Вы здесь

Призраки белорусских стен. Балы в разрушенном замке


За каждой, даже самой странной, легендой скрываются реальные факты... Но иногда такую связь приходится долго изыскивать.

Вот, например, почему в одном из самых таинственных замков Беларуси — в Смолянах в Оршанском районе — народная фантазия поселила призрак королевы Боны?


Сегодня от замка осталось немного, но руины на берегу реки Дерновка выглядят очень готично.

Так вот, говорят, что темными осенними ночами, когда от Дерновки поднимается туман, откуда-то из-под земли звучит музыка, в окне уцелевшей башни замка загорается свет, и на этом фоне видно темный силуэт женщины. Якобы «она» и есть королева Бона Сфорца, которая приезжала сюда по подземным ходам, таких широких, что там мог проехать экипаж, запряженный тремя лошадьми.

Самое удивительное, что замок был построен после смерти королевы Боны, в первой половине XVІІ века тогдашними владельцами Сангушками. Единственная связь — Смоляны несколько лет принадлежали Королеве, после того как умер Илья Острожский, хозяин смолян, полученных его отцом, великим гетманом Константином Острожским, в награду за славную битву под Оршей. Потом королева по просьбе своего мужа, Сигизмунда старика, подарила смоляной Андрею Курбскому, перебежчику из Московии, который известен нам по эмоциональной переписке с бывшим сюзереном Иваном Грозным. Курбский жить в Смолянах побоялся-это не так далеко от русских земель, а царь аж горел отомстить предателю. Поменялся с Симоном Сангушко на его украинские владения — Ковель. В память об этом Сангушка назвал свой замок в Смолянах Белый Ковель.

Чем же королева-итальянка так привлекла местных жителей, что те и спустя столетия не забыли ее, поселив именно Боны Сфорцы Призрак в Белом Ковеле, который она никак не могла посещать?

ВИЛКИ, САЛАТ И ОТРАВА

Сначала давайте вспомним, кто такая Бона.

Джованни Бальтрафио. Портрет Боны Сфорца.

Польскому королю Сигизмунду и был срочно нужен наследник. Его жена, Барбара Запольянка, умерла, не родив сына. И начался большой обзор невест со всей Европы. Конечно, по портретам. Представительница чрезвычайно богатого итальянского рода Сфорца монарху понравилась: гожая, голубоглазая, с золотыми волосами. Правда, род славился многочисленными скандалами и склонностью решать проблемы с помощью яда и удара кинжалом в спину. Все решила зеленая туфелька волшебной Боны, которую передали королю: крохотная, изящная... Не может обладательница такой ножки быть чудовищем!

В Милан был отправлен представитель короля, придворный Станислав Остророг, заключивший «брак по представительству»: в нужных моментах заместитель жениха целовал себе пальцы и тихонько прикасался к невесте, чтобы и поцелуй состоялся, и целомудрие будущей королевы не пострадало.

Точно неизвестно, был ли Сигизмунд разочарован, увидев новую жену. В одном его однозначно обманули: невеста была старше, чем говорили — двадцать четыре года считались почтенным возрастом для женщины. Гожая, да, не зря Леонардо да Винчи рисовал ее этаким ангелком, но характер очень властный.

Новая королева привезла новые обычаи: научила подданных есть вилкой, ввела моду на платья с глубоким вырезом, на королевский стол начали подавать больше овощей — есть «траву» до сих пор считалось знаком бедности. В домах начали держать комнатных птиц, впервые появились попугаи. Ну и жесткой рукой королева устанавливала свое политическое влияние. На ее взгляд, муж-король очень распустил своих подданных: магнаты, особенно из Великого Княжества Литовского (а напомню, что его в основном составляли белорусские земли), именуемые в летописях Литвой, вели себя нагло — Радзивиллы, Гаштольды, Острожские были могущественны и жадны к власти. Кроме того, они постоянно враждовали между собой, и королю приходилось мирить, ублажать, чтобы не дать взяться ненужной войне. Более того — Бона узнала, что у нее есть соперница, а именно Анна Мазовецкая, сестра Юрия Радзивилла, прозвище которого было «Геркулес». Когда умер муж Анны Конрад Мазовецкий, Анна осталась регентшей при двух малолетних сыновьях — фактически королевой. Народ не любил чужеземку, которая к тому же завела наглого любовника, и чуть не погнал ее с трона. Тогда Анна предложила себя в качестве невесты овдовелому Сигизмунду старику, обещая принести в приданое Мазовию. Это был хороший вариант, но Сигизмунд колебался — не придавить ли его Радзивиллы? И женился на Бонне, чья родня была далеко. Сфорца испытывала нехорошее внимание Анны Мазовецкой и всех Радзивиллов... И в скором времени Анна умерла, а за ней — и двое ее сыновей. По всем признакам — отравление. Королева добилась, чтобы король отобрал у Юрия Радзивилла (своего, между прочим, друга) его гродненские владения и отдал ей. История сохранила угрозу Сфорцы Гаштольдам и Радзивиллам: «Не только на вас, но и на детей ваших того мстити буду и хочу».

Не в это ли окно замка Белый Ковель выглядит призрачная королева Бона?

Боно так воздействовало на короля, что произошло невероятное: ее сын в девять лет, при живом отце, был коронован. Тогда Сигизмунд I и получил придомок «Старый».

