Вы здесь

«Ядерная» карьера. Как готовят будущих атомщиков


Минский энергетический колледж ежегодно будет готовить по специальности «Электрические станции» по 30 студентов-бюджетников, а в БНТУ в этом году появилась новая специальность «Проектирование и эксплуатация АЭС». Всего же с 2013 по 2020 год в стране выпущено уже более 950 специалистов, более 30 % из них работают на площадке строительства станции. Почему настолько важна высокая квалификация персонала для работы на атомной станции, где и как готовят специалистов и что ждет их после учебы? Ответы на эти вопросы во время круглого стола в БелТА дали эксперты.


Фото БелТА.

По опыту МАГАТЭ

Кадровый потенциал, необходимый для успешного развития атомной отрасли, в Беларуси уже сформирован — на таком мнении сошлись все участники круглого стола. Однако страна продолжит подготовку новых специалистов, чтобы создать профессиональный резерв для ядерной энергетики.

Решение о подготовке собственного персонала для ядерной промышленности было принято еще в 2007-м, до утверждения идеи строительства Белорусской АЭС. Минэнерго совместно с НАН Беларуси оценили, какие специалисты для этого понадобятся. При этом эксперты понимали, что «закрыть» все позиции молодыми специалистами не получится. Обязательно понадобится около 70 ключевых технических специалистов с практическим опытом работы на АЭС, напомнила Лилия ДУЛИНЕЦ, заместитель директора Департамента по ядерной энергетике Министерства энергетики.

Таким образом еще в 2008-м была разработана специальная государственная программа подготовки кадров для ядерной энергетики на 2008-2020 годы. Во время обучения специалистов в Беларуси опираются на международный опыт в сфере подготовки персонала, а также на знания, которые закумулированы в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ).

— При реализации своей ядерно-энергетической программы Беларусь использует методологический подход «Вехи», который специально разработан МАГАТЭ для стран, где строится первый реактор. Эта методология предусматривает создание соответствующей инфраструктуры ядерной энергетики, которая должна быть развита по 19 направлениям. И один из них — подготовка персонала. Этот аспект красной нитью проходит через все направления работы на АЭС, где требуются специалисты соответствующей квалификации. Именно поэтому вопросам подготовки персонала уделяется самое пристальное внимание, — подчеркнула Лилия Дулинец.

Для АЭС и энергосистемы

Из 950 специалистов, которых подготовили в Беларуси по пяти основным специальностям, третья часть попала на площадку строительства АЭС, еще одна — в организации, связанные с ядерной энергетикой и источниками ионизирующего излучения. Остальные — в смежные с ядерной энергетикой отрасли. Сейчас профильное образование, связанное с работой в ядерной области, получают около 500 студентов.

— Только в этом году на АЭС пришли 32 специалиста из ста выпускников. Передовик в этом направлении — БНТУ. Сейчас потребности станции в кадрах удовлетворены полностью, как и всей энергосистемы страны, — рассказал Николай МАРУДА, консультант управления высшего образования Министерства образования.

В рамках планируемой чуть ли не на век работы АЭС актуальными остаются вопросы периодической оценки безопасности ядерных энергоблоков, вывод из эксплуатации, обращение с отработанным топливом и другие. Поэтому потребность в обучении специалистов и пополнении инфраструктуры ядерной энергетики существует и впредь.

Согласно программе на 2021-2025 годы, 30 учащихся будут получать среднее специальное образование в Минском энергетическом колледже по специальности «Электрические станции». Это позволит в будущем иметь резерв специалистов до 500 человек. Речь идет уже о выпусках 2025-2030 годов, уточнил Николай Маруда.

За время действия госпрограммы БНТУ выпустил 187 инженеров-энергетиков по специальности «Паротурбинные установки АЭС», из которых почти сто распределены на работу на атомную станцию. Здесь же работают и выпускники других кафедр университета.

— В рамках Госпрограммы мы расширили лабораторную базу, закупили современное оборудование. За достойную работу МАГАТЭ подарила университету специальный тренажер для учебы, — поделился Николай КАРНИЦКИЙ, заведующий кафедрой «Тепловые электрические станции» энергетического факультета БНТУ. — Мы и сами учились, и студентов учили, подготовили свыше 15 пособий под грифом Минобразования, неоднократно повышали квалификацию в различных ядерных центрах. Наши студенты проходят практику на действующих АЭС, приобретают соответствующий опыт.

Время диктует новые условия, и в рамках существующей специальности профессионалам стало «тесно». Поэтому в этом году в университете появилась специальность «Проектирование и эксплуатация АЭС». «Вскоре станция заработает, и мы должны быть готовы ее эксплуатировать», — объяснил Николай Карницкий.

С 2016 года в рамках госпрограммы работает учебно-тренировочный центр АЭС. Его работу высоко оценили эксперты из МАГАТЭ и будут советовать подобную практику другим странам, подчеркнул Александр ЕРИН, заместитель начальника учебно-тренировочного центра БелАЭС:

— Мы разработали все необходимые требования к учебно-тренировочным сценариям, учебной документации и техническим средствам обучения. В частности полномасштабный тренажер, на котором эффективно учат персонал блочного пульта управления и другие локальные тренажеры.

Ежегодно в центре проходят практику до сотни студентов.

Ирина СИДАРОК

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.