Вы здесь

Каким должен быть современный учитель?


Справедливым, толерантным, мудрым, ироничным, добрым, артистичным, улыбчивым, заботливым...

Чем педагог отличается от других людей? Считаете ли вы важнейшим показателем качества работы учителя уровень выступления его учащихся на Олимпиадах? Как вы понимаете высказывание Руссо «Искусство воспитания заключается в том, чтобы не воспитывать»? Аристотель утверждал, что познание начинается с удивления, а чем вы удивляете своих учеников? Нужно ли вводить форменную одежду (дресс-код) для педагогов? Назовите плюсы и минусы дистанционного обучения... Что необходимо сделать, чтобы больше людей разговаривало на белорусском языке? Что может сделать школа для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда? Вопросы буквально сыпались на головы суперфиналистов республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь — 2020», которые выступили на сцене Академии последипломного образования.


Медиаобразование и критическое мышление

В роли «учеников» выступали коллеги-финалисты, которые с большой охотой и юмором подыгрывали своим более удачливым конкурентам.

Первое испытание суперфинала представляло собой «пресс-конференцию» из вопросов и ответов: на раздумья участникам давалось 30 секунд. На самом деле, половина минуты для учителя-настоящая роскошь. Его реакция должна быть мгновенная, ведь нестандартные педагогические ситуации — совсем не редкость.

Но обо всем по порядку. Напомним, что суперфиналу конкурса профессионального мастерства педагогов предшествовал финал, в котором должны были участвовать 56 лучших учителей со всей страны — победителей областных и Минского городского этапов республиканского конкурса в восьми номинациях (к сожалению, некоторые сошли с дистанции по причине болезни). А в суперфинал вышли только восемь лучших, победивших в финальной части соревнований: каждый в своей номинации.

За спиной у всех участников были два урока, проведенные в незнакомой детской аудитории (в том числе по теме, которую жюри озвучило накануне испытания), психологическое и педагогическое тестирование и мастер-классы для будущих коллег — студентов педагогических специальностей. Когда в финале мужчин-педагогов было четырнадцать, в суперфинале их осталось двое.

За звание лучшего в профессии боролись учительница математики средней школы № 31 г. Витебска Наталья ЩЕГЛОВА, учительница немецкого языка средней школы № 3 г. Орша Ольга ТРУХАН, учитель русского языка и литературы Молодечненской средней школы № 1 имени Янки Купалы Василий МАЛИНОВСКИЙ, учительница начальных классов гимназии № 1 г. Свислочь Людмила ПОБУДЕЙ, учитель географии средней школы № 19 г. Гомеля Вадим ЛОСЕВ, учительница биологии средней школы № 8 г. Гомеля Марина КАПЦЕВИЧ, учительница музыки Гродненской городской гимназии Светлана АДАМЧУК и воспитательница дошкольного центра развития ребенка «Солнышко» г. Слуцка Виктория ГЯЧ. У самых «молодых» (учителей немецкого языка и географии) стаж педагогической деятельности — семь лет, а у самого зрелого педагога (учительницы музыки) — двадцать пять.

Республиканский конкурс профессионального мастерства педагогов проводится в нашей стране раз в три года. Председатель жюри суперфинала, ректор Белорусского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Александр ЖУК считает, что чаще не нужно — пауза должна быть прежде всего для того, чтобы осмыслить представленный коллегами опыт.

С чем же пришли в финал конкурсанты? Медиаобразование, приемы развития критического и креативного мышления, проблемные ситуации для стимулирования творческих способностей, интеллектуальные игры для повышения познавательной активности, «сингапурская методика» для навыков амоконтроля и самооценки, опрокинутый класс, скрайбинг, скетчновтинг, новые подходы к формированию мотивации, образовательная среда Lеgо, квесты образовательной направленности — вот далеко не полный перечень методов, приемов и технологий, продемонстрированных финалистами.

Педагог и пчела. Что их объединяет?

На уроке у Натальи ЩЕГЛОВОЙ «ученики» создавали формулу успешной личности.

Настоящим праздником в суперфинале стал 20-минутный урок на сцене. Всем участникам накануне была предложена одна и та же тема «Для чего нужно изучать?..»
Раскрыть ее необходимо было средствами своего предмета. На уроке музыки все искали ответ на вопрос о роли музыки в нашей жизни, а зал охотно помогал с... оркестром бумажных инструментов. На уроке немецкого языка учили иностранные слова и проникались иноязычной культурой. На уроке математики — составляли формулу успешной личности. В частности, в роли «учеников» выступали коллеги-финалисты, которые хоть и выбыли из борьбы, но с большой охотой и юмором подыгрывали своим более удачливым конкурентам.

