Вы здесь

Все, что нужно знать о медиации


Если спорщикам, согласившимся на встречу с медиатором, кажется, что специалист в это время ничего не делает и только задает какие-то странные вопросы, это идеально. Почему? Ведь именно сами оппоненты должны изобрести решение, которое устроит их и позволит договориться без суда. А вот докопаться до истинных намерений, нужд и интересов каждого из них как раз и помогает медиатор. И именно этим объясняется изречение «Медиация открывает новые возможности», это значит, что проблемы людей решает не судья, а сами люди, и иногда им самим это кажется чудом. Как может помочь медиатор, чем руководствуются люди в спорах, чего они на самом деле жаждут, рассказала Алеся ПУХОВА, бизнес-юрист, медиатор Центра медиации и переговоров.​


«Зарядка» на обсуждение и выгода исполнения

Для тех, кто еще вообще ничего не слышал о медиации, напомним, что это — конфиденциальные переговоры между конфликтующими сторонами с участием нейтрального посредника-медиатора, способствующего налаживанию диалога между сторонами и поиску взаимовыгодного решения, способного прекратить спор. Принципы медиации одинаковы во всем мире. Это добровольность участия спорщиков, нейтральность медиатора, равенство сторон конфликта, их сотрудничество, конфиденциальность процедуры.

Медиатор обладает множеством специальных техник и упражнений, с помощью которых он может помочь спорщикам договориться, однако это остается вне кадра. На встрече люди порой даже не замечают, что медиатор «заряжает» стороны на готовность обсуждать свою проблему.

— Медиатор — это не просто присутствующий в процессе. Это механизм, который работает. Он ведет стороны в диалоге, помогает людям выражать свои мысли, конкретизировать, представить и оценить произошедшее в конфликте, позволяет сформулировать и высказать предложения урегулирования, создает атмосферу, в которой эти предложения обсуждаются. Таким образом люди слышат друг друга и находят выход, — говорит Алеся Пухова. — Более того, медиатор в Беларуси, согласно закону, обладает иммунитетом свидетеля. Его невозможно вызвать в суд давать показания, даже если ему что-то становится известно в рамках медиации.

В 70 % случаев медиаций стороны конфликта договариваются, а 80 % из них добровольно выполняют решения, которых они достигли после медиационной процедуры. Кстати, судебные решения, как правило, исполняются только на 50 %. И происходит это из-за того, что проигравшую суд сторону не спросили о ее видении справедливого решения. А в медиации достигнутый сторонами выход, как правило, им выгоден, и эта выгода ложится в основу выполнения договоренностей, уточняет медиатор.

Манипуляция, шпионаж, зомбирование

Процедура медиации до сих пор остается для многих в Беларуси «странным зверем», о котором слышали, но не видели, а значит, можно «дорисовать» ему две головы и три хвоста. Часто домыслы людей, размышляющих о возможностях медиации, не зная ее сути, создают такие мифы, которые отбивают желание решиться на уговор мирным путем.

Миф первый: медиатор предлагает спорщикам несколько вариантов решений, а они выбирают, на что согласиться.

— Это не так. Вариантов решения проблемы участникам конфликта медиатор не предлагает. Поэтому выбирать тот, что наиболее подходит для их ситуации из того, что есть, не понадобится. Сами конфликтующие являются креативщиками своих решений. Медиатор только помогает им их отыскать и придумать, — развенчивает первый миф Алеся Пухова.

Миф второй: медиатор оценивает доказательства и правовые позиции сторон.

Не оценивать позиции сторон сложно, но не невозможно, и медиаторы это умеют. В этом плане наиболее сложно тем медиаторам, которые по профессии юристы, ведь они понимают, на чьей стороне будет суд с точки зрения закона. Однако медиатор не оценивает, кто прав, а кто виноват; чье предложение лучше. «Когда люди в конце концов после процедуры договариваются, однако считают, что они сделали это сами, без медиатора, а он вообще не участвовал, это, по мнению всех медиаторов, — наивысшая оценка его работы. Если же их потом спрашиваешь „А что же тогда мешало вам договориться раньше?“, сторонам трудно ответить. И в этом и кроется „тайная" работа медиатора», — утверждает специалист.

Миф третий: медиатор тайно добывает информацию, допрашивает свидетелей конфликта, занимается шпионажем.

Иногда людям кажется, что медиатор умеет ловко лавировать в разговоре только потому, что он где-то что-то подслушал, узнал и после уже просто вплетает эти сведения в диалог. Это тоже неправда. «На самом деле у медиатора существует два главных инструмента, которыми владеет также и профессиональный переговорщик. Первое: медиатор очень хорошо умеет слушать и слышать, о чем говорят стороны. Второе: медиатор умеет задавать вопросы. Он не дает комментариев, не предлагает варианты решений. Все эти мысли укладываются медиатором путем вопросов, которыми стороны настраиваются на диалог. Существует даже целый тренинг на тему „Искусство задавать вопросы“», разоблачает домыслы медиатор.

Любой опытный юрист уже обладает умениями, необходимыми для медиации.

Многие действительно считают, что очень важно знать правила, по которым играют в законы, что это поможет подвести стороны к решениям, которые в дальнейшем могут быть выполнены даже на уровне каких-то судебных дел. «С 15 июля этого года во всех отечественных судах (общих и экономических) можно получить исполнительный лист на выполнение мирового соглашения, которое было достигнуто во время медиации. Если во время переговоров стороны приняли какое-то решение, и оно соответствует условиям мирового соглашения (оно соответствует закону, возможно, к реализации), то можно обратиться в суд, оплатить пошлину и получить исполнительный лист на обязательную реализацию договоренностей. Так что правовые знания точно не будут излишними в работе медиатора. Однако это не значит, что хороший юрист может без подготовки быть также и хорошим медиатором», — отмечает собеседница.

Миф пятый: медиатор использует психологическое манипулирование сторонами, «зомбирует» их принятие решения.

Медиаторы — обычные люди. Просто кто-то склоняет к себе симпатии людей больше, кто-то меньше. «Однако определенную ведомость человека медиатор создает не манипулятивными методами, а путем глубокой эмпатии (сопереживания) к каждой из сторон и к самому конфликту. Такое чувство и умение войти в это состояние нарабатываются, как и умение слышать стороны и помогать им уточняющими вопросами», — вскрывает специалист очередной миф.

Ирина СИДОРОК

Название в газете: Мiфы i магчымасцi медыяцыi

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.