Вы здесь

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет стал участником химико-фармацевтического научно-образовательного кластера стран ЕАЭС и СНГ. Что же это за кластер?


В начале прошлого месяца Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет стал участником химико-фармацевтического научно-образовательного кластера стран ЕАЭС и СНГ. Такая новость, безусловно, не могла не заинтересовать корреспондента «СЕ», который отправился в город над Двиной, чтобы разузнать, что же это за кластер. Рассказала о нем начальник учебно-научно-производственного центра «Фармация», созданного при ВГМУ, Валентина Кугач, которая курирует сотрудничество с кластером. Кроме того, речь зашла и о состоянии фармацевтической отрасли в Беларуси, о том, как помогли витебские медики в диагностике коронавируса, и чем фармацевт отличается от провизора.


Фото Марии ДАДАЛКО.

Про кластер ЕАЭС и СНГ

«Валентина Васильевна, что же за такой кластер, членство в котором получил ваш вуз?» — спрашиваю у собеседницы.

«Вообще кластер — это объединение нескольких однородных элементов, в данном случае университетов, которые взаимодействуют в области фармацевтического образования и науки, — говорит она. — История химико-фармацевтического научно-образовательного кластера стран ЕАЭС и СНГ началась в конце 2015 года в России с объединения трех вузов. Организатором выступил Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет (СПХФУ). Сейчас в него входят 16 высших учебных заведений. ВГМУ принимал участие в двух заседаниях объединения до вступления, а на следующем, третьего июля, вместе с Санкт-Петербургской Военно-медицинской Академией им. С. М. Кирова, Казахским национальным медицинским университетом им. С. Д. Асфендиярова, Ташкентским фармацевтическим институтом был принят в кластер».

Фармацевтический факультет в Витебске существует уже 60 лет, на протяжении полувека он был единственным вузом страны, который готовил кадры с высшим фармацевтическим образованием.

С Санкт-Петербургским химико-фармацевтическим университетом у вуза давно сложились тесные партнерские взаимоотношения, которые получили новое развитие при нынешнем руководстве (ректор университета — член Совета Республики Анатолий Щастный). Студенты из Витебска несколько лет проходят практику по фармакогнозии (наука о лекарственных растениях) в этом университете, принимают участие в Химико-Олимпийских играх СПХФУ и вебинарах, которые организуются в рамках трехстороннего соглашения между СПХФУ, ВГМУ и компанией «Пфайзер». Преподаватели и студенты ВГМУ неоднократно были на стажировках в СПХФУ, выступали с докладами на конференциях, а преподаватели из города на Неве приезжают читать лекции в город над Двиной.

«Глобальная цель кластера — проведение единой, скоординированной политики в области образования для повышения его уровня и качества. Разработана и утверждена программа развития объединения до 2025 года. Вузы активно участвовали в ее разработке. В рамках кластера уже созданы три рабочие группы: по развитию учебно-методического обеспечения фармацевтического образования (на первом этапе будет заниматься подготовкой учебников), по развитию академической мобильности, по развитию дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В деятельности всех рабочих групп будут участвовать сотрудники фармацевтического факультета ВГМУ», — рассказывает Валентина Кугач.

Первые заседания кластера проходили в видеорежиме, причина тому — пандемия, поэтому основной темой обсуждения была организация обучения студентов дистанционно.

Тут ВГМУ было чем поделиться с коллегами: информационные технологии в обучении начали использовать в 1997 году, когда ректором стал Александр Косинец (сегодня помощник Президента. — «СЕ»). В 2011 году был создан отдел дистанционного обучения, который является активным участником образовательного процесса. Сейчас в сети студенты могут найти лекции, базы данных, видеоконтент для обучения и многое другое. Над такой обширной базой в виде элек-
тронно-методических комплексов в вузе работали на протяжении последних шести лет.

Фармацевт или провизор?

