Вы здесь

Как в старину дождь вызывали?


«Я сама с Гомельщины, но уже долгое время живу под Минском. С детства помню: как только долгое время не было дождя, наши бабушки умели принимать некоторые меры и вызывать его...» — пишет-рассказывает наша читательница Надежда Николаевна из Смолевич.


В соответствии с народными представлениями длительная летняя засуха могла быть результатом различных нарушений, касающихся норм традиционного обычного права. Одним из таких правил являлся запрет «трогать землю» (копать ямы для столбов ограждения, вбивать в землю колья, начинать строительство дома, закладывать камни под углы сруба и т. д.) к Радунице или к Благовещению (если Радуница была поздняя). Те же самые запреты касались и поведения людей на восьмой после Пасхи неделе. Если долго не было дождя, то деревенские мужчины собирались группой и разрушали (просто валили на землю) тот забор, который был возведен во время действия общеизвестных запретов.

Значительное место в ритуале вызывания дождя занимало обливание водой. Магическая функция обряда опиралась на силу заговорного слова и действие, в основе которого лежал принцип сходства. Считалось: как ты обливаешься водой, так и земля скоро «обольется» дождем. Чаще всего верили, что дождь пойдет быстро, если при приобретенной договоренности облить беременную женщину или ту, что кормила ребенка, женщину, которая долго не работала из-за болезни, но поправилась и вышла на работу, а также пастуха.

На Белорусском и Украинском Полесье с целью вызывания дождя выполняли и такие специфические действия, как перепашка высохшего русла реки, дороги, опахивание деревни или только креста, стоящего на перекрестке дорог; кроме того, прямо на дороге могли выкопать девять ямок или вообще лопатой перекопать дорогу поперек.

Мифологическим ключом к пониманию упомянутых ритуальных действий является обычай «открывать» родники на дне реки, то есть «открывать» землю, освобождая подземные воды с целью воздействия на воду «небесную».

Кроме того, существовал обычай откапывать родники на дне высохшей реки. Этот обычай полностью перекликается с другим — копать ямы на дороге. Образуется интересная символическая параллель между путем, проложенным человеком, и рекой — дорогой, созданной Богом.

На Полесье и в соседних районах Беларуси и России для того, чтобы вызвать дождь, женщины (только вдовы) или только девушки пахали или бороновали высохшее русло реки. Такой обряд могли исполнять и на мелководье.

А. Максимов сообщает, как в 1889 году в местечке Русаковичи Игуменского уезда выполнялся один из таких обрядов: «Длительная засуха ужасно беспокоила наших земледельцев, и вот они решили следующим образом предотвратить неминуемую беду. По совету старейшины была налажена „вспашка“ реки, его выкопали следующим образом: несколько женщин впряглись в соху и под руководством самой крепкой в деревне бабы волочились по реке, вспахивая ее дно».

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Пра радзiннае».

Выбор редакции

Общество

Как защититься от мошенников в сфере современных технологий

Как защититься от мошенников в сфере современных технологий

Фишинг, вишинг — два кита киберпреступности.

Общество

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

С чем связана такая осенняя изменчивость погоды и когда ждать первый снег.