Вы здесь

Бетонный лебедь появится под Новогрудком в честь памяти семьи Бобровских


Франц и Франциска Бобровские вместе с пятью детьми жили буквально в полукилометре от города, при дороге Ивье — Новогрудок. Польская семья, переехавшая на Беларусь в 1930-х годах, занималась отловом бродячих собак и с того жила. Во время Великой Отечественной войны узники гетто прятались у Бобровских, когда убегали из лагеря, или просто приходили за едой. Многие после попадали к партизанам. По доносу в начале февраля 1943-го в доме поляков провели обыск. В то время в Бобровских пряталась Шифра Гаркави с двумя дочерьми: пятилетней Рут и Ходашкой, которой едва исполнилось два. Шифру вместе с Рут расстреляли сразу. Франца и Франциску чуть позже расстреляли в тюрьме, к которой их почти три километра волокли по дороге, привязав к хвостам лошадей. Дом сожгли. Детей Бобровских — двух дочерей и трех сыновей — отправили в концлагерь Гросс Грозен на границе Польши и Германии. Мария, Янка, Михаил и Стефан выжили, Антек погиб. Двухлетнюю дочь Шифры Гаркави, Ходашку, которая еще не умела говорить и не могла назвать свое имя, из-за чего девочку посчитали дочерью Бобровских, отправили в детский дом на улице Гродненской в Новогрудке, где записали как Галинку Бобровскую. Она и поныне живет в Израиле. Франц и Франциска похоронены в Новогрудке на старом кладбище, а их потомки — внук Марии Бобровской Дмитрий с женой Жанной — остались на Новогрудчине. Они увлечены идеей почтить подвиг своих предков в памятном знаке и предполагают установить его на месте пепелища дома Бобровских.


Праведники и жертвы

В Новогрудском районе проводят серьезную работу по увековечению памяти о Великой Отечественной войне. В городе с 2007 года действует Музей еврейского сопротивления с постоянной экспозицией. На базе учреждения целенаправленно работают над историей еврейского народа на территории Новогрудка. Не так давно здесь открыли памятник в виде девочки-ангела, рассказала Наталья Жишко, начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Новогрудского райисполкома:

— На Новогрудчине была самая большая барочная синагога, и до войны значительную часть населения составляли евреи, поэтому эта тема для нас острая и востребованная. У евреев, живущих здесь издавна, даже есть собственный символ — шестиконечная звезда с пальмой внутри, — означающий скорбь евреев по своей потерянной Родине. Традиционно на нашей территории белорусы, евреи и поляки жили вместе. Война застала всех, однако не в одинаковых условиях. Евреев поместили в два гетто: на Пересеке и в гетто со статусом трудового лагеря на улице Кореличской (ныне — Минской). Так началась история Холокоста на Новогрудчине.

22 декабря 1942-го из трудового лагеря сбежали 14 узников-подростков, в том числе Идель Каган, уроженец Новогрудка, который в эмиграции взял себе имя Джек. С семьей Бобровских его связывает давняя история. Дом, где поселились Франц и Франциска, они получили от Каганов. Когда было организовано гетто, все евреи знали, что к этой польской семье можно обратиться за едой или временно спрятаться у них. Именно к Бобровским пришли беженцы. Они должны были уйти в лес к партизанам, но опоздали — последние уже ушли. Бобровские не могли прятать у себя столько людей, но все же накормили их горячим супом, тарелку которого Каган помнил всю жизнь. После узники двинулись в лес, где партизан нужно было ждать трое суток. Еще по дороге к дому Бобровских Идель провалился под лед на реке и сильно обморозил ноги, поэтому был вынужден вернуться в гетто. Там такой же узник, как и он, зубной врач по профессии, ампутировал парню пальцы на ногах, когда те уже начали гнить. Идель четыре месяца не мог ходить, но дожил до дня побега из лагеря — 26 сентября 1943-го. В тот день через 220-метровый тоннель, который узники рыли на метровой глубине в течение четырех месяцев, сбежало более 220 человек. Половина из них выжила, среди них и Джек Каган. На тот момент дома Бобровских уже не было.

Джек вернулся в Новогрудок в 1992-м и начал искать потомков Бобровских. В то время из детей Бобровских в живых осталась только Мария, теперь нет и ее. Каган помог создать Музей еврейского сопротивления и восстановить исторические сведения о том времени. Он также засвидетельствовал в израильском музее Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем», что Бобровские помогали евреям. То же самое сделала и Ходашка Гаркави. 17 июля 1997-го семья Бобровских получила звание Праведников народов мира, которое присваивают неевреям, спасавшим иудеев в годы немецкой оккупации в Европе.

Подвиг Бобровских примечателен еще и тем, что семья была польской, а на то время отношения между евреями и поляками были достаточно сложны, однако на Новогрудской земле вопреки разным убеждениям люди спасали друг друга, и историй борьбы за наибольшую ценность в мире — жизнь — счесть трудно.

Вопреки страху смерти

Это общественный проект, который почтит всех праведников Новогрудчины, уверена Наталья Жишко:

— Новогрудок становится интересен уже не только своим замком, музеем Адама Мицкевича, но и историей сопротивления евреев во время войны и их поддержки со стороны местного населения. Мне довелось встречаться со свидетелями тех времен, которым посчастливилось выжить. Джек Каган говорил, что такой большой процент выживания евреев на белорусских землях, в частности на Новогрудчине, связан с тем, что несмотря на страх смерти, на устишь, у людей находилось желание спасать евреев. Хотя они знали, что за это их казнят. Бобровские по несколько дней а, случалось, и недель прятали евреев у себя за домом, на огороде, показывали им маршруты к партизанам.

Когда в 2018-м на месте выхода из тоннеля устанавливали мемориальную стену в память о тех побегах, на месте усадьбы Бобровских еще были немного видно камни из остатков фундамента дома. Теперь о жилье напоминает только колодец, который, к сожалению, уже не питьевой. Неподалеку от него и планируют поставить знак.

Автор проекта — минский скульптор Олег Куприянов, который создал бетонную птицу, обволакивающую крыльями шесть птенцов, стараясь их спрятать. Лебедь не слишком большой — его можно охватить руками, а все птенцы разные, как символ того, что чужих детей не бывает. На памятном знаке не будет текста, а рядом с ним установят табличку из гранита — точную копию Почетной грамоты Марии Бобровской о присвоении ей звания Праведника народов мира.

— Дом Бобровских стоял в низине, поэтому мы сохранили съезд к этому месту с дороги неподалеку от места расстрелов. Однако сам памятник будет чуть выше уровня, на котором был дом, чтобы каждый путешественник мог увидеть его. И очень хотелось бы сделать подсветку, чтобы птицу было видно лучше. Мы приглашаем всех неравнодушных принять участие в создании народного памятника жителям Новогрудчины, которые спасали жизни, — призывает Наталья Жишко.

Жанна и Дмитрий Бобровские, а также неравнодушные горожане делают все возможное, чтобы памятник появился. Привозят землю и камни, расчищают территорию, однако для установления и создания памятного знака нужны деньги, которых катастрофически не хватает. Поэтому все, кто хочет помочь в увековечивании подвига семьи Бобровских, могут перечислить деньги на счет:

ЦБУ № 416 ОАО «АСБ Беларусбанк», г. Новогрудок, ул. Мицкевича, 22А. УНП 500191715 МФО АКВВY21413; транзитный счет № ВY33АКВВ3134000011493422041 на благотворительный счет № ВY09АКВВ313400001193422041; назначение платежа — строительство мемориального знака.

Ирина СИДОРОК

Название в газете: Бетонны лебедзь на месцы папялiшча

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.