Вы здесь

Alіbaba и сорок «разбойников»: институт оператора как инструмент регулирования интернет-торговли ЕАЭС


По экспертным оценкам, объем импорта товаров, приобретенных на иностранных интернет-площадках, в ЕАЭС в 2019 году составил $8,8 млрд, из них 90 % приходилось на Российскую Федерацию. Вклад этого сегмента в мировой ВВП составляет уже около 3 % и продолжает увеличиваться. Созданная распоряжением Коллегии ЕЭК рабочая группа высокого уровня по трансграничной электронной торговле на первом заседании рассмотрела возможности для ускорения доставки товаров и упрощения их оформления с использованием института оператора.


Единое таможенное окно

Суть института оператора заключается в создании унифицированного коридора для осуществления интернет-торговли. Это централизованная услуга, единое окно по оформлению зарубежной интернет-покупки, благодаря чему реализуются гарантии по уплате необходимых платежей и соблюдению вопросов технического регулирования. Оператор обеспечивает прозрачность всех сопутствующих транзакций и четкость взаимодействия субъектов сделки, отвечая за выполнение всех правил и ограничений. Появление института оператора трансграничной интернет-торговли, который объединит целый ряд избранных компаний, существенно поменяет правила игры в данном сегменте рынка.

С 15 мая до конца 2018 года в России проводился эксперимент по реализации операторского проекта. Согласно опубликованному российским Минфином положению «Об уполномоченном операторе по ввозу (вывозу) товаров для личного пользования, перемещаемых в рамках международной электронной торговли», статус уполномоченного оператора сможет получить компания, не менее двух лет находящаяся в реестре таможенных представителей, обладающая опытом декларирования товаров для личного пользования и предоставившая обеспечение в размере 1,5 млн евро.

Такая компания должна иметь информационную систему, совместимую с единой автоматизированной информационной системой таможенных органов, для передачи персональных данных клиентов и информации о посылках. Пока идея института оператора союзной интернет-торговли находится на стадии согласования.

Товар или просто посылка?

10 апреля этого года Межправсовет поручил Коллегии ЕЭК совместно с правительствами стран ЕАЭС подготовить акты об изменениях права в сфере международной электронной торговли. Как сообщается на сайте ЕЭК, поставлена задача сформировать эффективные механизмы комплексного правового регулирования в этой области. В частности, необходимо определить критерии, по которым могут быть отделены товары, приобретаемые в интернет-магазинах, от обычных посылок, пересылаемых между частными лицами.

Для начала речь идет о выделении товаров, приобретаемых на зарубежных интернет-площадках и ввозимых в адрес физических и юридических лиц, в отдельную категорию и установлении ряда их особенностей.

В ходе недавнего заседания рабочей группы высокого уровня по трансграничной электронной торговле была рассмотрена идея использования таможенных складов для хранения и последующей реализации конечному потребителю на территории ЕАЭС товаров иностранных интернет-площадок.

В ЕЭК обращают внимание на то, что традиционная схема внешней торговли за счет консолидации товаропотоков позволяет упорядочить как само перемещение товаров через таможенную границу, так и контроль их таможенной стоимости, взимание таможенных и налоговых платежей, выполнение мер нетарифного регулирования и сертификацию ввозимых товаров. В отличие от традиционной интернет-торговля подразумевает, что потребитель выбирает и покупает товары у заграничного производителя напрямую с помощью интернет-площадки.

В настоящее время электронная торговля достигла таких масштабов, что стала вытеснять обычную, в результате чего сокращается налогооблагаемая база, а центры прибыли уходят в страны, где зарегистрированы головные компании торговых интернет-площадок. Есть и другие вызовы, причем не только экономического характера: закрываются магазины и ликвидируются рабочие места. Продукция, ввозимая беспошлинно, приобретает недобросовестные преимущества при конкуренции с товарами, производимыми внутри Союза. Постепенно нарастают угрозы безопасности и здоровью граждан из-за фактического отсутствия сертификации и других ограничений, резюмируют эксперты ЕЭК.

Евразийский онлайн-павильон

Тенденция стремительного наступления онлайн-рынка подтверждается и данными доклада ЕЭК 2019 года, посвященного развитию цифровой (интернет) торговли ЕАЭС. Авторы доклада обращают внимание на то, что в союзном пространстве оборот цифровой торговли растет в среднем на 30 % в год, а отток потребителей из офлайновых торговых центров составляет до 10 %, что связано с более широкой номенклатурой товаров и низкими ценами на интернет-площадках.

Как сообщает БелТА, количество интернет-магазинов в Беларуси за последние пять лет увеличилось на 10 922 (или на 93,9 %) и на 1 января 2020 года составило 22 552. А по состоянию на 1 июля в Торговом реестре зарегистрирован 24 021 интернет-магазин, количественный прирост за полугодие составил 6,5 %, или 1469 единиц, что в целом соответствует общемировым тенденциям. При этом США и Китай в совокупности занимают более половины доли мирового рынка цифровой торговли, а на страны ЕАЭС в общемировом объеме покупок приходится менее 1 %.

Один из фундаментальных выводов авторов доклада заключается в том, что с развитием цифровой торговли правила игры устанавливаются все больше не регуляторами, а цифровыми экосистемами. Впрочем, в докладе приводится пример одного из крупнейших мировых рынков — Индии, который показал, что государственные протекционистские меры способны заставить даже таких монополистов интернет-торговли, как Alіbaba, Amazon, Ebay играть по национальным правилам. В этой стране со всех ввозимых интернет-покупок, стоимость которых превышает 100 рупий (1,3 евро), взимается пошлина в размере 35 %. Это не позволило глобальным игрокам конкурентно торговать на внутреннем рынке Индии трансграничным способом, заставив инвестировать более 10 млрд долларов в развитие локальных интернет-магазинов и внутренней инфраструктуры.

В отношении ЕАЭС выводы авторов доклада пока неутешительны: существующие подходы оказываются упрощенными, большая часть цепочки создания стоимости ускользает. В результате рынки стран Союза не получают свои цифровые активы, а существующие фрагменты цепочек создания стоимости становятся частью экосистем третьих сторон.

При этом очевидно, что такой сервис, как Alіbaba, предоставляет интерактивные торговые возможности не только нам, но и сорока «разбойникам» — конкурентам, не заинтересованным в успехе продвижения продукции из ЕАЭС. Создание союзного института оператора интернет-торговли позволит не только защитить внутренний рынок, но и усилить внешние маркетинговые позиции.

Николай ЛЕВЧУК, кандидат политических наук

Фота: mazyr.by

Выбор редакции