«Как мы обычно представляем фармацевта: работник аптеки по рецепту продает лекарство, или без рецепта мы просим его порекомендовать что-то от насморка, покрасневшего горла или боли в спине. Но это же гораздо более сложная профессия?» — задаю вопрос.

«Даже в наименованиях есть нюансы. Во многих странах бывшего СССР специалиста в этой области с высшим образованием называют провизором, а фармацевтом — специалиста со средним специальным образованием. А за рубежом фармацевт — человек, имеющий высшее образование, а техник, помощник фармацевта — среднее. Хотя в Германии нас именуют просто — аптекарь. Но даже чтобы предложить что-то от насморка, нужно поинтересоваться, какая проблема у посетителя, грамотно провести опрос, затем проконсультировать его по применению лекарственного средства. Эти навыки студенты приобретают в ходе изучения комплекса дисциплин: общая и клиническая фармакология, патологическая физиология. На пятом курсе студенты изучают фармацевтическую помощь, в рамках которой рассматривается, как должно осуществляться фармацевтическое консультирование», — говорит собеседница.

«Но аптекари же умеют и готовить препараты?» — спрашиваю я.

«Конечно, таких аптек осталось мало, но они есть в каждом городе, где специалисты готовят лекарства. Зачем это? Не у всех лекарств есть детские дозировки — существует перечень таблеток и капсул, из которых разрешено готовить порошки для детей. Кроме того, невозможно обеспечить выпуск некоторых препаратов в промышленности в связи с небольшими сроками годности. И наши выпускники должны уметь их готовить в условиях аптеки», — уточняет Валентина Кугач.

Чтобы подготовить такого разностороннего специалиста, в план обучения провизора входит большой комплекс химических, медико-биологических, технологических дисциплин и экономическая составляющая. В программы многих предметов включены вопросы по обращению лекарственных средств в Евразийском экономическом союзе. Для магистрантов разработана дисциплина по нормативно-правовой регуляции рынка лекарств в рамках ЕАЭС, такую же лекцию Валентина Кугач читает на курсах повышения квалификации для уже работающих специалистов.

На вопрос о подготовке кадров для разных стран мира Валентина Кугач ответила, что их стали обучать в ВГМУ еще в 1980-х, когда вуз наградили орденом Дружбы народов. По специальности «Фармация» иностранных студентов немного, но в целом сегодня подготовка иностранных граждан — стратегическое направление высшей школы города над Двиной.

Тренды: биотехнология, генетика и генерики

Рассказала Валентина Кугач и про актуальные тренды в мировой фармацевтике. Прежде всего это биотехнологии, когда в производстве лекарств используются живые организмы. Например, так изготавливаются препараты для лечения онкологических заболеваний, рассеянного склероза, сахарного диабета, ревматоидного артрита, орфанных (редких) болезней, которые встречаются у одного человека на 10 000. Кстати, специалисты кафедры инфекционных заболеваний ВГМУ создали тест-системы для диагностики коронавируса — это тоже биотехнологическая разработка.

«Если говорить о глобальных трендах, то это персонализированная медицина, когда лечение подбирается человеку с учетом его генетических особенностей, образа жизни, среды обитания. Это и цифровая фармация, когда при создании лекарственных препаратов и контроля за их применением как отдельными пациентами, так и в масштабах страны используются компьютерные технологии. Сейчас мировое сообщество ученых думает, как встроиться в геном человека и поменять участки, отвечающие за определенное заболевание. Речь идет также о том, как этот процесс можно будет регистрировать. Например, таблетки мы можем осязать, а как быть здесь — пока вопрос», — заметила эксперт.

Интересуюсь: «Сколько стоит разработка нового лекарства?»

«Для того, чтобы создать оригинальное лекарственное средство, которое бы отличалось от всего, что есть на рынке, необходимы большие затраты. Средняя стоимость уникального, оригинального средства — миллиард долларов. До четверти суммы уходит на продвижение. Если говорить про антибиотики последнего поколения, то цена создания — 4-5 миллиардов», — отвечает провизор.

