Вы здесь

«Зимовка в Антарктиде — особый случай». Восемь месяцев в году оказать помощь на ледяном континенте никто не сможет


В НАН Беларуси дан торжественный старт 13-й Белорусской антарктической экспедиции. В этом году на ледовый континент отправятся десять участников: как специалисты, которые уже побывали в Антарктиде (пять человек), так и новички. Членов экспедиции ждет нелегкая работа по наращиванию строительства собственного дома на берегах Антарктики — Белорусской антарктической станции «Гора Вечерняя», а также по проведению научных исследований в рамках государственной программы по изучению Антарктики.


20 октября члены 13-й Белорусской антарктической экспедиции выедут в Санкт-Петербург. Туда же будут отправлены экспедиционные грузы. Из Санкт-Петербурга на борту российского судна белорусские полярники направятся в Антарктику. С декабря до середины февраля, то есть 2,5 месяца, на Южном полюсе Земли будут проводиться научные исследования и работы по развертыванию амбулаторно-хирургического модуля станции. Возвращение белорусских полярников на родину планируется в первой половине марта.

А накануне бессменный руководитель всех белорусских антарктических экспедиций Алексей Гайдашов рассказал в интервью корреспонденту БелТА о планах по строительству инфраструктуры, научных исследованиях, принципах отбора и быта полярников, а также о том, когда планируется перейти к круглогодичным исследованиям. В сокращенном варианте приводим самые интересные вопросы и ответы.

От спартанских условий — к комфорту

— Алексей Александрович, как Беларусь приступала к исследованию Антарктики? Чего удалось достичь за прошедшие годы?

— Наша страна присоединилась к Договору об Антарктике в 2006 году. Долгое время после этого мы работали фактически в полевых условиях. Российская сторона предоставила в безвозмездное пользование несколько сооружений, сохранившихся со времен советских антарктических экспедиций. Они были довольно ветхие, со щелями, старой поломанной мебелью, там было темно, холодно и сыро. Хорошо прожечь помещение не было возможности: дизель-генераторы оказались слабы. Не было необходимых санитарно-гигиенических условий. Мылись водой из чайника, готовили на небольшой газовой плитке на две конфорки с маленькими баллончиками. Что касается нашей работы, мы в основном делали измерения, собирали пробы и образцы, чтобы привезти их в Беларусь, потому что не могли провести на месте даже их предварительную обработку из-за отсутствия научных лабораторий.

Несмотря на то, что долгое время пришлось работать в суровых условиях, энтузиазм не пропал. Мы шли вперед шаг за шагом. В 2013 году правительство, Национальная академия наук, Минприроды по согласованию с Минфином утвердили план строительства Белорусской антарктической станции. Два года разрабатывалась документация, велись подготовительные работы. Первый объект появился в 2015 году — модуль управления связи и навигации.

А сегодня первая очередь строительства станции позволяет размещать до 11–12 человек личного состава экспедиции. У каждого есть отдельное жилое помещение, пусть и небольшое, но уютное, с системой обогрева и вентиляции. Есть отдельный санитарно-гигиенический модуль. Имеются современные научные лаборатории по таким направлениям, как физика атмосферы, биология. Есть гидрометеорологическое бюро: его приборное оснащение позволяет дистанционно измерять основные параметры природной среды Антарктики — скорость и направление ветра, относительную влажность и температуру воздуха. Причем все сведения сразу обрабатываются и пересылаются на Большую землю. Это важно в том числе для обслуживания полетов антарктической авиации, морского судоходства.

— А как сейчас выглядят основные сооружения Белорусской антарктической станции?

— В служебно-жилом модуле управления связи и навигации, который мы построили первым, расположено метеорологическое бюро, навигационное оборудование, аппаратура для связи как по Антарктиде, так и с Большой землей, авиацией, морскими судами. Второй объект — восьмисекционный лабораторно-жилой модуль, формирование которого мы завершили во время 12-й экспедиции. Там есть научные лаборатории, жилые помещения, технологический модуль контроля за электроэнергией, санитарно-гигиеническая секция с душевыми, стиральными машинами, секция-сауна с комнатой отдыха, амбулатория-медпункт с современным контрольно-диагностическим, физиотерапевтическим оборудованием. И еще одна секция — операционно-хирургический блок, оснащенный по самым современным требованиям медицинского обслуживания. Оборудование позволяет проводить в случае необходимости сложные хирургические вмешательства.

К сожалению, по логистическим причинам медицинские конструкции пришли только в конце сезона. Мы их разгрузили и вынуждены были уже эвакуироваться, уходить на Большую землю. Поэтому медицинский объект пока остается законсервированным. Задача следующей экспедиции — развернуть его, смонтировать, проверить и ввести в эксплуатацию оборудование.

Свой «дом культуры»

— Планируется ли в ближайшие годы продолжать строительство?

— Да, формирование белорусской антарктической станции нельзя считать завершенным. В планах — следующий этап пятилетней государственной программы. Предусмотрено дальнейшее развитие инфраструктуры. Например, нужны кают-компания и камбуз — не только для приготовления и приема пищи, но и для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Там все смогут собраться, провести вместе вечер, поговорить, отдохнуть. В антарктических условиях это будут не только кухня и столовая, но и своего рода дом культуры. Разместим там библиотеку, видеотеку, настольные игры.

