Вы здесь

Как школьнику без потерь интегрироваться в цифровую среду?


Пандемия COVІD 19 стала серьезным вызовом для систем образования всего мира. Традиционное обучение face-to-face оказалось невозможным. С такой глобальной проблемой педагоги столкнулись впервые.

Более 1 млрд 300 млн школьников и студентов были затронуты карантинными мерами. Закрытие школ и вузов привело к проблемам психологического характера. В докладе фонда Save The Chіldren говорится, что каждый четвертый школьник или студент пострадал в связи с социальной изоляцией от депрессии или стресса.

В России, Украине, Польше, Чехии, Германии и других странах, где был объявлен карантин, сделали ставку на дистанционные формы обучения, чтобы не останавливался образовательный процесс. Это был новый опыт абсолютно для всех, который сейчас пытаются осмыслить.

В Москве, например, заметили, что посещаемость некоторых онлайн-уроков математики в школах превышала 200 процентов! Как это стало возможным? Просто учащиеся приглашали друзей из других школ на дистанционные уроки к своим любимым учителям. И педагоги, естественно, не были против. Происходило то, что возможно реализовать только онлайн, потому что не приведет же одиннадцатиклассник своего друга к себе в школу на урок математики. Возможности и эффективность онлайн-образования, опыт перевода оффлайн-занятий в онлайн (технические аспекты, ошибки и решения) оказались в центре внимания 3-й конференции по альтернативному образованию.


— Мне было невероятно сложно перейти в онлайн, потому что я имела дело с первоклассниками, — рассказала учительница начальных классов Логойской средней школы № 1 Светлана ИВАНЮШИНА. — А в марте, когда дети перестали ходить в школу, мы по плану должны были учиться писать — то есть, учиться держать ручку, водить рукой по листу, и абсолютно непонятным было, как это делать. Начала искать варианты платформы и сервисы, которые можно использовать. В результате моей помощницей стала платформа для обучения Core. Она позволяет вставлять видео, иллюстрации, интерактивные упражнения, добавлять элементы тестирования, опроса, аудиозаписи с собственным голосом для объяснения материала. Поскольку мои ученики еще не очень хорошо читают, я делала ставку на голосовые файлы. Особенно сложно мне давалась обратная связь, чтобы дети поняли, над чем им еще нужно поработать, а что получилось у них самым большим образом. Правда, я почти уверена, что когда встречусь со всеми моими учениками 1 сентября (и с теми, кто был в онлайне, и с теми, кто посещал школу), то увижу разницу, потому что я не всех их держала за руку, когда это было нужным. Но были у меня и настоящие открытия. Родители скидывали мне видео, как их дети самостоятельно, без помощи взрослых заходят на платформу, переходят по ссылкам, сами выполняют задания, затем фотографируют свои работы и отправляют их мне. Мне кажется, что это просто максимальная самостоятельность для шести-семилетних учеников. Признаюсь, я была поражена. Кому онлайн-обучение подходит, так это самоорганизованным детям. Но есть и дети, которым было сложно обучаться онлайн, правда, и в классе им тоже было непросто учиться.

— В полной степени онлайн-образование не заменит оффлайн, — уверенно говорит психолог и монтессори-педагог Олеся ТОЛПЕКА-МОХОТАЕВА. — Для маленьких детей очень важны личные отношения. К тому же, принципы монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики и чувств (зрение, слух, вкус, обоняние). Познание мира происходит через касания и тактильные ощущения. Поэтому когда весной нам пришлось переходить в онлайн, проведению 30-минутного урока у меня предшествовала пятичасовая подготовка. И, должна заметить, что успех ребенка в немалой степени зависит от вовлеченности в процесс обучения родителей.

— Когда наши занятия перешли в онлайн, для меня основной проблемой было сделать так, чтобы они не превратились в поэтапное рисование. Ведь таких видео много в интернете и тогда непонятно, а зачем мы? — констатирует руководитель студии «Каляки-маляки» Наталья НЕБОРСКАЯ. — Какие я лично заметила плюсы в таком обучении? Один из них — это расширение географии воспитанников: у нас появились интернациональные группы, где были дети из Израиля, Кипра, Кореи, Канады. Но дети печалятся, огорчаются, если у них что-то не получается, а я не могу подойти и шепнуть им что-то на ушко (эта информация не предназначена для всех), в онлайне это сделать невозможно. Есть и другая проблема. Ребенок не может час провести, сидя перед монитором. Ему нужно встать, походить, а если обучение происходит в онлайне, это невозможно сделать, чтобы что-то не пропустить.

Педагоги констатируют, что в онлайне им не хватало, в первую очередь, живого контакта с учениками. Им было сложнее отслеживать вовлеченность детей, сложнее выстраивать дискуссии и обсуждение проблемных вопросов. Все-таки образовательный процесс (особенно в начальной школе) подразумевает психологический контакт с педагогом, когда тот мотивирует, помогает ребенку преодолевать определенные сложности. Тем не менее они признают, что у смешанной модели обучения (комбинации онлайн и оффлайн-форматов) есть будущее.

Инструменты для педагога

Фото gtzh-saratov.ru

А в первой в Беларуси онлайн-школе «Prime» абсолютно уверены в перспективности онлайн-обучения. «Это первая школа, в которую не надо ходить» — так они себя позиционируют. Занятия проходят в том месте, где находится ребенок — дома, на даче или в дороге. Если он пропустил урок, его запись присылается на электронный ящик.

