20 октября, вторник

Вы здесь

В Большом театре Беларуси ожидается 300-й показ балета «Сотворение мира»


В Международный день музыки, 1 октября, на сцене Большого театра Беларуси зрителей ждет 300-й показ балета «Сотворение мира» Валентина Елизарьева. В нем создатели обращаются к нам со своими тревожными вечными мыслями о смысле человеческой жизни, о праве человека на счастье и многими другими темами, которые остаются актуальными во все времена и при различных обстоятельствах. Накануне премьерного показа мы поговорили с некоторыми из тех людей, которые причастны к такой большой работе, взяв за точки отсчета действующих персонажей, олицетворение которых видим на сцене.


Бог

Вячеслав Чернухо-Волич, дирижер-постановщик новой редакции балета «Сотворение мира»:

— Я очень рад и счастлив, что мне удалось быть среди тех, кто работал над воссозданием спектакля, фактически создавая его новую версию. Ведь «Сотворение мира» — легендарный балет, который я впервые посмотрел еще в школьные годы. По своим составляющим он в некотором смысле революционный. Потому что по той теме (которую нельзя было представить в идеологии советского времени), по невероятно новому хореографическому языку, появившемуся в Минске с приездом Валентина Елизарьева, и по той светлой и гармоничной музыке Андрея Петрова, в которой заложено очень много глубоких, философских смыслов, — это невероятная постановка. И думаю, долгая жизнь балета и стала подтверждением того, насколько эта тема актуальна во все времена. Сейчас, когда прошло почти 40 лет, мы видим, что тема насилия, противостояния людей настолько же актуальна, как и во времена сотворения мира... Для меня Бог справедлив, и я верю в предначертание и силу, что выше нас. И испытания человеку посылаются для того, чтобы он смог что-то глубже понять. Наш мир жесток, и к этому следует относиться серьезно. Делать выводы, выходить из любой ситуации достойно и не впадать в отчаяние. Человек — существо очень сложное и противоречивое, и в нем могут присутствовать как добро и Божественное начало, так и абсолютно дьявольские вещи. Этот процесс продолжается и не меняет своей сути. Казалось бы, после непростого века настало время повзрослеть и стать более мудрыми и терпимыми друг к другу. Но мы видим на примере всех стран, и нашей, к сожалению, также, что насилие, нежелание слышать продолжают свое существование. И эта вечная борьба добра со злом продолжается, а возвращение в рай пока остается мечтой. Возможно, из - за того, что мы смотрим на «Сотворение мира» как на классическую, но абсолютно современную постановку, и аудитория ее так воспринимает и внимательно наблюдает за всем происходящим на сцене... Спектакль Елизарьева абсолютно уникален. Ведь, если изначально в замысле хореографов он был почти что иллюстрацией к Библии, то у нас «Сотворение мира» уже приобретает совсем другие масштабы, где больше серьезности и глубины, где размышления о судьбе отдельного человека и всего нашего рода...

Человек, проживая свою собственную жизнь, привносит отпечаток своей истории и своего развития в то, что создает в искусстве, и в его понимание. Я сам, например, многие философские вещи, которые отражены в «Сотворении мира», расшифровал для себя только в зрелом возрасте, а на что-то мои взгляды кардинально изменились. Но только зрителям судить, стал ли балет более глубокий и интересный...

Дьявол

Иван Савенков, исполнитель партии Дьявола в спектакле «Сотворение мира»:

— Для меня дьявол довольно аллегорический персонаж, особенно в первом акте. Это вовсе не воплощение абсолютного зла. Персонаж очеловечен, он воплощает альтернативу выбору другого пути. Не самого правильного, но простого, удобного и приятного. Он такой себе обаятельный эгоист, «плохой парень». И главная магия происходит в тот момент, когда ты не играешь и не показываешь, а когда пропускаешь через себя все эти качества и превращаешь их с помощью пластики, позволяя себе в рамках спектакля побыть таким на самом деле. Тогда и зритель тебе верит и с восторгом воспринимает. Думаю, успех этого персонажа в искренности, в том, что он заявляет о себе, не пытаясь притворяться и прятать лицо под маской. Поэтому и моей главной задачей является то, чтобы выйти на сцену и выпустить своих демонов, получая при этом удовольствие.

...Борьба добра и зла в душе человека вечны. Вспоминается древняя индийская легенда, в которой рассказывается, что в каждом человеке живут и борются два волка — черный и белый, добро и зло. А побеждает в итоге тот, которого ты растишь и балуешь. Так и есть. Ты будешь именно такой, какими эмоциями подпитываешь себя. И у каждого есть выбор, независимо от ситуации, — озлобиться на весь мир или принять свою жизнь и наполнить его положительной энергией. Для меня важно в любой ситуации прежде всего оставаться человеком...

