Вы здесь

Владимир Степан: Каждый, кто пишет, ценен и нужен


Владимир Степан известен в разных ипостасях — писатель, журналист, киносценарист, художник. Со своим сборником короткой прозы «Хвалі» автор в этом году признан лучшим в номинации «Проза» Национальной литературной премии. Мы расспросили в Творце о его подходе к выбору жанра, отношении к коллегам по цеху и своей аудитории.


— Вас называют «мастером короткого жанра». Чем обусловлен выбор писать в таком формате?

— Мне хотелось бы писать длинные тексты, но когда начинаю, то после первых предложений уже сокращаю. Десять предложений превращаются в два-три, а бывает и одно из пяти слов. Почему так — не могу объяснить. Тексты — как прозаические, так и поэтические — получаются короткие. А вот читать люблю книги длинные. Переживаю, когда до окончания остается несколько страниц. Хотелось бы, даже пробовал сколько раз, написать длинный текст, но не получилось. Читатели этого не знают и считают, что я «мастер в коротком жанре».

— Чувствуете ли конкуренцию и как относитесь к ней?

— Настоящей конкуренции я не чувствую. И не потому, что я такой «мастер» и лучших нет. Здесь — другое. На белорусскоязычном литературном поле сегодня не так много писателей. Каждый, кто пишет, ценен и нужен.

— Что сегодня вас наиболее беспокоит и на чем сосредотачиваете свое внимание как писатель?

— Сегодня меня волнует то же самое, что волновало и тогда, когда я только начинал писать. Желание создать хороший текст. Написать его так, чтобы слова трогали, заставляли думать, переживать, упоминать свое личное. Написать такой текст трудно, а потому пишу медленно. Мало когда бываю доволен результатом.

— Как в наше время социальные сети влияют на творчество и читательский выбор?

— Социальные сети дают возможность каждому пользователю почувствовать себя поэтом, прозаиком, драматургом и так далее... Тех, кто пишет интересно, — читают больше. Потом происходит отбор. Но так было и раньше, с литературными журналами. Социальные сети-быстрая связь автора с читателем и возможность почти мгновенного реагирования. С одной стороны это хорошо, но есть в этой скорости и отрицательное. Мгновенная реакция не всегда верна. Самое главное — ощущение собственного читателя. Заинтересованного и неравнодушного...

— По вашему мнению, что должен иметь и уметь писатель, чтобы его слово не осталось неуслышанным?

— Все то время, что пишу, — чувствую себя не учителем, который знает ответы на разные вопросы, а не очень опытным учеником. Поэтому приходится много читать, чтобы увидеть, как пишут настоящие мастера, и учиться. Перечень тех, кого читаю и перечитываю, — длинный, список фамилий займет не одну страницу. Есть в нем и белорусские писатели, и зарубежные, древние и современные.

— Какими принципами руководствуетесь в своем творчестве?

— Основной принцип моей литературной деятельности — писать так, чтобы было интересно мне и читателю; так, чтобы у него возникали те же чувства и мысли, что и у меня.

— Кто они — читатели ваших книг?

— Многих своих читателей знаю, потому что они мне пишут отзывы, некоторые просят автограф на новой книжке. Встречаемся, подписываю, говорим. Они разные, но большинство — образованные, неравнодушные к жизни люди. Их волнуют те же «вечные» вопросы, что и меня.

— Печатной книге неоднократно пророчествовали исчезновение. Как считаете, почему прогнозы не сбываются и что нас ждет в перспективе?

— Об исчезновении печатной книги говорить пока рано. Слишком долго человечество шло к ее созданию, совершенствовало ее. Отказаться от печатной книги лично мне пока не приходится. Бумажную книгу читаю с большей охотой и удовольствием. Хоть что на бумаге, что на мониторе — те же слова и предложения.

Елена ДРАПКО

Название в газете: «Кожны, хто піша, каштоўны і патрэбны»

Выбор редакции

Общество

«Ядерная» карьера. Как готовят будущих атомщиков

«Ядерная» карьера. Как готовят будущих атомщиков

Почему настолько важна высокая квалификация персонала для работы на атомной станции?

Культура

Как исчезло продолжение романа Янки Неманского «Хищники», посвященного судьбе рабочих стеклозавода

Как исчезло продолжение романа Янки Неманского «Хищники», посвященного судьбе рабочих стеклозавода

Белорусский академик работал грузчиком в порту и подарил Минску трамвай.