Вы здесь

Бездетные по собственному желанию. ​Во всем ли они неправы?


Дословно английское слово «чайлдфри» переводится как «свободные от детей». Так во всем мире называют себя люди, которые сознательно решили не становиться родителями.

Позиция отказа от этой, казалось бы, заложенной в каждом потребности вызывает волну осуждения — на форумах, где собираются чайлдфри, всегда можно встретить хейтеров, которые обвиняют «свободных от детей» в эгоизме, потребительском отношении к жизни и вообще во всех смертных грехах. Но почему некоторые люди приходят к такому решению? И что обо всем этом думают психологи?


Откуда они взялись

Приверженцы философии чайлдфри — представители самых разных профессий, с разным жизненным опытом и уровнем образования. Подобные взгляды на вопрос деторождения могут выражать как юные парни и девушки, так и взрослые женщины и мужчины, как люди очень обеспеченные и успешные, так и те, кто всю жизнь балансирует на краю финансовой пропасти, как обладатели дипломов престижных вузов, так и те, кто с трудом закончил общеобразовательную школу.

Существует стереотип, что в подобные сообщества в сети объединяются несчастные, одинокие, психически нездоровые личности, которые ненавидят всех вокруг.

— Прежде всего, далеко не все чайлдфри социофобы, которые проводят свой век в одиночестве, в пустой квартире перед монитором компьютера. Это могут быть активные жизнерадостные люди, часто они образуют пары и даже регистрируют браки с теми, кто разделяет их взгляды, — говорит семейный психолог Екатерина Алехина. — Ну, а процент психических отклонений среди тех, кто придерживается философии «свободы от детей», не выше и не ниже, чем среди людей, являющихся родителями.

Философия чайлдфри — отнюдь не порождение третьего тысячелетия, ее возраст — почти сто лет. Более того, чайлдфри — не производная «сытых» времен, эпохи эгоизма и потребительства, здесь хейтеры не правы. Все как раз наоборот. Как пишут социологи, исследовавшие этот вопрос, идея «свободы от детей» впервые сформировалась в конце сороковых годов богатого на потрясения прошлого века как ответ на две мировые войны. А приобрела множество поклонников после сбрасывания бомб на Хиросиму и Нагасаки. Суть ее была такой: человеческая жизнь обесценена, а значит, не стоит рожать детей: все равно в этом нет никакого смысла. В странах бывшего Советского Союза движение чайлдфри нашло последователей позже, в 1990-х также в ответ на социальные потрясения и обесценивание человеческой жизни. Подсознательный эмоциональный посыл был почти такой же: «Мир — опасное, враждебное человеку место, и приводить в него детей — жестоко». Ну, а развитие сферы контрацепции упростило воплощение идеи в жизнь.

В наши дни, прежде чем задумываться о потомках, ответственные молодые люди часто стремятся добиться определенного материального положения, «встать на ноги», чтобы иметь возможность дать своему ребенку достойные условия жизни. Получается это далеко не у всех, но в любом случае попытка «подняться наверх» требует времени и усилий. Возраст деторождения у женщин ограничен, и если он истек, остается небольшое количество вариантов: экстракорпоральное оплодотворение (дорогое и не всегда дает результат), усыновление (к которому готова не каждая) и та самая философия чайлдфри как способ принять то, что невозможно изменить.

Еще одна глобальная предпосылка — свобода выбора, которая есть у современной женщины в большинстве стран мира. Пути и способы самореализации у каждой конкретной представительницы прекрасного пола могут значительно отличаться от традиционных «добрая мать» и «прекрасная хозяйка» — возможно, ввиду особенностей ее характера ей просто нужен «другой пьедестал почета». И это ее право, тем более что общество в наше время без агрессии или унизительного жалости относится к женщинам, которые по тем или иным причинам не стали матерями.

Что говорят психологи

На вопрос «Они вообще нормальные?» психологи отвечают: да, такое убеждение может быть вариантом нормы. Но только в том случае, когда на всех трех уровнях — ума, эмоций и поведения — эта тема для женщины не является «пунктиком», к которому она возвращается снова и снова. Если это вариант нормы, женщина способна логически объяснить свое решение. У нее нет переживаний, проявлений агрессии, негативных эмоций, когда она слышит вопрос: «Есть ли у вас дети?» Или: «Почему у вас все еще нет детей?» Ее не раздражают беременные и мамы с колясками. Она сделала свой выбор.

Кстати, у тех, чей выбор осознан, чаще всего нет необходимости ходить на форумы и вступать в сообщества чайлдфри.

— Наоборот, участие в таких группах может стать решением неосознанной, подавленной агрессии. Если человек не полностью уверен в правильности своего выбора, он нуждается в подтверждении: «Так же, как я, думают и другие, мои идеи разделяет множество людей». Иногда агрессивное нежелание становиться матерью, например, может иметь в основе сильное желание родить ребенка, который никак не может воплотиться в жизнь, — говорит специалист. — Причиной могут быть неудачи в выстраивании отношений с противоположным полом, проблемы со здоровьем или (очень часто у молодых девушек) страх не справиться, не обеспечить ребенка в силу недостаточности финансовых ресурсов. Кстати, нередко бывает, что восемнадцатилетние чайлдфри в тридцать становятся заботливыми мамами и папами, что очень любят своего ребенка.