Белорусским производителям реальнее сконцентрироваться на производстве достойных генерических (воспроизведенных) лекарственных препаратов — их также называют генериками.

«Их состав известен, нет необходимости тратиться на синтез. Меньше стоимость разработки — меньше стоимость лекарственного препарата. Это выгодно пациенту и меньше нагрузка на систему здравоохранения страны. Поэтому рост разработки генерических лекарственных средств — это тоже один из трендов мирового фарма-
цевтического рынка», — сказала Валентина Кугач.

Фото Татьяны Ткачевой.

«То есть большинство белорусских лекарств — это генерики?»

«В основном да. В основе и оригинальных, и генерических препаратов одна и та же молекула. Разработчики генериков подбирают их состав и технологию таким образом, чтобы по своему действию они были идентичны. Генерики — это способ получить доступ к передовым технологиям лечения пациентов в странах с разным уровнем дохода», — подчеркивает специалист.

Что касается белорусской фармацевтической отрасли, то Валентина Кугач считает, что наша страна прошла значительный путь в ее развитии. После распада СССР в Беларуси остались лишь два завода-производителя — «Белмедпрепараты» и Борисовский завод медпрепаратов. Общее количество продукции — 105 наименований. Все остальное приходилось закупать, вплоть до перекиси водорода. Сегодня в стране функционирует более 40 предприятий различных форм собственности, причем частный бизнес в большинстве. Номенклатура выпускаемой продукции — около 1700 препаратов.

Чем и кому выгоден общий рынок?

Единый рынок лекарственных средств стартовал в ЕАЭС еще в 2017 году, но предусмотрен период, обеспечивающий плавный переход от национальных к единому регулированию. Это сделано, чтобы предотвратить сбои в работе систем здравоохранения и помочь производителям комфортно адаптироваться к новым требованиям. В частности, до 31 декабря 2020 года производитель имеет право выбирать, по каким правилам (национальным или единым) он будет осуществлять регистрацию лекарств. Мы расспросили специалиста, как, по ее мнению, идет эта адаптация.

По словам Валентины Кугач, много времени занимает работа над нормативной базой. Еще один важный этап после — процесс одобрения и принятия этих документов.

До конца 2025 года на все зарегистрированные в странах ЕАЭС лекарственные средства регистрационные досье (комплекты документов, поданные на регистрацию) должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями. Пока этот процесс идет медленно.

Но единый рынок, безусловно, привлекателен для фармацевтов Беларуси.

«Допустим, мы хотим выйти на рынок России, Казахстана, Армении, Кыргызстана. У стран есть свои правила регистрации — мы должны подать заявку в каждую по разным правилам. В ЕАЭС существуют две процедуры регистрации: можно зарегистрироваться в одной стране, выбрав ее как референтную, а все остальные страны могут получить доступ к определенной части регистрационного досье. Другой вариант — если хотим доступ на рынок всех стран, то можно подать документы на регистрацию во все страны, но по одним и тем же правилам. В этом случае производителю будет легче», — объясняет педагог.

Компании всегда интересно работать на большой единый рынок. Фармацевты не исключение еще и в силу особенностей технологий производства лекарств. Если у предприятия внушительный ассортимент продукции, то для партии другого препарата надо долго очищать оборудование. Для большого рынка можно делать большие партии, что несколько упрощает процесс.

«А чем единый рынок интересен обычным потребителям?»

«Иногда мы сами не производим лекарство, а лечить людей надо. В этом плане мы заинтересованы, чтобы зарубежный производитель пришел к нам на рынок. Он, в свою очередь, посчитает все затраты на регистрацию, на дополнительные испытания в нашей стране. И может получиться, что объем реализованной продукции не перекроет его затраты. Поэтому когда рынок будет единым, продукция станет доступнее потребителю», — утверждает эксперт.

Мария ДАДАЛКО, г. Витебск

Название в газете: «Волшебная таблетка» вузовской дружбы

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».