Вы здесь

С какими страхами обращаются белорусы за помощью к психологу


Многие белорусы сегодня с тревогой наблюдают за новостями о «второй волне» коронавируса, которая ожидается этой осенью. Люди все больше нуждаются разделить свои тревоги со специалистами, чтобы нормализовать свое психологическое состояние. Для помощи таким людям в Минском городском центре социального обслуживания семьи и детей работает телефонная линия экстренной психологической помощи. С какими проблемами люди обращаются за помощью и как самостоятельно справиться с тревожными мыслями, рассказала психолог центра Ольга МОСКАЛЕНКО.


— Линия экстренной психологической помощи была создана еще в начале эпидемии covid-19, как только в обществе повысилась тревожность и появились страхи. На базе центра есть отделение первичной кризисной помощи, именно туда попадает звонок. Психолог во время разговора с человеком идентифицирует, что с ним происходит, находится ли он в кризисном состоянии или в ситуации домашнего насилия и, после разговора, направляет к нужному специалисту.

— Активно ли люди пользуются такой помощью?

— Были дни, когда люди звонили сплошным потоком и мне приходилось даже перезванивать в течение часа, так как еще не закончила разговор с предыдущим абонентом. Но бывали и дни, когда вообще не было звонков. Фактически, после оказания первичной психологической помощи люди могут прийти на консультацию в центр. Помощь наши специалисты оказывают бесплатно, поэтому, чтобы попасть на консультацию, нужно подождать две-три недели.

— С какими вопросами чаще всего обращаются на линию?

— Самые распространенные звонки — от родителей подростков. Опыт показывает, что переходный возраст детей — очень тревожное время для родителей. Также нередко обращаются женщины, находящиеся в непростой жизненной ситуации, белорусы, у которых конфликты в паре. Нередко обращаются и люди с той или иной зависимостью. И, конечно, звонили абоненты с повышенной тревожностью в связи с вирусом.

Белорусы пик вируса переживали по-разному: одни выходили на улицу спокойно, надевая маски и перчатки, другие ограничили контакты с людьми и практически не выходили из дома, а третьи вообще не обращали внимание на болезнь. Помню звонок беременной, которая в связи с жизненными обстоятельствами не могла себе позволить ограничить контакты, но ей еще приходилось успокаивать тревожного мужа, ведь он хотел, чтобы она уехала на дачу. Ей было очень непросто справиться с переживаниями супруга по поводу ее состояния.

Проблемы возникали у людей и из-за дистанции, которую рекомендовали держать врачи. Многим в тот период было трудно удержать пределы, и это вызывало тревогу и чувство беспомощности. Например, в магазине некоторые люди не держали дистанцию, и это беспокоило тех, кто все же соблюдал правила безопасности. Обычно люди, заботившиеся об этом, делали замечание другим, но нередко в ответ получали агрессию. В результате тревожность повышалась не из-за вируса, а из-за оскорбления.

На самом деле тревожность — реакция на определенные переживания реальной или предполагаемой опасности, проявляющиеся в теле. Это может быть злая собака, и тогда это реальная опасность. Такой страх считается обоснованным. С другой стороны, это могут быть какие-то мысли о ситуации, которую я рассматриваю как опасную, если в целом ситуация может быть спокойной, то есть около человека никто не кричит, не бегает, не болеет и не умирает, но он видит нечто такое, что расценивает, как опасность, например, черную машину, что быстро движется. Вот тогда начинаются процессы, связанные с телом, которые происходят с ним обычно, когда опасность настоящая и человек якобы становится в «стойку». В состоянии тревожности активизируется наиболее древняя часть головного мозга. Ее особенность в том, что она вызывает реакцию «бей, беги, замри». И человек в таком случае либо бьет, либо замирает, либо убегает.

— Вы рассказали о реакции, когда человек замирает. Как проявляется реакция в жизни «бей» и «беги»?

— Реакция «бей» возникает обычно у людей, которым необходимо было себя серьезно защищать в детстве. Чаще всего это реакция мужчин, но в последнее время женщины тоже с легкостью дают сдачи. Любая привычка вообще формируется, если ее долго тренируют. Человек, который с детства привык давать сдачи и делал это в садике, школе, семье, обычно живет с очень прочной сформированной в голове нейронной связью: грозит опасность — дай сдачи. Если человек осознал, что его реакция по тревоге — агрессия, то обязательно нужна помощь специалиста. Обычно в таких ситуациях человек сам не может разорвать эти нейронные связи, что опасно для тех, кто рядом.

Реакция «беги» также в своей составляющей изобилует адреналином, но она более безопасна для других. Люди с такой реакцией в состоянии тревожности не делают до конца своих дел, часто у них все «валится из рук». Нужно понимать, что в жизни есть ситуации, когда следует остановиться, а не бежать. Поэтому эту реакцию нужно отслеживать и своевременно скидывать свое напряжение. Возможно, людям с такой реакцией помогут какие-то физические нагрузки и опять же усилия для того, чтобы возвращать себя из тревожных мыслей в реальность.

— Возможно ли вообще избавиться от тревожности?

— Тревожность является защитной функцией организма. В древности она была нужна человеку, чтобы его не съели, а сейчас — чтобы мы просто могли безопасно существовать. Тревога с нами навсегда, и она должна быть в ситуациях реальной опасности, но это чувство нужно регулировать, чтобы быть психически здоровым. Важно научиться фиксировать и осмысливать свое состояние. Если чувствуете, что мысли «полетели» и тревога повысилась, надо якобы «вернуть себя на землю», например, потрогать себя руками, потопать ногами. Нужно постараться вернуться из «тревожного будущего» в реальность.

— Многие белорусы с беспокойством ждут вторую волну коронавируса. Вы сказали, что при повышенной тревоге у людей снижается иммунитет. Значит ли это, что такие люди более склонны к вирусу COVID-19?

— Я считаю, к болезни склонны все. Но все же люди, которые легко начинают тревожиться, по этому поводу должны понимать, что мы можем повлиять в своей жизни только на те вещи, которые от нас зависят. Мы не влияем на приход «второй волны» вируса. Можно носить маску и перчатки, удерживать дистанцию, мыть руки и в конце концов не выходить из дома. Делать все, что требует ситуация, и не терять надежду.

Телефонная линия экстренной психологической помощи от Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей и онлайн-консультирование для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации:

+375 (17) 318-32-32;

+375 (29) 367-32-32 (А1);

+375 (33) 603-32-32 (МТС);

Skype: socialfamilyhelp.

Дистанционное консультирование: понедельник — пятница с 9:00 до 20:00 (суббота и воскресенье — выходные).

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Название в газете: Вярнуцца ў рэальнасць, цi як пераадолець свае страхi

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.