02 декабря, среда

Вы здесь

К чему готовиться абитуриентам 2022 года?


В начале сентября Министерство образования начало общественное обсуждение изменения формата вступительной кампании в учреждения высшего образования в 2022 году. Для белорусских школьников, которые привыкли сдавать выпускные экзамены в школе, а вступительные — на ЦТ, это стало громом среди ясного неба.


Новый порядок, в частности, предусматривает вместо выпускных экзаменов проведение национального экзамена по двум предметам, совмещенного с централизованным тестированием (ЦТ). Предполагается, что выпускник школы будет сдавать национальный экзамен по белорусскому или русскому языкам и еще один предмет на выбор (математику, физику, иностранный язык и другие), который является вторым профильным для специальности, на которую планируется поступление.

После окончания школы он получит на руки сертификаты ЦТ (набранные на централизованном тестировании баллы по этим предметам будут учитываться при выставлении оценок в аттестат) и аттестат об общем среднем образовании с подсчитанным в нем средним баллом.

Абитуриенты, окончившие школу в текущем году, по желанию смогут сдать дополнительно ЦТ по одному профильному предмету (математику, физику, иностранный язык и другие) для расширения возможности выбора специальностей при поступлении.

Абитуриенты, окончившие школу в предыдущие годы, сдают ЦТ по русскому/белорусскому языку (по выбору) и в обязательном порядке по второму профильному предмету для специальности, на которую планируется поступление. Также они могут сдать ЦТ дополнительно по любому предмету для расширения возможности выбора специальностей для поступления.

Но все абитуриенты, как предлагается, будут сдавать внутренний экзамен в вузы по первому профильному предмету по всем специальностям. Что такое внутренние экзамены и контакты с экзаменаторами наедине, с трудом припомнят даже родители нынешних школьников. А если и сумеют, то вряд ли эти воспоминания у многих из них будут связаны с положительными эмоциями.

Высокие баллы при скромных знаниях

Долгое время одним из главных преимуществ проведения в нашей стране вступительной кампании в форме централизованного тестирования считалась ее прозрачность, защита от коррупционных проявлений и создание равных условий для поступления для всех: и для выпускников престижных городских лицеев и гимназий, и для воспитанников обычных малокомплектных сельских школ.

У централизованного тестирования в Беларуси есть своя особенность — в нашей стране оно используется исключительно для отбора претендентов на студенческий билет. И до недавнего времени ЦТ позиционировалось именно как абитуриентское, цель которого — оценить различия в уровне подготовки абитуриентов, сравнить индивидуальные результаты с результатами других участников и определить относительную позицию в группе тех, кто держит экзамен. Результаты таких экзаменов позволяли определить рейтинг каждого абитуриента среди претендентов на студенческий билет в соответствии с уровнем его подготовки.

Но с 2019 года отказались от рейтинговой шкалы: была введена новая методика подсчета баллов на ЦТ, при этом ничего принципиально в содержании тестов не изменилось. По-прежнему в них преобладают задания с вариантами ответов, а потому некоторые абитуриенты просто продолжают угадывать правильный. Однако если раньше нельзя было методом случайного выбора ответов набрать минимальный проходной балл, то теперь это стало возможно, и минимальный порог оказался пустой формальностью.

Если раньше со всех сторон кричали, опираясь на баллы ЦТ, что уровень подготовки выпускников снизился уже до критической отметки, то сейчас абитуриенты и педагоги не понимают, откуда берутся высокие баллы при очень скромных знаниях, и почему для тех, кто претендует на максимум, любая ошибка стоит очень дорого.

— Есть мысль, что новая методика недооценивает хорошо подготовленных абитуриентов. Считаю, что такое мнение некорректно, — отвечал на упреки директор Республиканского института контроля знаний Юрий МИКСЮК. — Раньше чем больше абитуриентов знали какой-то раздел учебной программы и, соответственно, решали задачу из него, тем меньший вклад в общий тестовый балл вносила такая задача, а ценность заданий, с которыми справлялись все, приближалась к нулю, и фактически эти знания не оценивались и не учитывались. Теперь каждому заданию присваиваться первичный балл, который известен заранее. Тот, кто получает больше первичных баллов, имеет и больше тестовых.