Но вернемся к причинам выбора «свободы от детей». Их множество, отмечают специалисты. Например, так называемая «бикарьерная семья», где и муж, и жена нацелены в первую очередь на решение профессиональных и карьерных задач. Или детский опыт девушек, выросших в деструктивных семьях с эмоционально неприемлемыми отношениями между родителями и детьми. Это может быть неполная родительская семья, где мама «положила жизнь» на то, чтобы вырастить детей. Или слишком строгое воспитание с множеством запретов. Или отсутствие доверчивых отношений с мамой. Все это становится теми факторами, которые подталкивают женщину к решению не иметь собственных детей. «Мое детство не было счастливо, и я не хочу возвращаться к нему даже в другой роли, в роли матери» — так можно определить установку, которую формулирует женщина в этих случаях.

Что касается мужчин, которые решили не иметь детей, психологи говорят о «синдроме старших сыновей». Это происходит, когда с рождением младших старшему отказывают в праве быть ребенком: «Ты уже большой», «Ты старше, ты должен смотреть за младшими, помогать им, защищать их», «Ты будешь делиться с ними игрушками и сладостями» и т. д. В этом случае будущий мужчина формулирует установку: «Младшие в семье — это те, с кем придется делиться своей уникальностью». И он решает не иметь детей, чтобы получить от жизни то, что не получил в детстве. Часто такие мужчины вообще не способны к долговременным отношениям и всю жизнь избегают брака.

Если же говорить о бессознательных установках, то здесь психологи ищут ответ в самой ранней истории человека, решившего отказаться от материнства или отцовства. Многочисленные исследования подтверждают, что на отношение к собственному материнству (или отцовству) влияет отношение матери к ребенку еще на этапе внутриутробного развития. Если беременность была нежеланная или имела искаженные мотивы («получилось случайно», способ удержать любимого, биологические часы, «рожай, а то разведемся»), то через много лет на подсознательном уровне это может поспособствовать выбору философии «свободы от детей» уже взрослого сына или дочери.

Слово мамам

Алина недавно родила третьего ребенка, а ее старшая сестра Анастасия детей не имеет и иметь не планирует.

— Настя с нежностью относится к племянникам и они искренне любят свою тетушку, — говорит Алина. — Но у сестры совсем другой склад характера, она фотограф, работает на крутую компанию, постоянно путешествует по миру и вряд ли способна просидеть дома больше недели. Как-то я оставила с ней моих маленьких сыновей на два часа, и, когда пришла, поняла, что ей было невероятно тяжело с ними без меня. Настя не создана быть матерью, но от этого она не становится плохим человеком. Тем более что я согласна с ней по многим вопросам, которые мы иногда обсуждаем, разговаривая о материнстве. Я также считаю, что рожать детей, чтобы укрепить семью, — эгоистично по отношению к детям. Тем более что дети не укрепляют семью — это не более чем стереотип. Семью укрепляют общие интересы, доверие и умение слушать и слышать друг друга. И уж точно не стоит рожать детей, «чтобы не чувствовать себя одинокими». Руководствуясь этим мотивом, не стоит заводить даже домашних животных. Неправильных мотивов множество: «У всех есть дети, и у меня тоже должны быть», «Потом будет поздно», «Чтобы мама перестала спрашивать, когда ждать внуков», «Чтобы увеличить жилплощадь» и т. д. Все это влечет за собой выстраивание неправильных связей между родителями и ребенком. А одна из самых опасных, на мой взгляд, установок — «Я рожу ребенка, и он достигнет большего, чем я». Ребенок не обязана исполнять ваши мечты и не должен становиться заложником ваших психологических проблем.

— Зачем же тогда надо рожать детей?

— Я бы сказала, ни за чем. Мне кажется, правильный мотив — просто желание привести в мир еще одну жизнь. Ощущение переполненности нежностью и любовью, которыми хочется делиться не только с мужем. Мне кажется, все отрицательные установки при рождении ребенка связаны с желанием что-то получить. И если родители этого не получают от детей (а они, скорее всего, не получат то, на что подсознательно рассчитывают), они испытывают негативные эмоции, разочарование. Им кажется, что родной ребенок им изменил. О каких здоровых отношениях родителей и детей можно говорить в этом случае? Правильная установка на материнство или отцовство — это желание бескорыстно отдать. Отдать маленькому человеку свои любовь, нежность и заботу. Если это есть — у вас есть шанс стать хорошими (читай: счастливыми) родителями, а у ваших детей — вырасти в гармоничной семье, где они будут не заботой и тяжелым крестом, а невероятным удовольствием.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Название в газете: Бяздзетныя… па ўласным жаданні

Выбор редакции