Вы здесь

Музыка Ян Ярош: Я все сам себе уже доказал...


Он из тех молодых артистов, в лице которых гармонично сочетаются талант, трудолюбие и желание жить по своим внутренним ощущениям. Он стопроцентно выкладывается на сцене, причем не важно, вокальное это шоу, сольный концерт либо выступление в баре. Любит экспериментировать и знает, что у каждого свое время для успеха, поисков и перемен. Во время встречи певец поделился мыслями о музыке, подводные камни самопровозглашения и приоритеты…


— На вашем сайте можно встретить такие строки: «Ян Ярош — это интеллигентная музыка с ориентацией на мировые веяния». Что сегодня для вас важно в музыке и насколько это отличается от тех времен, когда вы только начинали как сольный артист?

— В моем творчестве основной посыл — это музыкальность, причем не важно, насколько сложно то сделать. Потому что у меня было уже много проектов, где я убедился, как можно мудрено закрутить какую-то идею и ее никто не поймет. Хочется как можно проще говорить о сложных вещах. Это касается прежде всего записи музыкального материала. А вот во время концертов уже можно позволить себе экспериментировать. Например, относительно недавно мы делали концерт с Михаилом Радунским в сопровождении камерного оркестра, и для меня это был очень полезный опыт, но я не советовал бы идти на такие концерты тем, кто только начал знакомиться с моим творчеством. И вместе с тем рад, что пришли те люди, которые хотели услышать мою музыку именно в таком ключе.

— Как показал очередной отбор на «Евровидение», ваша музыка отличается от того, что мы слышим сегодня на эстраде... Может, знаете, как выйти на массового слушателя?

— Отбор на «Евровидение» мне лично показал, что нужно было больше работать над рекламой. Таких высоких оценок жюри я не ожидал. А потом уже понял: представлять Беларусь будет VAL. Я вижу причину в том, что не имел настолько широкой пиар-кампании и команды, которая бы занималась моим продвижением. Та же поддержка, которую им оказал фестиваль «Рок за Бобров» во время прямого эфира, у нас отсутствовала. Но если бы я мог предугадать, что жюри оценит меня так высоко, то, конечно, мы доработали бы и это направление. Не хватило всего около 300 сообщений. Этот результат очень показателен для меня как для человека, который всего добивается сам.

— Неужели после не возникло мысли расширить команду, нанять хороших пиарщиков...

— Не проблема найти пиарщиков и маркетологов, но такие специалисты стоят немалых денег, и поэтому, считаю, к ним следует обращаться, если хочешь достичь определенной цели. На отбор шел, чтобы понять, каково это — работать с музыкой такого формата. Хотя, безусловно, там и возможность саморекламы есть. Но все делалось без каких-то рекламных бюджетов. Интересовало, как примут меня в качестве творческой единицы люди, которые с волнением и душой относятся к «Евровидению». Да и песня написалась достойная. Поэтому, конечно, немного обидно, что все могло бы сложиться по-другому. Но есть стимул работать.

— Знаю, вы пишете музыку не только для себя, но и для других молодых артистов. Как считаете, что нужна сегодня аудитории, чем ее завоевывать?

— Когда вышел альбом «Время не лечит», то мне казалось — вот там такая грусть, и если бы я услышал его в свои 16 лет, получил бы удовольствие. Казалось, что все подростки переживают одинаковые проблемы в таком возрасте. И я искренне был удивлен, когда просчитался. Ведь песни больший отклик получили у людей моего возраста и даже старших, потому что они сталкивались с подобными переживаниями и проблемами. Меня это удивило: когда еще жить безответной любовью, как не в 16 лет? А современная молодежь ищет возможности веселиться. Ей нужно движение. Но те же какие-то острые фразы в текстах я не могу себе позволить, так как имею определенные внутренние рамки. Они не позволяют мне употреблять ту же ненормативную лексику. Вместе с тем в жизни каждого есть такие вещи, как безответная любовь, жестокость, желания, ошибки, и хочется об этом говорить, дойти до того самого смысла, но сделав красиво, завуалированно. Возможно, мое стремление подавать слушателю все в такой обертке немного отталкивает его, так как нужно «рыться» в материале, чтобы дойти до смысла.

— А может, вся причина в том, что вам нравится быть самим собой, а не подстраиваться под чужие ожидания?

— Я не очень люблю пиарные дела, потому что имею большое желание заниматься музыкой, а не ее продвижением. Вместе с тем, безусловно, хочется, чтобы твои песни звучали для людей, а не просто писались в гараже для себя. Стараюсь быть услышанным, возможно, научить чему-то людей с помощью музыки, показать важное. Всю жизнь занимаясь музыкой, я до определенного момента воспринимал ее как спорт, как вещь, которую нужно понимать как искусство. Но ведь от того, что я смогу скорее кого-то играть на фортепиано, не зависит, будут ли меня слушать. Ведь большую роль здесь играют настроение и дух времени. Если ты в них попадаешь и видишь, что именно твоя музыка нужна людям, то у тебя получается прорваться через информационный пузырь. Нужно просто дать слушателям то, чего они хотят, — но чтобы в твоей музыке было то, что и спустя годы привлечет их внимание, чтобы они нашли глубину. Теперь я смотрю в таком направлении. Не хочу каких-то оправданий вроде «я такой гениальный, а меня никто не понимает». Я делаю то, что мне кажется интересным. Например, мы устроили концерт с Михаилом Радунским, к которому я сделал переложение собственных песен в ноты, сам писал партитуры. Не уверен, что каждый вокалист, который пишет сам, делает аранжировки и сводит свои треки. Я все сам себе уже доказал, поэтому могу экспериментировать и смотреть, какая будет реакция.

— Какая музыка находится в вашем плейлисте?

— Лет пять назад я выдвигал 50 артистов, которые начинали набирать обороты. И тогда переслушал, проанализировал много разной музыки, ведь было интересно, что нужно, чтобы быть в течении. Однако нужно слушать ее и ради эмоций. Сейчас также активно появляются различные артисты, которые пытаются попасть в поток, поэтому нужно понимать, что в мире происходит. Мне нравится слышать некоторых рэп-исполнителей, как, например, Јuісе WRLD, 6іх9іnе, Travіs Scott. Есть действительно талантливые люди, и я слушаю их, чтобы поймать атмосферу времени. Мне важно, на что ориентируются слушатели.

— Если музыка в приоритете, то ради нее стоит жертвовать чем-то в жизни?

— Она — это то, ради чего я готов пойти на жертвы. Но сейчас имею прекрасные отношения с человеком, который принимает мои проблемы и все обстоятельства нынешней реальности. Моя девушка видит рядом человека, которого нужно поддержать в его поисках. Сложность отношений с творческими людьми в том, что они либо находятся в кризисе, либо живут в постоянной гонке, чтобы выживать. Я тоже бросаюсь из одного состояния в другое и хорошо понимаю, как непросто человеку рядом со мной.

— Хватает ли времени на какие-то увлечения кроме музыки?

— Я люблю кататься на сноуборде, но в этом году пока что не удалось никуда выбраться. Получал большое удовольствие от строительства студии, в которой мы с моей девушкой все делали своими руками. Еще мне нравится готовить, но не для себя. Среди моих интересов и чтение, хотя если понимаю, что книга не цепляет, то без сожаления ее откладываю.

Елена ДРАПКО

Фото из архива певца

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.