27 октября, вторник

Вы здесь

Чем удивили финалисты проекта TEDxYouth@Mіnsk?


«Делай неожиданное, делай, как не бывает, делай, как не делает никто, — и тогда победишь». Много книг написано о креативности, о поиске идей, но именно эта фраза из повести Владимира Короткевича «Ладья отчаяния» — самая меткая. Делай неожиданное! Именно парни и девушки, которые делают неожиданное и предлагают нестандартные идеи, вышли в знаменитый красный круг интеллектуальной молодежной конференции TEDxYouth@Міпѕк, которая прошла в онлайн-формате на видеосервисе VOKA на видеосервисе VOKA. Благодаря прямой трансляции тысячи зрителей по всему миру могли не только увидеть выступления спикеров, но и задать им свои вопросы, ведь TED — не только слушание, но и диалог.


«Первые» — это конкурс ярких идей поколения Z.

Конференция TEDxYouth@Міпѕк является частью мирового движения TEDx в нашей стране. В этом году она получила поддержку социально-образовательного проекта «Першыя», реализуемого компанией А1. «Першыя» — это конкурс ярких идей поколения Z, который был объявлен в октябре 2019 года для учеников 9-х, 10-х и 11-х классов. В течение учебного года школьники разрабатывали свои проекты по четырем тематическим направлениям — «Экология», «Технологии», «Инклюзия» и «Культура», а также принимали участие в креатонах в Минске, Витебске, Могилеве, Гомеле и Гродно. Специально для конкурсантов был запущен первый белорусскоязычный подкаст для молодежи, в котором профессионалы из разных сфер делились советами по запуску и презентации проектов.

Жюри конкурса «Першыя» просмотрело более сотни видеозаявок и выбрало десять самых интересных идей. Их авторы готовили свои десятиминутные речи вместе с менторами — представителями белорусского сообщества TED. По традиции речи всех спикеров звучали по-белорусски, ведь одна из целей «Першых» — расширение использования белорусского языка.

Іnstagram и TikTok по-белорусски

Как призналась одна из финалисток, ученица гомельской гимназии № 10 Ангелина СЕБИК, в начальной школе белорусский язык не был ее любимым предметом.

Ангелина Себик: «Белорусский язык — не просто хобби, а среда для коммуникации».

— Как и многие мои сверстники, я считала эти уроки тратой времени, потому что никто не мог нам объяснить, а зачем мы вообще изучаем белорусский язык, — вспоминает девушка. — К тому же за пределами класса и урока никто на нем не разговаривал. Но в прошлом году прошло первое Инстаграм-шоу по-белорусски «Мова Чэлендж», которое заставило меня пересмотреть свое отношение к родному языку (у его героев есть месяц, чтобы начать говорить по-белорусски. — Авт.). Я узнала, что есть белорусскоязычный рэп, рок и хип-хоп.

Замечали ли вы, что белорусские пользователи интернета, как правило, выбирают русский язык в настройках. А знаете ли вы, что YouTube делит пользователей сервиса не по странам, а по языку. И если вы часто смотрите видео на русском языке, и он установлен в ваших настройках, то алгоритмы автоматически причислят вас к русскоязычным. Поэтому вероятность того, что среди рекомендованных вам видео попадется белорусскоязычное, очень и очень маленькая. Когда я узнала об этом, была озадачена. Однако, рефлексируя, пришла к мысли, что нестандартная развязка этого вопроса однажды может стать «интересом» белорусской медиакультуры. Я поняла, что мне нужно заинтересовать именно двигатель белорусской интернет-культуры — молодежь — и вспомнила, как сама когда-то пришла к белорусскому языку через «Мова Чэлендж». Что меня тогда заинтересовало, так это искренние примеры самых обычных людей, их активное участие и современная живая коммуникация.

Значит, надо изобретать формат, в котором белорусскоязычные блогеры будут делиться какими-то актуальными знаниями и навыками XXI века, а их зрители (слушатели) — внедрять их на практике, но, что самое главное, — посмотрят на белорусский язык совсем с другой стороны, узнают белорусский сленг, мемы, откроют для себя совсем другой мир...

Ангелина уверена, что сейчас существует спрос на современную живую белорусчину. «Нужно отходить от важных, но устаревших тем — родных нив, прошлого, зубров и аистов — и создавать современную коммуникацию на актуальные темы, — рассуждает девушка. — Я считаю, что хорошим выходом будут воркшопы. Почему? Ведь это формат активного участия: с одной стороны, менторы делятся своими знаниями, а с другой — как раз тут же практикуют добытые знания их зрители. Менторами будут белорусскоязычные блогеры, которые поделятся новым взглядом на родной язык. Мы сможем делать белорусскоязычные посты и видео для ТіkТоk и Іnstagram. Нужно показать, что существует не только русскоязычный контент. А белорусский язык — не просто хобби или инструмент для работы, а наша среда для коммуникации. Начать можно уже сегодня. Тогда изменятся и алгоритмы в соцсетях, появится белорусский офис Google... Белорусский язык живет и будет жить, но в каком воплощении, зависит только от нас.