Анастасия ГОНЧАРОВА, руководитель образовательных программ онлайн-школы «Prime», объясняет: то, что происходило в белорусских школах в четвертой учебной четверти, нельзя назвать ни дистанционным, ни онлайн-обучением. То время многие родители небезосновательно вспоминают с ужасом.

— А вы представьте себе классный эффективный урок у любимого учителя в оффлайн-школе. Онлайн-урок — это фактически тот же урок, только в онлайн-среде с использованием каких-то дополнительных инструментов, — замечает Анастасия. — С учетом того, что у детей нет физической возможности общаться между собой на перемене, еще до начала занятий нужно дать им возможность сделать это на учебной платформе. Вовлеченность в онлайн-урок обеспечит сложнее, поэтому лучше начать его с ненавязчивой беседы или с решения изобретательских задач. Это помогает детям раскрепоститься и запускает умственную деятельность.

В отличие от дистанционного, онлайн-обучение подразумевает, что учитель всегда рядом и сразу отвечает на твой вопрос, когда тебе требуется помощь при выполнении какого-то задания, ты можешь ее получить сразу, а не через сутки по электронной почте. Смена деятельности должна происходить каждые 5-7 минут. Нельзя все 45 минут просто сидеть и смотреть в экран монитора.

Для того чтобы урок не проходил скучно и монотонно, мы используем различные способы активизации внимания детей. Можно начать с привлечения личного опыта. Например, урок иностранного языка на тему «Путешествия» можно начать с рассказа учеников о том, где они любят отдыхать, какие способы передвижения выбирают для своих путешествий. Можем предложить несколько статей без заголовков, чтобы ученики путем анализа их содержания попытались самостоятельно определить тему занятий. Таким образом развиваем и функциональную образованность, находящуюся в центре внимания международного исследования РІЅА.

Фото stolitsa.ee

На первых минутах пытаемся зацепить темой и показать ученикам ее практическую значимость. Очень любим метод «Кроссенс», когда предлагается девять изображений на одном слайде, а дети, ища логические связи между ними, должны определить тему занятия. Используем активно интеллект-карты и ментальные карты как хороший способ для структурирования информации, причем карты готовят не только педагоги, но и ученики в качестве домашнего задания. Активно используем веб-квесты, где игровая форма — только оболочка для обучения.

В интерактивной работе с терминологией, словарными словами, иностранными словами в ход идет сервис Quіzlet.com. Очень многих интересует, как сделать просмотр видеороликов во время занятий максимально полезным и эффективным. Всем в помощь сервис EdPuzzle.com с вопросами к каждому просмотренному эпизоду. Пока не ответишь, не сможешь смотреть дальше.

Организуем также мозговые штурмы. На этапе рефлексии используем метод «3—2—1»: написать три факта, которые запомнил на уроке, сформулировать два вопроса по новому материалу и составить одно мнение по пройденной теме. Пробуем на онлайн-уроке развивать и совместную работу, используя гугл-документы или онлайн-доски. Сервис Coreapp.org помогает нам обеспечить обратную связь и формирующее оценивание.

Мифы вокруг домашнего обучения

— Мне очень нравится такое понятие, как внешкольные семьи, потому что в нем чувствуется свобода и индивидуальность, — говорит психолог и профориентолог онлайн-школы «Prime» Елена РЖЕУЦКАЯ. — Они считают, что обучение в государственных школах — консервативное и недостаточно гибкое. Во внешкольных семьях дети активно занимаются спортом, участвуют в соревнованиях, посещают творческие студии и школы. Такие семьи много путешествуют, переезжают с места на место. И они ищут альтернативные способы для обучения своих детей.

Часто приходится слышать вопрос: «Если ребенок будет целыми днями сидеть дома и не ходить в школу, то как он будет социализироваться?» Но перейти на онлайн-образование — не означает закрыть ребенка дома и никуда не выпускать. Наоборот, у подростка появляется больше свободного времени для посещения кружков, секций, прогулок, общения с друзьями, хобби и других занятий. Забрать ребенка на онлайн-образование не означает привязать его к кровати или батарее. Наша жизнь сама по себе — большой источник социализации, где есть друзья, посещение языковых школ, лагерей, концертов, театров, музеев, путешествия с родителями и так далее. Причем, социализация — это отношения не только с ровесниками, как многие ошибочно думают.

Еще один миф — домашние дети вырастают замкнутыми и застенчивыми. Но и в первом, и в десятом классе, и в 40 лет, если человек — интроверт, флегматик или меланхолик, он все равно лучше посидит дома с книгой или гаджетом, чем пойдет социализироваться в шумную компанию. Есть также распространенный миф, что хоумскулеры (дети, обучающиеся дома. — Авт.) находятся в тепличных условиях, а школа готовит их к жизни. Простите, а как быть с буллингом в школе, который оставляет сильные психологические травмы на всю жизнь? А школьные педагоги часто не считают нужным в такие процессы вмешиваться.

Я считаю очень важным научить ребенка жить в этом мире и не потерять в нем себя, уметь делать выбор, находить опору в сложных ситуациях, учиться говорить «нет» и научить ребенка тому, что ему не нужно находиться там, где ему некомфортно. Наши дети растут в цифровой среде, и интеграция в эту среду, на мой взгляд, — самое естественное, что может быть. Онлайн-образование позволяет сознательно формировать свое окружение, а значит, жить в большей гармонии с окружающими и с собой.

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Вучоба без настаўніка каля дошкі

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».