Вы здесь

Что видно через «одно окно»?


Получение справки не должно быть праздником, который после неделю отмечают всей семьей.

Увеличить количество процедур, которые могут оказываться по принципу «одно окно», чтобы люди не ходили по множеству кабинетов, по минимуму тратили свое время и средства и получали комплекс услуг одномоментно. Сохранить минимальное количество документов, которые необходимо представлять для каждой процедуры, исключив из перечня бумаги, без которых можно обойтись, обращаясь в службу «Одно окно». Организовать пакетный принцип оказания услуг, чтобы люди могли по одному заявлению получить целый комплекс документов. Сделать как можно больше процедур электронными, чтобы услугу можно было заказать через интернет. Такие планы стоят перед службой «Одно окно» страны. Реализованные и задуманные нововведения, а также специфику работы специалистов службы обсудили на республиканском семинаре «Наилучшие практики осуществления административных процедур и перспективы дальнейшего развития» в Лиде.


Направление на электронные услуги

В мировой практике оказания административных процедур существует много подходов и направлений. Каждая страна сама выбирает, что для нее наиболее удобно. В Беларуси сегодня нужно совершенствовать практику оказания административных услуг. Перед нами стоит задача по поиску оптимальной модели оказания услуг в стране, рассказал министр юстиции Олег СЛИЖЕВСКИЙ.

— Административные процедуры — услуги, которые государство в лице госорганов оказывает населению. Безусловно, как и любую услугу, качество этих тоже нужно совершенствовать в части скорости, простоты, доступности. И в этом плане у Лидской службы есть чему поучиться. Определенно не стоит создавать многофункциональные центры в каждом регионе, лучше организовывать службы на базе действующих помещений, как это сделано в Лиде. Однако первичной задачей на перспективу должно быть развитие электронных услуг. Мы все современные люди, особенно молодежь, и нам нужно смелее двигаться в этом направлении.

«Одно окно» в Лиде с 2007 года из маленького «окошка» выросло в полноценную службу, где по будням с восьми до пяти, в среду — с восьми до восьми без перерыва на обед работают восемь специалистов. Недавно здесь закончился ремонт, и теперь, кроме подготовленных специалистов и отдельного рабочего места с выходом в интернет для граждан, есть удобный помощник — огромная интерактивная информационная панель, где взрослые могут посмотреть перечень процедур, осуществляемых службой, прочитать правовые документы; узнать, какие бумаги нужно собрать, чтобы получить решение по своему вопросу. А для детей это еще и развлекательный гаджет, по которому показывают мультики, пока родители заняты. Здесь же неподалеку оборудован карандашами, раскрасками и книжками детский уголок, записи наблюдения с которого хранятся в течение месяца.

— Наша задача в работе с людьми — выполнить услугу качественно. Подобрать квалифицированных специалистов, которые не просто сухо ответят человеку на вопрос, А дадут ему направление, чтобы он мог оценить свои силы и возможности ради исполнения задуманного. Ведь не все люди сегодня настолько продвинуты, чтобы почерпнуть информацию из разных источников и правильно ее использовать. Мы не перестаем развиваться, стараемся систематизировать вопросы, — заверил Сергей ЛОЖЕЧНИК, председатель Лидского райисполкома.

Ежедневно в службу наведываются десятки лидчан. Светлана и Евгений РАДЮКИ — одни из них. Хотят провести электроотопление в родительском деревенском доме.

— Обратились в электросети, чтобы узнать, есть ли техническая возможность сделать отопление на электроэнергии. Нам дали бланк, и мы пришли в службу «Одно окно», чтобы получить решение. Хотим теперь еще узнать о возможности возврата средств за это, — говорят супруги.

— Мы уже собрали документы на изготовление технических условий на электроснабжение этого жилого дома. Паре придется обращаться в сельсовет, чтобы решить вопрос возврата денег. Поэтому я хочу им максимально рассказать, что нужно сделать для этого, — присоединилась к разговору Светлана БЕНКЕВИЧ, специалист службы «Одно окно», которая консультирует пару.

Работа одинаковая, деньги — разные

В Лидском «одном окне» работают два госслужащих, специалист из управления торговли, социального центра обслуживания и четверо работников сферы ЖКХ. Значительную часть документов они собирают самостоятельно. В прошлом году отправили 18 тысяч запросов, около 12 тысяч из них — в электронном виде.

При этом такой профессии, как «специалисты службы», в стране нет. А размер заработка у специалистов существенно отличается. При одинаковых функциях зарплата госслужащих «одного окна» и работников, которых привлекли в структуру из других небюджетных и бюджетных организаций, существенно отличается. Это происходит из-за того, что у специалистов, которых берут из других структур, сохраняется та зарплата, которая была у них на посту в «родной» организации. Поэтому, кроме осмысления того, как совершенствовать работу самой службы, необходимо подумать также над обеспечением справедливых условий труда ее специалистов.