Создатели новой системы подсчета баллов решали одновременно две проблемы. Первая — внедрение методики, которая давала бы оценку знаний в абсолютной величине, то есть стала бы более объективной. Прежняя рейтинговая методика не позволяла сопоставить уровень знаний, продемонстрированных абитуриентам на ЦТ, с его школьными знаниями. А новая методика, по их мнению, позволяет снять психологический барьер, возникающий у абитуриентов после получения низких баллов. Ранее 20–30 баллов, полученных на ЦТ, были рейтинговой оценкой за выполнение теста и не отражали реальный уровень знаний абитуриента.

Теперь никто не может получить меньше первичного балла. Методика направлена на то, чтобы оценить полноту знаний: чем больше заданий выполняет абитуриент, тем больше баллов он набирает.

— Надо отметить, что шкала подсчета баллов не является линейной, — объясняет Юрий Миксюк. — Можно трактовать это с точки зрения спорта: последние метры перед финишем самые ценные.

Критику по поводу возможности угадывания правильных ответов организаторы ЦТ считают не совсем объективной, хотя и соглашаются, что такая вероятность все еще сохраняется.

— Мы проводим определенную работу, чтобы уменьшить такую возможность, — говорил журналистам Юрий Миксюк. — Так, в части А, где предлагаются задания закрытого типа с вариантами ответов, увеличили количество дистракторов с четырех до пяти по ряду предметов. Но отказаться полностью от закрытых заданий мы не можем: они используются во многих странах мира и дают возможность за короткое время проверить знания абитуриента по широкому кругу вопросов и тем. Но набрать большое количество баллов за такие задания невозможно.

Тесты и функциональная образованность

Надо заметить, что после распада Советского Союза все его бывшие республики начали внедрять независимые процедуры экзаменов. Причиной стали непрозрачная система вступительных испытаний в вузы, субъективность при проведении выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузы, коррупция и «серые схемы» для поступления... Все были нацелены на объективную сертификацию достижений. Правда, для того чтобы обеспечить информационную безопасность, каждая страна разрабатывает свои подходы и применяет свои организационно-технологические приемы при проведении национальных экзаменов.

В России с 2009 года основной формой итоговой аттестации выпускников школ и вступительных испытаний в вузы является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Для российских выпускников ЕГЭ по русскому языку и математике — обязательный, остальные предметы сдаются по желанию в неограниченном количестве.

На выходе из школы математику на ЕГЭ можно сдавать на базовом и профильном уровнях. Если абитуриент собирается поступать на специальность, где математика — главный предмет, он должен осилить профильный тест.

Единый государственный экзамен, как и ЦТ, состоит из двух частей. Первая содержит задания закрытого типа, где нужно указать цифру или записать короткий ответ (заданий с выбором ответа нет). А во второй части нужно дать развернутый ответ. По русскому языку и литературе пишется сочинение. В тестах по математике, информатике, химии, биологии, географии и физике расписывается решение задач. В ЕГЭ по истории и обществоведению абитуриенты подробно отвечают на вопросы. Вторая часть в тестах по иностранным языкам — это проверка речи. Кажется по желанию. Во время ответа ведется аудио- и видеозапись.

Весь процесс сдачи экзамена — с момента прихода детей в аудиторию до их выхода — фиксируют камеры, позволяющие отслеживать все возможные нарушения.

Задания с развернутым ответом проверяют два эксперта: если их оценка задания не сходится, то они ставят балл в пользу участника экзамена. Если расхождение в оценке серьезное, то работу проверяет третий эксперт.

На тестирование делают ставку Литва, Украина, Молдова, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан.

В Армении учащиеся после окончания школы для поступления в вузы сдают тесты вроде единого государственного экзамена в России. Предметы имеют два уровня — А и B. Если для поступления не нужна определенная учебная дисциплина, пройти школьное испытание по ней разрешается на уровне А. Но если она необходима, придется одолеть оба уровня. В большинстве случаев выпускники сдают три экзамена, иногда — два. Абитуриенты филфака, например, преодолевают два единых государственных экзамена, а уже в университете устно проверяют их знания по литературе.

В тестах используются только технологические задания, которые проверяются сканированием бланков ответов: задания на выбор из четырех приведенных вариантов, задания с кратким однозначным ответом (цифрой) и так называемый букет утверждений (из них нужно выбрать один из вариантов «точно», «неправильно», «не знаю»).

