать над сервисом — есть ряд проблем с тем, чтобы в онлайне забронировать и оплатить отпуск.

На сегодня внутренний туризм носит яркий локальный характер. Традиционно минчане стараются выбрать то, что находится не очень далеко от столицы. Также много туристов оседает вокруг областных центров и других больших городов.

Востребованы санатории, национальные парки, агроусадьбы. Сейчас для белорусского туриста главное — отдохнуть на природе, искупаться, прогуляться по лесу, вкусно поесть. А вот культурно-познавательный туризм для них скорее приятное дополнение. Особого спроса на то, чтобы специально поехать посмотреть другие города, например, на выходные, пока нет. Может, проблема в том, что просто не хватает информации о таком варианте времяпрепровождения? Или соответствующих турпродуктов?

Коронавирус обнажил те проблемы, над которыми нужно в ближайшее время работать, чтобы поднять внутренний туризм на высший уровень. Да, несмотря на то, что сегодня многие санатории предлагают релаксационные процедуры, пока еще ощущается нехватка спа-комплексов.

Не хватает домиков, баз отдыха эконом-класса на природных территориях. Сегодня развивается речной туризм, под который также нужно делать инфраструктуру: оборудованные стоянки, информационные ресурсы о них в сети, возможность забронировать место через интернет, обеспечение продовольствием. Природные территории, куда готовы выбираться туристы, также у нас пока остаются дикими — необходимо продолжать создавать велодорожки и пункты проката.

Филипп Гулый уверен, что будущее туризма — за созданием кластерных систем. Он сравнил работу с туристами с
промысловой рыбалкой. Турпотоки, как и косяки рыб, движутся по определенным законам, которые нужно изучать, анализировать и использовать. Даже перепады температур, глобальное потепление могут влиять на то, куда устремятся туристические группы. Именно кластеры способны привлекать гостей на определенную территорию. Различные отрасли должны объединяться, чтобы создавать единый туристический продукт. Например, агропромышленный комплекс, фермеры или местные жители могут предлагать продукты — особый спрос будет на экологическую еду. Лесное хозяйство обеспечит грибами, ягодами, травами (фитотерапия и чаи). Предприниматели будут сдавать напрокат байдарки и велосипеды. Найдется работа и краеведческому музею, и ремесленникам, и работникам культуры, которые возьмут на себя культурно-увлекательную программу. Важно интегрировать и местных жителей, которые могут знакомить традициями и рецептами из своего края.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции