Вы здесь

Каких успехов в лечении рака достигли белорусские онкологи?


В эти дни недели РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова отмечает свое 60-летие. Онкологические болезни, число которых в нашей стране, как и во всех развитых, увеличивается, занимают второе место среди причин смертности. При этом, несмотря на рост заболеваемости, все больше пациентов удается вылечить, а соотношение заболевших и умерших снижается. Как сегодня борются с раком и каких успехов в этом достигли белорусские онкологи, они рассказали, пригласив журналистов в научно-практический центр.


РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова располагается в Боровлянах под Минском. На его территории настоящий медицинский городок — около 35 корпусов, зданий и сооружений. И количество их растет. Сегодня здесь работает две тысячи медиков. Ежедневно через поликлинику и другие подразделения центра проходит около тысячи пациентов. Хирурги-онкологи делают до 70 операций в сутки. А в год это около 16 тысяч — 11–12 тысяч в стационаре и четыре тысячи амбулаторно. Ежегодно диагностику и лечение в центре получает около 30 тысяч белорусов. Но так было не всегда.

— Строительство первого корпуса нашего института в Боровлянах началось в 1963 году. До этого онкологический институт располагался в корпусе на базе 1-й больницы, — рассказывает врач-онколог Центральной экспертной комиссии по раннему выявлению онкозаболеваний РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им.Н. Н.Александрова, доктор медицинских наук, профессор Александр Машевский. Он, кстати, начал свою профессиональную деятельность еще в 1955-м и является свидетелем и участником формирования онкологической службы нашей страны.

Александр Альфредович вспоминает, что первый советский медицинский ускоритель электронов на 25 МэВ был поставлен не в Москву или Ленинград, а именно в Боровляны. И связано это с тем, что белорусские онкологи имели на тот момент высокий авторитет среди коллег во всем союзе. Первая передвижная станция диагностики и профилактики рака также появилась в Боровлянах. Это был переоборудованный автобус, и рентгенологи, гинекологи, хирурги за несколько лет осмотрели около 60 тысяч человек. Это был прообраз современного скрининга.

Сегодня, кстати, в Беларуси работает четыре программы скрининга, которые позволяют выявлять онкологическое заболевание на ранней стадии, пока у пациента даже нет симптомов. Для этого проводится обследование всего населения из групп риска. Это программы скрининга рака простаты, молочной железы, шейки матки и толстого кишечника.

— В каких-то программах мы были даже пионерами. И они интересны медицинскому сообществу. Об этом свидетельствует тот факт, что два года назад в Беларуси мы организовали международную конференцию, посвященную проблемам скрининга. В ней участвовали онкологи из 20 стран — Западной Европы, США, СНГ, — рассказывает директор РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова, доктор медицинских наук Сергей Поляков.

Он отмечает, что у мужчин на первом месте по локализации находится рак простаты. Женщины чаще всего болеют раком молочной железы. И у мужчин, и у женщин часто встречается рак толстого кишечника (или колоректальный).

— Опасность колоректального рака в том, что он никак себя не проявляет. А когда появляются симптомы, это уже запущенная форма. Предраковые состояния — это полипы, аденомы, которые со временем могут переродиться в злокачественные опухоли. Поэтому после 50 лет всем следует проходить обследование на наличие предопухолевых заболеваний. Наиболее эффективной в этом плане считается колоноскопия. Количество клиник, где можно пройти это обследование, постоянно растет. Это и межрайонные центры, и обычные поликлиники, — объясняет Сергей Поляков.

Такая ранняя диагностика позволяет снизить смертность, ведь чем раньше выявляется онкологическое заболевание, тем более благоприятен прогноз в лечении. Одним из важных направлений в лечении колоректального рака являются органосохранительные операции.

Как известно, при лечении рака используется три метода. Хирургическая операция, лучевая и химиотерапия. И белорусские онкологи вносят свой вклад в их совершенствование.

— Сегодня лучевая терапия — это роботизированные комплексы, позволяющие проводить облучение максимально возможными дозами с минимальными повреждениями. Такое лечение при некоторых локализациях превосходит результаты хирургического лечения. Мы используем гамма-нож, в стране, кстати, таких аппаратов немного. Он позволяет проводить стереотоксическую радиохирургию, — говорит директор центра.