А на уроке географии все «ученики» отправились в виртуальное путешествие вместе со своим педагогом. Несомненно, этот предмет лучше изучать в путешествиях. Пилотируемый Вадимом ЛОСЕВЫМ «самолет» «приземлился» в России. Самое глубокое озеро на планете (Байкал) находится на территории этой страны, как и самый высокий вулкан в Евразии (Ключевская сопка). Затем на «поезде» все «отправились» в соседнюю Украину, чтобы пройтись по улочкам ее городов.

— А знаете ли вы, что население Киева в XI веке по численности превышало население Парижа в 50 раз, а население Лондона в 10 раз? А известен ли вам следующий факт: во Львове каждый пятый житель — студент, потому что в городе располагается 26 высших учебных заведений, — интересовался у своих «воспитанников» педагог, а параллельно успевал еще и общаться со зрительским залом, задавать вопросы и шутить. — В гостях хорошо, но дома лучше. Возвращаемся домой пешком (поезда не ходят), через полесские болота, которые называют «легкими Европы», так как они вырабатывают 50 процентов всего кислорода на европейском континенте (все на сцене демонстрируют, как они пробираются через трясину под смех и шутки в зале. — Авт.). Вот мы и добрались до моего любимого Гомеля. Именно здесь в Беларуси родилось интеллектуальное движение «Что? Где? Когда?», благодаря Леониду Климовичу был создан клуб «Белая рысь». А давайте поиграем в «Что? Где? Когда?» Что у меня в черном ящике? Древнегреческий философ Эмпедокл открыл его, наблюдая за сосудом, опущенным в воду. Немецкий физик, инженер и философ Отто фон Герике изучал его свойства, а Гете сравнивал с ним любовь. Еще не догадались? В ящике чистый гомельский воздух...»

— Как вы думаете, что объединяет учителя и пчелу? — спросила у своих «учеников» биолог Марина КАПЦЕВИЧ. — Да, высокая производительность, коммуникативность, трудолюбие и способность к сотрудничеству. А знаете ли вы, что один улей в год производит 150 килограммов меда? А как вы думаете, сколько ученических тетрадей приносит за год домой учитель? До 150 килограммов!!! Работа всех нас приводит к какому-то результату. Продукт трудолюбия пчел — мед, а учительский продукт — это знания.

Под руководством Марины Капцевич педагоги исполняли на сцене танец пчелы, с помощью которого эти насекомые общаются между собой. За открытие «языка пчел» Карл Риттер фон Фриш получил в 1973 году Нобелевскую премию в области физиологии и медицины. Танец получился на «десяточку»!

«Зачем изучать словесность?» Так сформулировал тему своего урока учитель русского языка и литературы Василий МАЛИНОВСКИЙ: «Апокрифы, жития, летописные своды, поучения, хождения... Будет ли это все востребовано в мире сторителлинга, копирайтинга, фристайла и серфинга?» В медиахолдинг поступили три контракта на рекламу. Одной группе было поручено разработать рекламу онлайн-курсов в стилистике наставлений Владимира Мономаха, другой — продумать маркетинг учебника в духе авантюрного романа, а проект по литературному туризму нужно было оформить в жанре хождений, где должны были быть факты, аллегории и хорошая «упаковка».

Учить умению учиться

«Зачем учить иностранный язык?» На сцене — учительница немецкого языка Ольга ТРУХАН.

«Учитель (воспитатель) вчера, сегодня завтра» — так организаторы конкурса сформулировали тему для публичного выступления всех суперфиналистов.

— Говорят, не мы выбираем дороги, а они нас, но учительскую дорогу люди выбирают сами, — рассуждала учительница немецкого языка Ольга ТРУХАН. — Мой первый год работы был годом потрясений, открытий и изредка разочарований. Человек учится только у того, кого любит. Я — учитель, и это на меня каждый день смотрят глаза моих учеников. Учитель сегодня не тот, кто только учит, а тот, кто учится каждый день сам, и в этом мне помогают мои ученики. Дети умеют учить лучше взрослых, потому что они действуют и говорят открыто. Каждый день я учусь специально и случайно: жизненные ситуации, книги, путешествия дают мне возможность понять, кто я. Я учусь учить каждый день. Я учусь учить моих детей умению учиться. Цель школы — обеспечить качественное образование, но сегодня намного важнее, чем учитель наполнит душу ученика, поэтому на своих уроках я учу уважать чужую культуру и любить свою Родину, нахожусь в постоянном творческом поиске, непрерывном развитии, совершенствовании своих педагогических способностей. Педагогический опыт у меня еще не очень большой, но это только начало. Мы все, учителя, — вчера, сегодня, завтра — строим школу будущего.

