Вы здесь

Владимир Басалыга: «Я всех вас люблю!» Исповедь души и онтология современного графика


На днях в Республиканской художественной галерее «Дворец искусства» состоялось открытие персональных выставок художников-графиков Владимира Басалыги и его сына Андрея. Их работы впервые презентуются вместе, хотя у каждого за плечами долгий путь в профессии. Накануне «Звязда» встретилась с организаторами выставки, директором Республиканской художественной галереи Александром Зинкевичем и художником Андреем Басалыгой, чтобы узнать подробности и вспомнить важные моменты творческих биографий.


Работа «Костел в Ивенце» из серии «Памятники зодчества Беларуси».

— У нас открывается несколько выставок, которые будут ждать своих посетителей до 17 сентября. Увидим параллельно произведения Владимира Басалыги и Алеся Марочкина. Творчество их, поскольку они художники одного поколения, во многом схоже по тематике: авторы обращаются к теме национального возрождения, и поэтому, думаю, органично дополнят друг друга, — делится директор УП «Республиканская художественная галерея» Александр Зинкевич. — Владимир Самойлович принадлежит к числу ярких представителей белорусской школы графики, которая была и остается уникальной и перешла в новые поколения. Именно в окружении художников того времени формировалась интеллектуальная среда, в которой обращались к белорусской истории, к нашей идентичности, а потом это находило отражение в творчестве.

Выставка, где можно будет вспомнить или заново открыть для себя творчество Владимира Басалыги, носит название «Моя исповедь». К сожалению, в начале лета на житейском небосклоне погасла звезда Владимира Самойловича, но созданное им навсегда осталось в сокровищнице белорусского искусства.

Художник родился в Слуцке и там же начал тянуться к краскам. Сначала занимался в городской студии изобразительного искусства, потом поступил в Минское художественное училище имени Глебова. Затем его ждала работа главным художником управления художественной промышленности, а впоследствии и художественного фонда БССР. Параллельно Владимир Самойлович регулярно участвовал в республиканских и всесоюзных выставках...

— Отец был всегда чрезвычайно скромным человеком. Это его первая настолько масштабная выставка в Минске, но, к сожалению, посмертная. Ведь даже во времена, когда он возглавлял Союз художников, таких выставок у него не было. Несколько месяцев папа не дожил до этого события, но мы давно вместе его готовили, потому что хотели совместно выставиться. Обращались даже с таким предложением в один из наших музеев, но нам отказали, аргументировав это отрицательным отношением к династичности в искусстве. Однако если бы выставился только отец, то разрушилась бы вся затея, поэтому отложили свою идею до более благоприятных времен. А теперь, наконец, появилась возможность совершить задуманное в том виде и в том объеме, как мы планировали, — говорит Андрей Басалыга. — Поскольку творчество отца сейчас уже можно рассматривать с позиции, что оно завершилось и имеет определенные рамки, то и в концепции мы стремились показать его целостность и монументальность. Это уже — взгляд художника на свое творчество и пройденный путь, где что-то получилось, а что-то нет, где какие-то акценты не были проставлены, а другие, наоборот, проявились ярче, чем ожидалось. Мы представили своеобразный финал творческого пути отца.

Объединенные искусством — сын и отец Андрей и Владимир Басалыги.

На выставке посетители смогут ознакомиться с самыми разными произведениями, вышедшими из-под кисти Владимира Басалыги. Всего будет представлено около 50 работ каждого из художников. Владимир Самойлович работал в техниках литографии, линогравюры, акварели. Его работы, полагаю, может вспомнить каждый, ведь они использовались в оформлении школьных учебников, словарей, книг Петруся Бровки, Владимира Короткевича, Максима Танка. Преимущественно его произведения тематически связаны с историко-культурным наследием Беларуси. Здесь можно упомянуть и серию «Помнікі дойлідства Беларусі» (1977-1984), «Мова наша родная» (1987-1990) и другие. В технике цветной литографии создал художник и работы, посвященные памятникам истории и архитектуры города, в котором родился. Среди них, например «Николаевский собор», «Слуцкая женская гимназия» и другие. При жизни выставки его картин проводились не только в Беларуси, но и за рубежом — во Франции, Польше, Индии, США и ряде других стран.

— Доминантой отцовской выставки будет его самая известная серия «Помнікі дойлідства Беларусі», но вся выставка проникнута атмосферой любви к Беларуси, ее архитектуре, национальной поэзии и наследию. Потому что именно это являлось стержнем в его творчестве на протяжении всей жизни, — замечает сын художника.

В 1991 году Владимир Басалыга был отмечен за личные достижения в области изобразительного искусства медалью Франциска Скорины. Кстати, именно Басалыга отыскал работы художницы Елены Киш, которые долгое время были неизвестны, и 11 из них передал в Заславский музей. Между тем всегда интересно узнать, какой был творческий человек в других своих жизненных ролях. Поинтересовалась у моих собеседников, чем им наиболее запомнился Владимир Самойлович.

— Мы все росли на улице Сурганова в Минске, там было место, где жили художники и где находились их мастерские. Я знал Владимира Басалыгу в разные периоды его жизни — и когда мы детьми играли с его племянником, и когда он был деканом художественного факультета Белорусской академии искусств, и когда возглавлял Союз художников. Учитывая, что каждый раз формат нашего общения был разный, Владимир Самойлович всегда открывался передо мной по-новому. Но всегда это был интересный собеседник, и в нем, как и в людях его поколения, чувствовалась неповторимость, — вспоминает Александр Зинкевич.

— Вся его жизнь — словно один большой урок для меня, хотя не было никаких случайных фраз или поучительных разговоров. Между нами просто неразрывно происходил обмен жизненным опытом, даже на подсознательном уровне, — добавляет Андрей Басалыга. — Наиболее благодарен я отцу за то, что он научил меня быть открытым, честным и доверять людям, с которыми связываешь свой жизненный путь. Важный момент тоже трудолюбие, ведь сколько тебе ни дано Богом таланта, но это только десять процентов успеха, все остальное — работа. Очень важно, что папа не стремился мне ничего навязывать в профессии, а позволил выбрать свою дорогу. Также он не стеснялся и не скрывал свои искренние чувства к нашей матери и к нам, своим детям. И ушел тоже со словами «Я всех вас люблю!»

Знаково, что одновременно зрители могут зайти и на персональную выставку Андрея Басалоги, приуроченную к 50-летнему юбилею Творца, под названием «Онтология» (в переводе как «философское учение о бытии». — Авт.). Ведь, как отмечают искусствоведы, хотя «сегодняшний день дает искусству новые потребности, но глобальная суть творчества этих двух представителей разных поколений белорусской школы графики от того не меняется. Сейчас, как и в 1980-х, актуальным остаются темы культуры, истории, гражданственности, осмысления человеком достоинства своей личности. Острота их звучания в работах Андрея и Владимира Басалыг одинаково сильна».

Елена ДРАПКО

Фото из семейного архива художниов Владимира и Андрея Басалыг


Выставки будут работать каждый день, кроме понедельника, с 11.00 до 19.00 до 17 сентября. Посетителей ждут экспозиции художников «Моя исповедь» Владимира Басалыги и «Армагеддон» Алеся Марочкина, «Онтология» Андрея Басалыги и «Мысли, образы» скульптора Ольги Мурашко.

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.