Обмен невестами

Отличная возможность прервать родовую вражду — браки. У Юрия Радзивилла Геркулеса имелось двое дочерей: Анна и Барбара. Анна с детства была помолвлена с сыном Альбрехта Гаштольда Станиславом, Барбара — с сыном великого гетмана Константина Острожского Ильей. Но когда дети подросли и настало время совершать магнатские браки, подросшие женихи заупрямились. Станислав Гаштольд обвинил Анну Радзивилл в том, что она женщина неподобающего поведения, и даже родила двоих внебрачных детей. А Илья Острожский (именно он и был владельцем Смолян) влюбился в придворную красавицу Беату Костелецкую и не хотел никакой другой.

Проблема заключалась еще и в том, что Беата Костелецкая была внебрачной дочерью короля — ее мать, Катажина Тельниченко, фаворитка Сигизмунда старика, родила королю троих детей, но король не решился жениться на недостаточно родовитой возлюбленной.

Юрий Радзивилл, обеим дочерям которого грозил позор, обратился в Королевский суд. Король предложил «соломоново решение»: поменять женихам невест. Об этом даже был издан специальный манифест — от 20 октября 1536 года. Против кроткой красавицы Барбары Станислав Гаштольд ничего сказать не мог. А вот Илья Острожский по-прежнему упорствовал. Мне приходилось читать версию, что Беате Костелецкой помогла «добрая королева Бона». Но более правдоподобной представляется версия, что вмешалась Катажина Тельниченко, попросившая короля о счастье для дочери. И именно король поспособствовал браку Беаты и Ильи и щедро откупился от разъяренного Юрия Радзивилла.

И вот 3 февраля 1539 года Илья Острожский и Беата Костелецкая были торжественно обвенчаны в Кракове в присутствии короля. А 19 августа того же года Илья Острожский умер. 19 ноября родилась его дочь Гольшка Острожская.

ТАИНСТВЕННАЯ СМЕРТЬ

Молодой, крепкий магнат, счастливый молодожен, столь внезапно, менее чем через полгода после свадьбы, умирает... Почему?

Читала версию, что во время его свадьбы был устроен рыцарский турнир, и сын Боны Сфорцы Станислав Август выбил Илью из седла, так что тот от полученных ударов не очнулся.

Известно, что 16 августа, за несколько дней до смерти, Илья написал завещание, где передавал все имущество нерожденному ребенку от Беаты.

Ясно, что перед смертью Острожский чувствовал себя больным. Но неужели все время после свадьбы и неудачного рыцарского турнира лежал больной и готовился умирать? Ну, если учесть дату рождения Гольшки Острожской, понятно, что свои обязанности как мужа Илья выполнял. А в исследовании историка Родиона Попеля я нашла сведения о том, что в Варшавском архиве Радзивиллов хранятся три письма князя Ильи Острожского, Брацлавского и Винницкого старосты, сына известного полководца князя Константина Острожского. «Два письма можно датировать 25 апреля и 2 мая 1539 г., третее было написано около 1540 г. Первое из них, кстати, было адресовано великому князю Сигизмунду I и сообщало об опасности татарских нападений». Как видите, Илья Острожский активно занимался политическими делами и умирать не собирался, переписываясь с почти что тестем, королем польским Сигизмундом (он же — великий князь литовский).

А вот слухи о том, что именно королева Бона Сфорца причастна к ранней смерти молодого магната, неуместно были живучи. Боно неистово боролась за власть для себя и своего любимого сына. Она не могла не опасаться, что Илья Острожский, чье имущество превышало имущество короля, женившись на его дочери, пусть внебрачной, возжелает возвести свой род на трон.

Кстати, очень скоро умер и муж Барбары Радзивилл Станислав Гаштольд, после чего Бона «присвоила» имущество вдовы умершего. И после смерти Ильи (видимо, пока еще не родилась законная наследница) забрала Смоляны.

Смерть молодого владельца и переход городка во владение убийцы — могло ли это так поразить горожан, чтобы стать страшной легендой? Наверное же, могло.

Впрочем, современники так демонизировали властолюбивую итальянку, что доходило до абсурда. Например, утверждали, что она имела гарем из двадцати семи любовников. И когда король узнал об этом и приказал их наказать, только третьему и девятому из списка удалось спастись. Поэтому третий и девятый тост всегда пьются за любовь.

Ну так сама Бона в свое время отдала приказ напечатать пасквилей про нелюбимую невестку, Барбару Радзивилл, где приводился еще более внушительный список мнимых любовников Варвары, вплоть до садовника.

Бона обрела свой ад. Однажды потеряла беременность во время неудачной охоты. Потеряла привязанность любимого сына, когда тот полюбил Барбару, вдову Станислава Гаштольда. Пришлось бежать в Италию, прихватив двадцать четыре телеги, нагруженные сундуками с золотом и одеждой, мебелью, коврами, фарфоровой. А на родине Бона сама была отравлена своей камеристкой и врачом и приняла беспомощную и одинокую смерть в итальянском городе Бари. Говорят, за ее отравлением стоял испанский король, который не желал отдавать изгнанной королеве одолженные у нее деньги.

Конечно, за давностью мы не можем точно сказать, как на самом деле умер Илья Острожский. Но темными осенними вечерами не зря же всматривается в нас призрак королевы в башне Смолянского замка.

Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Фото из открытых источников

Название в газете: Балі ў разбураным замку

Выбор редакции