Вы здесь

Как будут готовить для медицины «узких» специалистов?


Подготовка врачей в резидентуре будет проходить по 63 специальностям. Об этом сообщила начальник главного управления организационно-кадровой работы Министерства здравоохранения Ольга КАЛЮПАНОВА во время круглого стола, посвященного вопросу повышения качества медицинского образования, который прошел в пресс-центре БелТА. Введение в стране такой формы подготовки, как резидентура, планируется с 2023 года. Это закреплено в новой редакции Закона о здравоохранении, которая проходит подготовку ко второму чтению. В частности, претерпит изменения статью закона, касающуюся клинической ординатуры.


Фото bstu.by

Вырастить профессионала

«Она будет изменена на резидентуру. Но это не аналог клинической ординатуры, не одно и то же», — отметила Ольга Калюпанова. По ее словам, стремительное развитие сферы медицинской помощи требует от служб здравоохранения создания современной системы подготовки врачей-специалистов. Речь идет об освоении высокотехнологичных вмешательств, дальнейшем совершенствовании и повышении качества профессиональной подготовки с учетом современного состояния и перспектив развития здравоохранения, интеграции с мировой системой медицинского образования.

Резидентура будет направлена на индивидуальную последипломную подготовку врачей-специалистов, углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

На сегодня в клинической ординатуре ведется подготовка по 63 специальностям. Предполагается, что они все останутся в резидентуре, но при этом будут предусмотрены различные сроки подготовки. Данный вопрос еще обсуждается, отметила начальник главного управления. Каждое учреждение образования будет отвечать за определенные специальности. Например, за подготовку в области хирургии, акушерства и гинекологии — БелМАПО, кардиологии и кардиохирургии — РНПЦ «Кардиология», нейрохирургии — РНПЦ неврологии и нейрохирургии, стоматологии — Витебский медуниверситет, БГМУ, трансплантологии — БГМУ, диагностических исследований — Гомельский медуниверситет.

В этом процессе также будут задействованы образовательные центры всех РНПЦ по разным направлениям. «Мы глубоко убеждены, что кардиохирурги, нейрохирурги, хирурги, трансплантологи, стоматологи высокого уровня — это специалисты, которые должны пройти серьезную подготовку в резидентуре», — добавила Ольга Калюпанова.

По ее словам, во многих странах базовое медицинское образование включает шесть лет подготовки в медуниверситете, после чего присваивается квалификация врача общей практики. А чтобы стать высококвалифицированным специалистом, необходимо пройти последипломную подготовку в резидентуре. В зависимости от специальности она может длиться от одного до пяти лет. После этого специалист высокого класса получает допуск в профессию и может оказывать медицинскую помощь, применяя высокотехнологичные методики.

Ректор Гомельского государственного медицинского университета Игорь СТОМА убежден, что более длительная, глубокая подготовка по высокотехнологичным специальностям крайне необходима. «Происходит не только формирование ключевых специалистов с высоким уровнем компетенций, а еще и некое „воспитание“ современного доктора, — отметил он. — На первом курсе мы получаем зачастую молодых и незрелых людей, в том числе в моральном плане. И даже получив диплом о высшем медицинском образовании, молодому специалисту необходимо готовиться дальше, расти, находиться и развиваться в среде профессионалов. Резидентура как раз и помогает сформировать более подготовленного специалиста и более зрелого человека».

Учеба на симуляторах

В частности, к 2025 году в Белорусском государственном медицинском университете планируют построить новый лабораторный симуляционный комплекс. Об этом во время круглого стола сообщил ректор университета Сергей Рубникович. Он пояснил, что речь идет о создании полноценного европейского центра, где можно будет обучать белорусских студентов и молодых специалистов узким наукоемким практическим направлениям, а также оказывать образовательные услуги на экспорт.

