Вы здесь

Как в старину дождь вызывали?


«Я сама с Гомельщины, но уже долгое время живу под Минском. С детства помню: как только долгое время не было дождя, наши бабушки умели принимать некоторые меры и вызывать его...» — пишет-рассказывает наша читательница Надежда Николаевна из Смолевич.


В соответствии с народными представлениями длительная летняя засуха могла быть результатом различных нарушений, касающихся норм традиционного обычного права. Одним из таких правил являлся запрет «трогать землю» (копать ямы для столбов ограждения, вбивать в землю колья, начинать строительство дома, закладывать камни под углы сруба и т. д.) к Радунице или к Благовещению (если Радуница была поздняя). Те же самые запреты касались и поведения людей на восьмой после Пасхи неделе. Если долго не было дождя, то деревенские мужчины собирались группой и разрушали (просто валили на землю) тот забор, который был возведен во время действия общеизвестных запретов.

Значительное место в ритуале вызывания дождя занимало обливание водой. Магическая функция обряда опиралась на силу заговорного слова и действие, в основе которого лежал принцип сходства. Считалось: как ты обливаешься водой, так и земля скоро «обольется» дождем. Чаще всего верили, что дождь пойдет быстро, если при приобретенной договоренности облить беременную женщину или ту, что кормила ребенка, женщину, которая долго не работала из-за болезни, но поправилась и вышла на работу, а также пастуха.

На Белорусском и Украинском Полесье с целью вызывания дождя выполняли и такие специфические действия, как перепашка высохшего русла реки, дороги, опахивание деревни или только креста, стоящего на перекрестке дорог; кроме того, прямо на дороге могли выкопать девять ямок или вообще лопатой перекопать дорогу поперек.

Мифологическим ключом к пониманию упомянутых ритуальных действий является обычай «открывать» родники на дне реки, то есть «открывать» землю, освобождая подземные воды с целью воздействия на воду «небесную».

Кроме того, существовал обычай откапывать родники на дне высохшей реки. Этот обычай полностью перекликается с другим — копать ямы на дороге. Образуется интересная символическая параллель между путем, проложенным человеком, и рекой — дорогой, созданной Богом.

На Полесье и в соседних районах Беларуси и России для того, чтобы вызвать дождь, женщины (только вдовы) или только девушки пахали или бороновали высохшее русло реки. Такой обряд могли исполнять и на мелководье.

А. Максимов сообщает, как в 1889 году в местечке Русаковичи Игуменского уезда выполнялся один из таких обрядов: «Длительная засуха ужасно беспокоила наших земледельцев, и вот они решили следующим образом предотвратить неминуемую беду. По совету старейшины была налажена „вспашка“ реки, его выкопали следующим образом: несколько женщин впряглись в соху и под руководством самой крепкой в деревне бабы волочились по реке, вспахивая ее дно».

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Пра радзiннае».

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».