Поэтические муралы

А вот одиннадцатиклассник брестской гимназии № 1 Денис РЯБЧУК для популяризации белорусского языка предлагает использовать не современные технологии, а... «наскальную живопись».

Денис Рябчук: «Мы просто не знали, какие же из тысяч стихов должны оказаться на стенах...»

— Стрит-арт помогает художникам проявить себя в необычных условиях и найти своего зрителя не только в галереях или арт-просторах, но и в местах с большим количеством посетителей — на улице. К сожалению, огромный потенциал белорусского стрит-арта отчасти не реализован, но у нас есть много стен, которые можно украсить муралами с социальным значением, философскими изображениями и стихами. Стихи, как язык беседы с толпой. Улицы — как место этой аудиенции. Стрит-арт — как посредник в разговоре. Так и родился проект #vershybrest, который перенес стихотворные строки со страниц книг на стены улиц, — рассказывает юноша. — Случается, что еще на моменте появления идеи многие останавливаются: нет команды, опыта, денег... Но нельзя ли это все найти? Мой ответ — можно! Вокруг нас есть много людей, желающих изменить свое окружение, нужно просто им предложить. Так я и сделал. Так и сформировалась наша команда — к сожалению, совсем несведущая ни в работе со стрит-артом, ни в проектном менеджменте, но очень мотивированная.

Узнали, что Агентство регионального развития «Дзедзіч» проводит конкурс мини-грантов. Написали проект, получили финансирование и приступили к его реализации. И вот здесь мы столкнулись с проблемой выбора. Обычно с ней сталкиваются в магазине, а не в искусстве: великолепных белорусских произведений было настолько богато, что мы просто не знали, какие же из этих тысяч стихов должны оказаться на стенах. Не говоря уже о том, с каких надо начинать. Выход нашли в демократии. Кто-то из команды предлагал свое стихотворение, мы его обсуждали, потом голосовали, так и составили наш шорт-лист, который потом сократили до трех произведений тоже демократическим путем. В нем оказались патриотический «Санет» Максима Богдановича, лирические стихи Нины Матяш «Без цябе» и Геннадия Буравкина «Атруці мяне вясновым хмелем».

Мотивированная команда с деньгами и эскизами на руках, полная желания делать здесь и сейчас. Что может пойти не так? Мы не рассчитали время на бюрократические процедуры, не знали условий для рисования, при какой температуре делать это на улице уже невозможно. И все-таки в Бресте на стенах появились «Санет», рассказывающий о национальном возрождении, стихотворение Нины Матяш, отражающее всю горечь утраты, и стихотворение Геннадия Буравкина, передающее всю преданность любви. На этом решили не останавливаться и сейчас собираем деньги на новые муралы уже через краудфандинг, а идеи стихов нам можно предложить в «Инстаграме» (проект #vershybrest) или прислать на почту. Собираемся ли останавливаться на Бресте? Не хочу загадывать, но было бы невероятно, если бы люди в разных городах могли ежедневно видеть перед глазами стихи наших поэтов, понимать чувственность и красоту литературного искусства. С помощью стрит-арта это возможно...

Романтическое свидание в... музее

Ученица витебской средней школы № 12 Анастасия КУНДИР пришла в красный круг TEDxYouth@Міпѕк с идеей создания интерактивного сервиса, который поможет составить индивидуальный маршрут по музеям.

Анастасия Кундир: «Романтическое настроение? Почему бы не заказать экскурсию о Марке Шагале и его Белле?»

— Вчера в Лувре полчаса рассматривала знаменитую Мону Лизу. Позавчера гуляла по музею Ван Гога, а два дня назад была в «Метрополитен» в Нью Йорке. Больше всего меня заинтересовали Дега и Моне, — рассказывает девушка — как у меня это получилось? Благодаря интернету... Виртуальные экскурсии есть на сайтах многих заведений, а в сервисе Google Arts&Culture можно не просто пройтись по залам, но и приблизить картину, рассмотреть каждый мазок художника или примерить, как произведение выглядело бы на стене моей комнаты. И вот я смотрю на все это и думаю: если виртуальные музеи будут развиваться с такой скоростью, если у нас будет возможность, не выходя из комнаты, изучать мировое искусство, не перестанут ли люди посещать музеи реальные? Если нажатием одной кнопки можно попасть в самые знаменитые музеи мира и выбрать интересующие наиболее экспонаты? Не проиграет ли реальный музей виртуальному? В отличие от виртуальной реальная экскурсия воздействует не только на зрение, но и на другие органы чувств. Даже слух работает в музее по-другому: отсутствие звуков также создает особую атмосферу. Вы скажете, что в виртуальном музее также можно послушать экскурсовода, но ведь запись никогда не сравняется с эмоциональной речью. В интернете он записан один раз для всех, а в реальной жизни экскурсовод видит живых людей, реагирует на реплики посетителей, так рождаются вопросы, ответы, разговоры, обсуждения. Мы обмениваемся не только словами — мы обмениваемся эмоциями!

