Вы здесь

Лев Клейнбарт. Человек, открывший для читательской публики Янку Купалу и Сергея Есенина, Родился в Копыле — в доме, который сохранился до наших дней


В начале XX века публицист, критик и журналист Лев Клейнбарт был влиятельной личностью среди творческой интеллигенции Петербурга. Он издавал авторитетный в литературных кругах журнал «Темы жизни», в его доме собирались прогрессивные люди того времени, биографии и творческое наследие которых сегодня изучают в школах и вузах. А молодые поэты и писатели знали: Если Клейнбарт напишет о тебе — «проснешься знаменитым».


Семья Клейнбартов. Лев — крайний справа.

В наши дни вряд ли (если ваше образование не связано с литературой) вам будет знакомо имя Льва Клейнбарта. Собственно говоря, в Копыльском районе туристу есть что посмотреть и кроме старого одноэтажного дома, где некогда родился публицист Клейнбарт. Копыль — один из древнейших городов нашей страны, его улицы и окрестности богаты архитектурными памятниками и достопримечательностями, а прошлое — странными историями, подтвержденными документально, и прекрасными легендами, в которые хочется верить... Но мы сегодня расскажем именно об этом доме и людях, связанных с ним. Во-первых, потому, что в этом году 15 октября исполнилось 145 лет со дня рождения Льва Клейнбарта. А во-вторых — потому, что вклад этого человека в развитие и белорусской, и русской культуры сложно переоценить. Именно с его легкой руки в 1910 году был издан один из первых сборников молодого и тогда еще мало известного поэта Янки Купалы: обладая уникальным литературным «чутьем», Клейнбарт первым понял, что этому юному поэту в дальнейшем суждено стать одним из столпов нашей литературы. И именно Лев Клейнбарт разглядел талант в «юном желтоволосом парне с Рязанским говорком» и в 1916 году издал первый сборник Сергея Есенина «Радуница».

Путевка в литературу

С Янкой Купалой весной 1910 года Льва Клейнбарта познакомил земляк публициста, Тишка Гартный, писатель и государственный деятель.

— Копыль и окрестности — родина многих известных литераторов, — рассказывает директор Копыльского краеведческого музея Валентина Шуракова. — На Копыльщине родились более 50 известных писателей, среди которых — Кузьма Черный, Николай Федорович, Адам Русак, классик еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорым. Ну, а Тишка Гартный начинал свою трудовую деятельность как раз в том здании, где сегодня находится наш музей. Тогда в этом доме располагалась кожевенная мастерская, которую он описывает в своем «Дневнике кожевника». Из этого здания он вышел в большую литературу. И вернулся на малую родину, образно говоря, уже только памятником. В 2000 году на собранные горожанами средства возле музея был установлен памятник Тишке Гартному — единственный в Беларуси.

Так вот именно Тишка Гартный, отмечает собеседница, впервые привел Янку Купалу в дом известного литературного критика Льва Клейнбарта. И публицист увлекся стихами молодого поэта. Завязалась переписка — критику хотелось больше узнать о таланте, который он открыл.

«Я отдал дань времени и увлекся, что называется, символистами — Андреевым, Сологубом и другими, из польских — Пшибышевским. Из зарубежной литературы: Байрон, Шекспир, Шиллер, Сервантес («Дон Кихот»), Гауптман, Гамсун («При воротах царства») и (автор выскочил из памяти) — сочинения его «Бранд», «Строитель Сольнес», «Женщина из моря», — пишет Купала Клейнбарту о своем литературном вкусе. Кстати, это письмо стало первой известной автобиографией поэта.

Усадьба Клейнбартов. Наше время.

Встреча положила начало дружбе и переписке длиною в жизнь. Позже Клейнбарт напишет воспоминания о Купале «Встречи»: работа, которая, по оценкам современных литературоведов, внесла неоценимый вклад в научное изучение биографии Купалы. Клейнбарт, как пишут исследователи его творчества, видел в лице Купалы центральную фигуру Белорусского национального-освободительного движения, считал Купалу глубоко народным, национальным поэтом. В лице Клейнбарта Купала имел одного из своих самых значительных биографов и исследователей творчества.