Возможно, целесообразно было бы сделать такие службы отдельным структурным подразделением райисполкомов или вообще самостоятельными организациями, чтобы повысить качество работы и способствовать увеличению компетенции и профессионализму их работников. Поступили для рассмотрения также предложения создавать коммунальные унитарные предприятия, которые будут регулировать деятельность «одного окна» по всей стране, и увеличивать количество платных услуг населению в этой службе.

Над всем этим надо думать, однако есть и примеры, где упомянутую проблему почти решили. В частности, о своем опыте закупок услуг работников службы «одно окно» в одной областной организации за бюджетные деньги рассказали представители Минской области и Фрунзенского района столицы. Они подчеркнули также, что набирать в службу людей с улицы нельзя, так как они «держат периметр», и восемь часов работать с гражданами — сложно, нужно знать много, быть немного и психологом, и отсидеться здесь нельзя.

Как совершенствовать работу службы, нужно спрашивать у самих людей, исходить из реальности, чтобы получение справки не превращалось в праздник, который отмечался бы потом неделю всей семьей, озвучил Сергей Ложечник. Один из вопросов, который возник на семинаре и вскоре, возможно, будет реализован, касается перечня услуг служб «одного окна» разных уровней. В большинстве местечек он будет увеличиваться, а вот в городах-спутниках Минска количество услуг следует уменьшить, так как многие из них невостребованы людьми. Есть вопросы и по программному комплексу, который используется в службе, — его нужно доработать для более точной работы. Все дельные предложения предполагается внести как изменения в Указ Президента № 200 об административных процедурах по заявлениям граждан.

От «малышового» до «ритуального»

Совершенствование работы службы «одно окно» через получение решений по различным процедурам в электронном виде онлайн позволит людям все меньше посещать эти службы физически. Реализации подобной задачи способствует и появление с нового года в стране ID-карт, где будет электронно-цифровая подпись гражданина. Такой документ заменит белорусам паспорт.

— Это в целом создает всю совокупность инфраструктуры, которая позволяет оказывать административные процедуры и электронные услуги в электронном виде с использованием персональных данных и иных необходимых информационных ресурсов, — отметил Сергей Руднев, первый заместитель директора Национального центра электронных услуг. — Взаимосвязь гражданина и портальных решений осуществляется посредством защищенных протоколов, обеспечивающих сохранность персональных данных. Кроме того, сами информационные ресурсы имеют соответствующую систему защиты информации, позволяющие убрать риски, связанные с потерей персональных данных.

Министерство юстиции собирается внедрять в Беларуси также пакетный принцип получения услуг в «одном окне». Уже в этом году количество услуг здесь увеличилось до 181 вместо 103. А со временем в практику войдут и целые пакеты комплексных услуг для людей, рассказала специалистам Наталья ФИЛИППОВА, заместитель министра юстиции:

— Путем подачи одного заявления гражданин будет получать определенный пакет документов, который связан с его правовым статусом. Пока все это в стадии разработки, и названия условные. При рождении ребенка, например, можно будет получить пакет «малыш». Таким образом, подав одно заявление, сразу зарегистрировать рождение младенца, сделать его регистрацию по месту жительства, назначить пособие на малыша, встать на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, записать ребенка на очередь в садик, а еще многое другое сюда можно добавить с вашей помощью. Это снимет с граждан огромную нагрузку, когда перед каждой процедурой нужно готовить стопку частично дублируемых документов.

Предусмотрен и отдельный пакет для многодетных семей. Сюда, кроме перечисленных выше документов, можно добавить получение семьей справки о получении статуса многодетной, включение в списки, получение разрешения на строительство, кредиты, субсидии, материнский капитал и прочее.

С пакетом «молодожены» в день регистрации брака сразу молодая жена может сменить фамилию (если хочет) и заменить паспорт, супруги могут стать на учет как молодая семья и прочее. Пакет «хочу офис» поможет решить вопросы перевода жилого помещения в нежилое, согласовать перепланировку, получение разрешения на установку кондиционера и другие моменты. Пакет «ритуальный» включает получение справки на похороны, выделение участка для похорон, денежной помощи и другие вопросы.

Предполагается, что к 2024 году около 300 процедур в Беларуси можно будет получать в электронном виде в личных онлайн-кабинетах граждан. Однако физические службы «Одно окно» не исчезнут, уверяют в Минюсте, так как есть те, кто не пользуется интернетом, и специалист «одного окна» останется посредником между человеком и электронной услугой, который подаст соответствующий запрос на административное решение с согласия и от имени гражданина.

Ирина СИДОРОК

Фото автора

Выбор редакции

Общество

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

Такой лозунг взял для своей избирательной программы один из самых молодых депутатов Палаты представителей восьмого созыва.

Торговля

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Накануне Международного симпозиума кондитеров эксперты рассказали о планах и перспективах кондитерской отрасли.