Несмотря на то, что часть А тестов эквивалентна тесту выпускных экзаменов, то есть, обслуживает сертификационные цели средней школы, весь тест (уровни А+Б) направлен на селекцию и предназначен в первую очередь для проведения отбора в вузы. Поэтому для части Б выбираются задания с большей способностью к ранжированию. Экзамен длится 2,5–3 часа в зависимости от предмета.

В Казахстане к 2016 году результаты Единого национального тестирования (ЕНТ) использовались для итоговой аттестации в средних школах, но с 2017 года стали применяться только для поступления в вузы. До 2016 года в рамках Единого национального тестирования оценивались только предметные знания абитуриентов. Но в 2017 году произошло несколько важных изменений — одновременно с предметными знаниями стали оцениваться математическая образованность и понимание текстов. Включение в содержание тестов заданий на проверку функциональной образованности было связано с общей политикой модернизации школы.

А что у вас... с вербальным мышлением?

А как отбирают молодежь для обучения в вузах в дальнем зарубежье?

В Японии для поступления в ВУЗ выпускник должен пройти два тура испытаний. Первый — (Unіvеrsіtу Еntrаnсе Сеntеr Ехаmіnаtіоn, UЕСЕ) - централизованный, сдается почти за полгода до поступления. Эти экзамены обязательны во все государственные вузы. Они представляют собой тестирование и проводятся по 12 предметам. Количество экзаменов определяется требованиями выбранного вуза. Второй тур экзаменов проводится университетами. Они сложнее национальных и разрабатываются специалистами высшего учебного заведения.

Для поступления в вузы Израиля ученики сдают психометрический экзамен, результаты которого считаются действительными еще семь лет! Принимать в нем участие можно сколько угодно раз, но между попытками его сдать должно пройти не менее полугода. Экзамен представляет собой тесты по трем направлениям: вербальное мышление, количественное мышление (оцениваются математические способности) и английский язык.

Одна из самых сложных систем отбора выпускников школ в колледжи и университеты — в США. Там нет единых программ обучения и национальных экзаменов, а измерителем содержания образования выпускников старшей средней школы является количество изученных курсов, ориентированных на подготовку в университет. Самые известные и распространенные экзамены в США, которые могут учитываться при поступлении в ВУЗ, — это тесты ЅАТ (Sсhоlаstіс Асhіеvеmеnt Tеst) и АСТ (Аmеrісаn Соllеgе Tеstіng). В них входят задания из нескольких областей знаний.

В большинстве стран на экзаменах применяются различные формы проверки знаний: задания с выбором ответа, с кратким ответом (заполнением формы) и с развернутым ответом. В европейских странах преимущественно используются последние две формы. Только в США задания с выбором ответа составляют более половины экзаменационной работы.

Замечания и предложения об изменении правил поступления в ВУЗ можно отправлять на электронный адрес іnfomіnedu@unіbel.by с пометкой «изменение формата вступительной кампании», а также при помощи специально созданного бота в Telegram.

Но ответов на замечания и предложения не будет, предупреждают в Министерстве образования. Они будут рассмотрены межведомственной рабочей группой по разработке новой редакции правил приема в учреждения высшего и среднего специального образования.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Шоколадные желания по-белорусски. Корреспондент «Звязды» побывала на одной из кондитерских фабрик страны

Шоколадные желания по-белорусски. Корреспондент «Звязды» побывала на одной из кондитерских фабрик страны

Чтобы посмотреть, что здесь готовят к празднику и какими сладкими новинками собираются удивлять белорусов.

Общество

Сберечь детство, или Как сегодня борются с педофилией

Сберечь детство, или Как сегодня борются с педофилией

За десять месяцев текущего года сотрудники милиции выявили более 600 преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних.

Общество

Школа — пространство для диалога. Почему на тему буллинга можно и нужно высказываться вслух

Школа — пространство для диалога. Почему на тему буллинга можно и нужно высказываться вслух

Республиканский центр психологической помощи подготовил для педагогов рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций.

Экономика

Великая китайская финансовая стена

Великая китайская финансовая стена

Китай, который первым в мире нанес сокрушительный удар по пандемии коронавируса, закрепил этот успех финансовыми показателями, уже во втором квартале этого года вернувшись к динамике уверенного экономического роста.