По-простому, гамма-нож позволяет облучать опухоль таким образом, что она полностью исчезает. Такое лечение применяется при опухолях головного мозга — как злокачественных, так и доброкачественных. Например, оно эффективно при доброкачественных образованиях, в частности, при вестибулярной шванноме.

Активно развивается и такой метод, как химиотерапия. Белорусские онкологи принимают участие в разработке и внедрении новых лекарственных средств. Среди 75 химпрепаратов, которые используются сегодня, 34 — белорусского производства. Сергей Поляков подчеркивает, что наша страна была пионером в области гипертермии и фотодинамического лечения. Гипертермия — метод, позволяющий разрушить опухоль под воздействием высоких температур. Он используется для лечения химио- и радиорезистентных опухолей. Фотодинамическая терапия сочетает использование специальных лекарственных средств и лазера. Лекарственные средства вводятся и накапливаются в патологических клетках, а лазерное излучение их активизирует. Такой метод эффективен при раке кожи, меланомах, раке молочных желез и гортани, злокачественных опухолях головного мозга. В РНПЦ создано отделение для лечения этими методами.

При РНПЦ работает единственный в стране Республиканский центр позитронно-эмиссионной томографии. ПЭТ позволяет обнаружить метастазы. Пациенту вводится радиоактивная глюкоза, которая накапливается злокачественными клетками. Это и дает основания судить о наличии метастаз. Такая тактика используется для пациентов, находящихся после лечения под наблюдением. Если у них выявляются изменения, у врача возникает вопрос, что это — рецидив болезни или рубцы после лечения. И здесь помогает позитронно-эмиссионная томография. Она показывает, есть ли активное накопление глюкозы, и позволяет точно поставить диагноз.

Радиоактивное вещество вводится пациенту, после чего он в отдельном боксе ждет его накопления. А затем проходит процедуру похожую на компьютерную томографию. После в течение суток радиоактивное вещество полностью распадается.

Пять лет назад открыта при РНПЦ Республиканская молекулярно-генетическая лаборатория канцерогенеза. Здесь применяют современные технологии в диагностике онкологических болезней. В том числе и таргетную диагностику, позволяющую определить, к какому химпрепарату чувствительна та или иная опухоль и назначить пациенту эффективную химиотерапию. Также в лаборатории определяют склонность к наследственным рискам возникновения рака. Для этого достаточно сдать кровь.

Как отмечает заведующий Республиканской молекулярно-генетической лабораторией канцерогенеза РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им.Н.Н.Александрова, доктор медицинских наук Анна Портянко, за прошлый год здесь выполнено более 160 тысяч исследований, изучено 40 тысяч биологических образцов.

Ежегодно РНПЦ выполняет 50–70 научных проектов. Здесь работает 11 профессоров, 24 доктора наук, 74 кандидата наук. Научное сотрудничество налажено с зарубежными медицинскими учреждениями, включая международное агентство по изучению рака (США). Проводятся и экспериментальные научные проекты.

Как рассказал заместитель директора по научной работе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси Сергей Красный, один из них — белорусско-американский проект — связан с использованием ДНК-вакцин против рака. Она вводится при наиболее агрессивных локализациях: раке молочной железы, желудка и яичников.

— Средняя продолжительность жизни при агрессивных формах рака — около года. Пока в программу включены 24 пациента. Планируем включить еще 160. Примерно столько же будет участвовать в программе со стороны США. Рано пока говорить об эффективности. Но уже можно отметить, что переносимость лечения у пациентов хорошая, не увеличилось количество побочных эффектов, — рассказал Сергей Красный.

Вместе с методами лечения развивается и инфраструктура РНПЦ. Буквально на этой неделе здесь открывается отделение повышенной комфортности, рассчитанное на 10 палат. Пациенты, приехавшие на диагностику, а также больные после лечения, проходящие реабилитацию, могут воспользоваться его услугами. Это одноместные палаты, при желании здесь можно разместиться и близкому.

Уже год работает при РНПЦ и пансионат, где могут жить пациенты, приехавшие для обследований. Можно жить здесь, когда нужно дождаться результата диагностики или сделать несколько процедур. Цены на номера демократичные — 22 рубля в сутки. Имеются номера повышенной комфортности и даже люксы. Также рядом имеется столовая и кафе.

Елена КРАВЕЦ

Фото Яна ХВЕДЧИНА

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.