Интересные воспоминания оставил Клейнбарт и о своих встречах с Сергеем Есениным. Вот какой запомнилась критику первая встреча с будущим классиком: «Синие глаза, в которых было больше блеска, чем тепла, заулыбались. Во всем, что он говорил, было какое-то невнятное молодое чувство, смутная надежда на что-то, которая сливалась с молодым воздухом лета. Читал он нараспев, не глядя на меня, как читают припевки. Читал и сам прислушивался к ритму своих стихов. У молодых его стихах была какая-то травяная свежесть». Именно благодаря Клейнбарту Сергей Есенин был принят в литературные круги Петербурга.

— Лев Клейнбарт считал себя выходцем из народа, поэтому свою судьбу видел в том, чтобы поддерживать поэтов из народа. Он старался дать им путевку в жизнь, в литературу, — говорит Валентина Шуракова.

 

«Молодая Беларусь»

Кстати, Лев Клейнбарт был близко знаком с Лениным. В одну из их встреч вождь мирового пролетариата заинтересовался родными местами публициста, и Клейнбарт рассказал Ильичу о Копыле — где находится и чем живет его родной город. «Увидев на моем столе конверт со штемпелем “Копыль”, Ленин долго расспрашивал меня о нем...», — писал Клейнбарт в своих воспоминаниях.

Лев Клейнбарт считал себя выходцем из народа, но на самом деле таковым не был — он был сыном состоятельного человека. В те времена, благодаря черте оседлости, население Копыля на 60% было еврейским — по сей день в городе сохранилось 11 зданий старинной еврейской застройки. Отец издателя, Наум Клейнбарт, получил образование в Швейцарии, был известный на всю округу врач и меценат. Организовал и возглавил городское пожарное общество, основал ямскую почту. В студенческие годы Наум принимал участие в революционном движении, был народовольцем. В отцовской библиотеке были журналы  «Отечественные записки», «Слово», произведения Щедрина и Некрасова. Все дети в семье Клейнбартов — не только сыновья, но и дочери — получили прекрасное образование. Старший брат Льва Марк окончил Киевский коммерческий институт. Ну, а младший уехал учиться в Петербург и после окончания Петербургского университета стал литературным критиком, публицистом и журналистом. Его перу принадлежит около двух десятков книг. А также монументальная работа «Молодая Беларусь», изданная в 1928 году. Советский публицист Владимир Бонч-Бруевич пишет об этой работе: «Книга Клейнбарта, содержащая очерки развития белорусской литературы с 1905 года до наших дней, собрала огромный материал. Это первая книга, которая дает широким кругам русских писателей возможность познакомиться со всеми течениями и этапами современной белорусской литературы».

 

— Кстати, в нашей национальной библиотеке этой книги нет — она была утеряна. А в фондах Копыльского краеведческого музея находятся два экземпляра «Молодой Беларуси», — говорит директор музея.

Ста­ра­жыт­ныя бу­дын­кi ХІХ ста­год­дзя «ак­тыў­на ўклю­чы­лi­ся»  ў су­час­нае жыц­цё.

Усадьба в центре Копыля

Долгое время старое здание в центре Копыля не привлекало внимания местных краеведов. Судьба дома была ничем не примечательна: здесь находился райисполком, отделение милиции, позже — музыкальная школа. Но в 1986 году в Копыльский краеведческий музей вошла незнакомая женщина. «Наталья Николаевна Самохина», — представилась она. И показала директору музея дореволюционную фотографию, на которой — брат Льва Клейнбарта Марк на фоне родительского дома. Гостья из Москвы, троюродная племянница Марка Клейнбарта, хотела найти дом, который можно было увидеть на этой фотографии.

Той са­мы ста­ра­жыт­ны фо­та­зды­мак.  Марк Клей­нбарт на фо­не до­ма  сва­iх баць­коў у Ка­пы­лi.

Это же здание с того же ракурса спустя столетие. Директор Копыльского краеведческого музея Валентина Шуракова рассказывает его историю.

— Мы ходили по старой части Копыля и искали это здание, — говорит Валентина Шуракова. — И мы его нашли! Позже делегация музея отправилась в Киев, где нас ждала Клара Перельман, жена Марка Клейнбарта. Она передала в музей часть семейного архива. Так усадьба Клейнбартов в Копыле стала приобретать историю, а в судьбе ее обитателей уменьшилось количество «белых пятен».

В эти дни здание было выставлено на аукцион, и вскоре, вероятно, старинная усадьба получит новых хозяев. В следующем году Копыль примет День белорусской письменности. Сотрудники музея надеются, что по этому поводу в усадьбе Клейнбартов появится мемориальная доска.

Диана РОНИНА

Название в газете: Дом з гiсторыяй

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.