Сегодня мы живем в мире, где доминантой уверенности, стабильности и успеха является материальное благополучие. Так сложилось, и это нормально, что человек стремится к лидерству, хочет реализовывать какие-то свои амбиции, обеспечить семью. но грустно, когда при этом теряется духовная составляющая, простые, вечные человеческие ценности, среди которых — семья, любовь, дружба, уважение и забота. Ведь самые главные вещи-это вовсе не вещи. Именно они лечат и исцеляют усталые и покалеченные вечной гонкой за завтрашним днем души.

Адам и Ева

Ирина Еремкина, исполнительница партии Евы в «Сотворении мира»:

— Как артист я всегда через свою героиню стараюсь нести со сцены зрителю тот замысел, который заложен хореографом. Ева в «Сотворении мира» — это образ чистоты. Образ женщины, которая спасает добро и несет его по жизни, ибо она творение Бога. По его замыслу через нее в мир придут будущие поколения, поэтому женская миссия — рождение детей, рождение человечества. И в этом спектакле показано, что возрождение человечества происходит именно через женщину…

...Опираясь на собственный жизненный опыт, я понимаю, что у каждой женщины свой путь, свои мысли и что каждая — особенная. Мне сложно вывести некий обобщенный образ современной женщины, ведь, даже учитывая разное наше внутреннее наполнение, главным остается наша роль матери и возлюбленной — это то, что заложено в нас природой. Понятно, что время и обстоятельства, в которых мы живем, заставляют нас подстраиваться и трансформироваться, но внутренность остается неизменной... Нам хочется быть за мужчиной, который знает, в чем его предназначение...

В нашем балете Адам — это как раз тот символ силы и надежности, который показывает нам образ настоящего мужчины. Я полностью разделяю это видение образа нашим хореографом. Ведь умение нести ответственность за свою женщину и детей — это одно из главных мужских качеств. И в наше время основная часть мужчин — настоящие и выполняют ту миссию, которая в них заложена природой и небом…

Сейчас, по моему мнению, в контексте борьбы добра и зла решающим оказывается то, чем человек себя наполняет. Если в человеке больше искренности, открытости и доброты, то и жизнь будет складываться в таком русле. А если внутри негатив и отрицательные эмоции, то мы сами блокируем добру возможность прийти к нам. Ведь подобное притягивается к подобному.

 


Мгновения творчества в фотоснимке

А перед спектаклем состоится презентация фотоальбома Алексея Казнадея, посвященного известной постановке.

— Для меня балет «Сотворение мира» — танец, показывающий невероятные возможности человеческого тела... Это великолепные художественные образы и мысли... Это синтез сценографии лысика, гениальной хореографии Елизарьева, музыканта Петрова, который позволяет почувствовать всю силу Божьей любви, — говорит Алексей Казнадей. — Когда снимаю, стараюсь быть незаметным, чтобы избежать постановочных кадров. Для меня важнее сделать репортажный кадр, в котором почувствуется неповторимая эмоция... За время работы над проектом «Сотворение мира» я сделал более 12 000 фотографий. Валентин Николаевич помог отобрать лучшие и построить на их основе фотоисторию с точки зрения хореографа...

«Мгновения Валентина Елизарьева. Сотворение мира» — это уже третий альбом из серии «Мгновения Валентина Елизарьева». Так, в первой книге Алексей Казнадей представил фотоснимки, где запечатлены моменты репетиций балета «Спартак», а также подготовка к гала-концерту по случаю 70-летнего юбилея Валентина Николаевича. А во второй книге можно увидеть фотографии, посвященные балету Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». На встречу со зрителями в Малом зале пожалуют постановщики спектакля — художественный руководитель театра, народный артист СССР Валентин Елизарьев и дирижер Вячеслав Чернухо-Волич. У посетителей будет уникальная возможность не только пообщаться со знаменитым хореографом, но и поучаствовать в розыгрыше трех фотоальбомов. Книги достанутся тем, кто адресует фотомастеру наиболее интересные вопросы.

Также в этот вечер Большой театр подготовил подарок и молодоженам — можно записаться на бесплатную свадебную фотосессию в театре. Для этого будущим супругам, которые подали заявление в загс, необходимо указать одному из администраторов в фойе входные билеты с датой фотосессии и контактными данными.

Елена ДРАПКО

Фото предоставлено Большим театром

Название в газете: На чым трымаецца «Стварэнне свету»

Выбор редакции

Экономика

Цифровая экосистема платформенной экономики

Цифровая экосистема платформенной экономики

 Именно в платформенной среде будут формироваться цепочки создания стоимости.

Общество

Председатель МТРК «Мир»: Мы нравимся людям, потому что делаем понятный продукт с понятным позиционированием

Председатель МТРК «Мир»: Мы нравимся людям, потому что делаем понятный продукт с понятным позиционированием

«За все время, что МТРК «Мир» ведет свою деятельность, мы невероятно выросли».

Общество

Нейрохирург о том, как избежать инсульта, избавиться от стресса и почему мы болеем раком

Нейрохирург о том, как избежать инсульта, избавиться от стресса и почему мы болеем раком

«В Беларуси пациент не всегда прислушивается к врачу, даже если требуется серьезное лечение».