В следующей пятилетке у нас должна появиться i геофизическая обсерватория. Там будет и лаборатория, и место для проживания двух сотрудников. В обсерватории разместим геофизическое оборудование, в том числе сейсмограф, который будет отслеживать подземные колебания в Антарктике и за ее пределами.

— Белорусскую станцию в этом сезоне посетила международная инспекция Договора об Антарктике. Как зарубежные эксперты оценили работу белорусских полярников?

— Инспекция изучала у нас вопросы безопасности, экологии, энергоснабжения, водоснабжения, безопасности транспортных средств, связных коммуникаций, в том числе спутниковых, организации научных исследований. Проводилась комплексная, непредвзятая, объективная проверка. По результатам инспекции нам сказали, что белорусская антарктическая станция является лучшей из 12 проинспектированных этой группой в сезон 2019–2020 годов. Инспекторы подчеркнули высокую степень экологической безопасности, технологичность, широкое использование альтернативных источников энергии, оснащение энергоэффективным оборудованием, безопасное и эффективное оборудование жизнеобеспечения.

Очень высокие отзывы получила научная составляющая: приборная база, комплексы, те виды научных программ и наблюдений, которые реализуются Белорусской антарктической экспедицией.

Инспекторы беседовали с каждым полярником отдельно. Затем, делясь впечатлениями, они подчеркнули, что на станции работает очень квалифицированный персонал, царит образцовая дисциплина.

Новички и «ветераны»

— Белорусские полярники по госпрограмме работали в Антарктиде только в летний сезон. Когда планируете остаться на зимовку?

— Переход к зимовочным мероприятиям по объективным причинам в ближайшие год-два не рассматривается, пока не стабилизировалась общемировая транспортно-логистическая ситуация. Было бы авантюризмом сейчас оставаться на зимовку не понимая, что будет через полгода или год, как возвращать людей, как их обеспечивать, как менять состав экспедиции. Мы приняли решение пока проводить только сезонные экспедиции.

Показательно, что каждый год в составе очередной экспедиции есть специалисты, которые уже бывали в Антарктике и хотят поехать снова. Например, в составе 13-й экспедиции будет пять опытных полярников. Это очень важно. Новичка научить достаточно сложно: он может быть суперпрофессионалом на Большой земле, но в Антарктиде очень много нюансов, сложностей, особые условия для жизни. С каждым приходится работать индивидуально. Все полярники, участвовавшие в белорусских антарктических экспедициях, у нас на вес золота, ведь они знают, куда и зачем едут, как там себя вести и как работать.

— В зимовочную экспедицию вы будете брать только опытных полярников?

—- Так не бывает, чтобы не было новичков. 50 % специалистов с опытом работы в Антарктике — как правило, оптимальное количество для того, чтобы стабильно отработал весь коллектив. Зимовочная экспедиция не предусматривает расширенного состава, так как некоторые виды научных наблюдений во время антарктической зимы не проводятся. В будущем мы планируем, что в период проведения сезонных работ на Белорусской антарктической станции будет работать 14–15 человек, а на зимовку оставаться 10–11.

Зимовка — это особый случай. Восемь месяцев в году оказать помощь в Антарктике никто не сможет: самолет не прилетит и корабль не придет. В течение сезонной экспедиции в случае каких-то форс-мажорных обстоятельств можно решить вопрос эвакуации больного, доставить запчасти, если что-то вышло из строя. Но когда начинаются зимовочные мероприятия, рассчитывать можно только на то, что привезли, и на людей, которые рядом. На зимний период требуется фиксированный состав, компактный, минимально необходимый с точки зрения эффективности выполняемых работ и безопасности. Это технические специалисты по жизнеобеспечению и научные сотрудники для выполнения круглогодичных научных программ.

За 15 лет мы наработали опыт и кадры. Но нужно понимать, что никогда серьезные проекты и объекты не вводятся сразу в эксплуатацию для широкого использования, будь то станции метро или полеты в космос. Сначала все многократно отрабатывается и тестируется. Так и в нашем случае. Сначала нужно провести пилотную зимовку с участием преимущественно технических специалистов. Пусть там будет всего один-два научных сотрудника, но обязательно должны быть технари — каждый по своему направлению. В течение этой изоляции нужно проверить все системы и убедиться, что все безопасно. А если что-то не так, вернувшись назад, сделать работу над ошибками. Только после этого можно будет говорить о начале непрерывного цикла круглогодичных зимовочных мероприятий в Антарктиде.

В состав Белорусской антарктической экспедиции (БАЭ) сезона 2020–2021 годов вошли научные сотрудники НАН Беларуси (Республиканского центра полярных исследований, Института физики, НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам, Института прикладной физики, Института природопользования), БГУ (Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы) и других организаций страны: Алексей Гайдашов — руководитель экспедиции; Владимир Нестерович — начальник сезонной полевой базы; Павел Ростов — Главный специалист-механик; Егор КОРЗУН — ведущий специалист (биолог-эколог); Сергей Лютый — ведущий специалист, ответственный за питание; Владислав БАЗЫЛЕВИЧ — ведущий специалист (физика атмосферы); Леонид Никитюк — врач высшей категории, хирург-анестезиолог; Сергей Зубрицкий — ведущий специалист (электрик-энергетик, специалист по средствам связи); Павел Шаблыко — ведущий специалист-геофизик; Николай Зинькевич — ведущий специалист-программист.

Подготовила Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.