Вспомните, как вы заходите на YouTube. Допустим, ищете новый фильм: вы включили его, но уже на второй минуте просмотра понимаете, что он вам неинтересен. Что вы сделаете? Выключите нажатием одной кнопки. Возможность выбора позволяет вам, не прилагая особых усилий, насладиться увиденным.

Теперь вернемся к музеям. Виртуальное посещение позволяет одним кликом мышки переноситься из одного места в другое, при этом не потеряв внимания. А как происходит на экскурсии реальной? Школьников долго водят из зала в зал, и возможности выбора у них нет. За тебя уже решили, какой должен быть твой маршрут, и не имеет значения, интересно тебе или нет. Иногда так не хватает той самой кнопки «переключить». Вот такую кнопку я и предлагаю одолжить. Ведь, чтобы привлечь современную молодежь, нужно дать возможность выбирать.

Анастасия рассказала, что сейчас со своей командой работает над программой, которая позволит найти нужный музей, экспозицию или выставку при помощи индивидуальной карты. Как это выглядит в отношении музея?

— Запускаем программу, выбираем определенный населенный пункт. Далее основная часть программы — небольшой тест. Отвечаем на вопросы, и программа на основе наших интересов составляет список музеев, которые стоит посетить. Отмечаем понравившиеся места, составляем маршрут, сохраняем его в телефоне, и можно начинать свое незабываемое путешествие, — объясняет девушка. — Например, как провести романтическое свидание в моем дорогом Витебске? У вас совсем нет идей, как сделать встречу незабываемой? К сожалению, многие в такой ситуации о музее вообще не задумываются, ведь мы воспринимаем их как дополнение к школьной программе. Но идей для свидания можно найти много. Романтическое настроение? Почему бы не заказать экскурсию о Марке Шагале и его Белле... Хочется чего-то более игривого? Приглашаем на художественную выставку, где главными героями являются палачи, или просто вместе посидеть в старом трамвайчике в музее Витебского трамвая. Вариантов может быть много. С другой стороны, как мне кажется, если музеи будут работать активнее — вводить новые экскурсии, в том числе с узкой тематикой, необычные маршруты по экспонатам, которые каким-то образом связаны между собой, — тогда и у школьников появится желание приходить туда. Выбор — это то, почему реальные музеи могли бы немного подучиться в виртуальных, чтобы стать еще более интересными.

Какие еще идеи были озвучены в красном круге?

Павел АНАНИЧ из Могилева предложил возвращать нашим древним городам утраченные архитектурные шедевры с помощью технологий дополненной реальности.

Константин МУЛИЦА из Ивья уверен в том, что наши мысли регулируют нашу жизнь. И нашел этому научное обоснование.

Самуил АЛЕКСИН из Минска озвучил вариант перехода от информационной образованности к робототехнической и продемонстрировал необычные роботизированные устройства.

Виктория СИДОРЕНКО из Гомеля начала целый стартап по изготовлению одноразовой посуды из распространенных в Беларуси природных материалов и поделилась своим видением улучшения экологической ситуации в стране.

Екатерина ЯНГОЛЬ из Крево рассказала, как экология ее родного городка связана с Балтийским морем. В планах Екатерины и ее единомышленников — очистить берег местной речушки, построить деревянный помост и проводить там танцевальные мастер-классы под живую музыку.

София ФЕДЧЕНКО из Минска предложила установить специальные устройства в учебных классах, чтобы дети с заболеваниями опорно-двигательной системы могли избежать изоляции и посещали занятия в обычных школах.

Елизавета ГРИНЮК из Слуцка всего в трех шагах от идеи к реальности переосмыслила научное наследие Николы Теслы. Она разработала концепт универсальной конструкции беспроводной зарядки и предложила свой опыт в вопросе самомотивации во время реализации личной задумки.

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Быць «Першымі» — быць наперадзе ўсіх

Выбор редакции

Общество

Дороги Беларуси оценят в звездах. ​Система помощи водителю, «искусственное зрение» и нулевые выбросы СО2

Дороги Беларуси оценят в звездах. ​Система помощи водителю, «искусственное зрение» и нулевые выбросы СО2

Независимый институт аудиторов дорожной безопасности будет создан в Беларуси.

Культура

Призраки белорусских стен. Балы в разрушенном замке

Призраки белорусских стен. Балы в разрушенном замке

Бона Сфорца не была в Белом Ковеле, но танцует там в виде призрака.