— Справедливо говорят, что писатель живет в своих произведениях, художник — в картинах, а учитель? Я принадлежу к поколению 90-х, а мои ученики — поколение ХХІ века. Дети, пришедшие в первый класс в 2020 году, продолжат свою профессиональную деятельность до 2080 года. Каким будет мир в конце XXI века, трудно представить, при этом учитель будущего, опираясь на опыт прошлого, должен опережать время, — считает Василий Малиновский. — Жизнь в современном мире с каждым днем ускоряется. Но будущее — это не только полеты в космос, IТ-технологии, роботы... Будущее — это наши ученики, и от учителя зависит, какие книги они будут читать, какими людьми они станут... Поднятая рука на уроке — это не только сигнал «я знаю», но и «можно я попробую?».

Назначение учителя не изменяется. Учитель завтра — это учитель-мастер, как вчера и сегодня: строгий и справедливый, требовательный и толерантный, мудрый, современный, ироничный, добрый, артистичный, улыбчивый, заботливый, сопереживающий и сомневающийся. Я счастлив в своей профессии. Это мое призвание, мой образ жизни и это остается неизменным: вчера, сегодня и завтра.

Не кормите диверсанта!

Вадим ЛОСЕВ: «Еще не догадались? В ящике чистый гомельский воздух...»

— Я расскажу историю, которая случилась в моем 6 «Б». Ученица подняла руку и спрашивает: «Вадим Олегович, вы такой умный, такой интересный человек, почему вы учитель?» Я понял, почему она так спросила. Потому, что успеваемость ученика определяется успеваемостью учителя, а успеваемость учителя определяется только им самим, — говорит Вадим Лосев. — Уважаемые коллеги, я хотел бы, чтобы в этом зале и в этом мире никто и никогда не ставил под сомнение уверенность в себе. Не давайте никому кормить вашего внутреннего диверсанта! Всегда будьте в гармонии с собой, любите и принимайте себя. В книге Бориса Акунина «Азазель» главная героиня леди Эстер создала целую сеть эстернатов по всему миру, внедрившая во все отрасли своих «азазелей» — в министерства иностранных дел, культуры, образования, спорта. И через невидимые нити управляла своей империей. Мы с вами несем большую ответственность за то, что делаем. Мы управляем целой страной, управляем людьми. Отвечаем за все, что мы говорим и что транслируем. Поверив нам однажды, дети верят нам всю оставшуюся жизнь.

Размышляя над философским вопросом о роли учителя во все времена, Людмила ПОБУДЕЙ заметила: «Профессия учителя — это вечное испытание мудрости, терпеливости, профессиональных качеств и нестандартности, но главным индикатором нашей работы были, есть и будут дети. Это такой шумный, пестрый круговорот, который просто затягивает тебя в самую гущу событий. Вот подбежала Настя: „Людмила Анатольевна, а вы смотрели новый фильм? Нет? Обязательно посмотрите“. И я, конечно же, буду смотреть этот фильм, потому что мне интересно, что ее взволновало и зацепило. Героиня моей любимой сказки Льюиса Кэрролла Алиса говорит: „Надо бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!“.

Понимание этого заставляет меня спешить узнавать новое и бежать, бежать, бежать... к классу. Стоп! Открывай дверь и заходи. Что ты видишь? Глаза? Правильно! Ты на своем месте!

Имя победителя республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь — 2020» объявят сегодня вечером, во время торжеств, которые пройдут во Дворце Республики по случаю профессионального праздника всех педагогов. Он получит также и ключи от новенького автомобиля Gееlу.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

28 ноября 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения известного русского писателя, военного корреспондента и журналиста Константина Симонова.

Общество

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Врачи предупреждают: даже если по каким-то причинам пришлось удалить один зуб, ему нужна замена.

Общество

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

Именно под таким слоганом будет проводиться республиканская профилактическая акция, которая инициирована на наших дорогах Госавтоинспекцией страны.