В БГМУ уже есть симуляционная лаборатория довольно высокого уровня, которая позволяет проводить занятия по различным направлениям — терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, неотложным состояниям. «Я считаю, что это основа, основа для подготовки наших студентов. Но если мы хотим идти дальше и формировать высококвалифицированного узкого специалиста, необходимо высокопрофессиональное оборудование, определенные симуляционные аппараты, которые бы максимально имитировали клинические состояния и заболевания», — отметил ректор, добавив, что такие центры есть за рубежом, в том числе в России.

При этом, как заметил Сергей Рубникович, образовательные курсы не обязательно должны длиться месяцы, они могут быть краткосрочные. Например, ортопеду-травматологу на отработку какой-то манипуляции на коленном или плечевом суставе может потребоваться максимум пару дней. Хороший уровень практико-ориентированной подготовки студентов и молодых специалистов в итоге обеспечит необходимое качество оказания высококвалифицированной помощи населению, отметил ректор.

Клиника не только для пациентов

Современный симуляционный центр появится и в Гродненском государственном медицинском университете. Как отметила его ректор Елена КРАТКОВА, сейчас ведется реконструкция помещений, работы должны завершиться до конца декабря, а в начале января планируется его открытие. Также Елена Краткова сообщила, что новый учебный корпус ГрГМУ планируют построить рядом с университетской клиникой.

Есть решение о выделении земельного участка, вуз приступает к проектным работам. После того как будет построен новый корпус, все клинические кафедры разместятся не в отделениях, как сейчас, а будут вынесены в отдельный корпус. Студенты смогут при необходимости посещать клинические отделения, не нарушая лечебный процесс.

Что касается университетской клиники, то этот пилотный проект позволяет отработать академические знания на практике еще во время обучения в вузе. Елена Краткова считает, что симуляционные центры необходимы, но очень важно научить студента контактировать с пациентом, развить навыки сбора анамнеза, осмотра, проведения диагностики. Благодаря университетской клинике это возможно.

Практически за год (проект этот стартовал в 2019 году) удалось реализовать многое. Проводилась большая работа по разработке нормативной базы, без которой существование университетской клиники было бы невозможно. Созданы клинические отделы, приступившие к работе. Сейчас верстаются планы по научной, образовательной и лечебной работе. Проводятся мероприятия по улучшению материально-технической базы.

Создание университетской клиники есть, кстати, и в планах Витебского медуниверситета.

«Это мировая мировая тенденция, — подчеркивает ректор Витебского государственного медицинского университета Анатолий Счастный. — На мой взгляд, деятельность университетской клиники — очень важна и востребована, ведь университет будет работать без отрыва от практики. Лечить, учить и заниматься наукой — все это на своей базе, со своими кадрами и своим бюджетом. Более того, это новые возможности для оказания экспортных образовательных услуг».

Также в Витебском государственном медуниверситете планируют создать научно-производственный учебный центр. По словам Анатолия Счастного, сейчас проводится предпроектная подготовка к строительству центра, который будет занимать 7,5 тысячи квадратных метров. Там будет реализован посыл главы государства, донесенный им на ІІ Съезде ученых, — Университет 3.0: чтобы научные открытия, которые станут возможны благодаря работе этого центра, могли поскорее пройти путь к их внедрению.

Анатолий Счастный добавил, что университетская наука требует определенных преобразований и финансовой поддержки. Ректор уверен, что в итоге будет очень быстрая и качественная отдача как в плане развития науки, так и в плане подготовки опытных кадров. «Мы привыкли больше говорить об академической науке, но вклад университетской науки совсем не меньше. К тому же она связана с очень актуальным вопросом — подготовкой кадров для университета. Только через научную работу, защиту диссертаций мы можем говорить о подготовке университетских кадров с учеными степенями — доцентов, докторов наук», — пояснил он.

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Вышэйшы пілатаж у прафесіі

Выбор редакции

Общество

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

28 ноября 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения известного русского писателя, военного корреспондента и журналиста Константина Симонова.

Общество

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Врачи предупреждают: даже если по каким-то причинам пришлось удалить один зуб, ему нужна замена.

Общество

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

Именно под таким слоганом будет проводиться республиканская профилактическая акция, которая инициирована на наших дорогах Госавтоинспекцией страны.