Вы здесь

Как повышать познавательную активность школьников через образы и события прошлого?


Представьте себе, что перед вами разложили пять изображений с изображениями Эйфелевой башни, кенгуру, сердца, банкнота и силуэта женщины и предложили подумать, что их все может объединять. Такой прием ассоциативного ряда использует на уроках учитель истории из Ушачской средней школы Владимир ХАМЕНОК. На своем мастер-классе во время EdCamp Belarus — 2020 педагог рассказал, как ему удается повышать познавательную активность школьников через конструирование образов и событий прошлого.


Мiфiчны герой

Владимир ХАМЕНОК: «Легко ли запоминать множество исторических дат и событий? А если их визуализировать?»

— 90 процентов людей — визуалы, воспринимающие информацию со зрительных образов. Мы живем в мире гаджетов, и нас окружает большое количество информации. Все это создает проблемы для исторического образования. Когда мы смотрим телевизор или читаем какую-то литературу, то видим, что историческим событиям уделяется в последнее время очень много внимания. Но проблема в том, что даже взрослые, смотрящие исторический фильм, воспринимают увиденное как правдивую информацию, не говоря уже о детях, — говорит учитель. — В таких условиях довольно сложно сохранять научную объективность.

Конструирование образов, событий и персонажей исторической давности на уроках истории позволяет, по мнению педагога, повышать интерес у учащихся через их личное эмоционально-ценностное отношение к учебному материалу.

— Что такое образ? Это представление о ком-то или что-либо, отличающееся от стереотипов, возникает в индивидуальном порядке и не передается в готовом виде. Образы часто возникают на эмоциональном и когнитивном уровнях. Изучая историю, мы имеем дело не с реальным прошлым, а с образами истории. «Александра сложно представить живой исторической личностью. Кажется, что он, скорее всего, мифический герой. Александр был учеником мудрого Аристотеля, сторонником великого Гомера. Он был настолько красив, что первый в Греции начал брить бороду». О ком идет речь? — спросил у коллег Владимир Хаменок.— Правильно, об Александре Македонском. Опишите, кого вы сейчас себе представляете. Высокий, с атлетическим телосложением, красавец... Но это лишь образ, возможно, очень далекий от действительности. Для каждого исторического персонажа сегодня можно найти целую галерею портретов, в том числе и в кинематографе, и представить ее детям.

В начале учебного года, для того чтобы заинтересовать своим предметом учащихся, педагог пользуется авторским методом так называемого исторического яблока. Детям задается вопрос: «А сможет ли вся мировая история поместиться в одном яблоке?». И тут же объясняется: яблоко Евы, анатомическое яблоко Адама, эстетическое яблоко Париса, деструктивное яблоко Вильгельма Телля, гравитационное яблоко Ньютона, структурное яблоко Поля Сезанна, IT-яблоко Стива Джобса. Таким образом, на полностью визуальном предмете представлена вся всемирная история, что способствует запоминанию ее периодизации.

Самый известный белорус

Мнемотехника — один из приемов конструирования на уроках истории образов прошлого, упрощающий запоминание информации посредством составления ассоциативных связей и визуализации объектов. Легко ли запоминать множество исторических дат, событий, названий, терминов и понятий, присутствующих в школьной программе? А если их визуализировать, так будет запомнить проще?

После посещения «педагогического кафе» для всех оказалось настоящим открытием, что, оказывается, свободным можно быть не только в выборе домашнего задания.

Например, при изучении темы по истории Беларуси в седьмом классе «Восстание 1794 года» Владимир Хаменок изначально предлагает ряд ассоциаций с целью формирования одного образа: это Эйфелева башня, кенгуру, сердце, американский банкнот, женщина...

— Прошу учеников поделиться тем, что они видят, и их ассоциациями с этими изображениями, — предлагает педагог. — Сердце — это любовь, кенгуру — Австралия, долларовая купюра — Америка, башня — духи, любовь, Франция, женщина — Родина. А объединяет их все одна историческая личность — Тадеуш Костюшко. По картинкам дети запоминают этапы его жизни. Например, можно задать вопросы: «Что из вышеперечисленного является определяющим в жизни знаменитого земляка?» или «Какие мотивы были у Тадеуша Костюшко? Любовь, например, могла стать такой причиной?»

Есть мнение, что нашего прославленного земляка сделала выдающимся воином именно несчастная любовь. И что неизвестно, стал бы он национальным героем двух континентов, если бы ему разрешили жениться на любимой женщине. Опасаясь расправы, он бежит в Париж, затем направляется в Северную Америку, где принимает участие в войне за независимость. После возвращается на родину и становится героем восстания. А в Австралии именем героя названа самая высокая гора на континенте, которая является символом его славы…

Демократия не только на уроке, но и на мастер-классе...

Еще один метод — мультисенсорное восприятие — предлагает алгоритм, который педагог использует в работе с учащимися: образ — слово — действие. Метод мультисенсорного восприятия картины включает в себя ответы на вопросы. Задача учащихся — отвечать последовательно, так как в противном случае нарушаются логика и ход события.

— В девятом классе на уроке мировой истории по теме «Политическое развитие советского государства» в начале урока я предлагаю учащимся два варианта картины «Ленин провозглашает советскую власть на II Съезде Советов», — приводит пример Владимир Хаменок. — После этого учащимся предлагается ответить на следующие вопросы. Какое событие изображено на картине? В чем отличие картинок? Кто отсутствует на первой и на второй картине? Почему? Как сложилась дальнейшая судьба тех, кто отсутствует на картине? Этот метод развивает навыки работы с информацией из различных источников, поиска нестандартных решений, формирует устойчивый интерес к предмету, — говорит Владимир Хаменок. — Можно также предложить детям разные картины с Кастусем Калиновским, чтобы они поразмышляли насчет того, а какой образ национального героя более мифологический и почему? И соответствует ли он исторической действительности?

Помогите Анне Петровне!

Нужна ли в школе демократия? С такого вопроса, адресованного коллегам, начали свой мастер-класс на EdCamp-2020 доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ Михаил КУДЕЙКО и начальник Центра профессионального развития и инновационного образования АПО Елена РАДЕВИЧ. Демократическое образование — что это значит? Участникам было предложено поразмышлять над этими вопросами и дать ответ в конце «урока».

— Тот, кто думает, что демократия на уроке означает праздник непослушания — мол, что хочешь, то и делаешь, серьезно ошибается. Такое видение демократии — далекое от действительности, — подчеркивает Елена Радевич. — Начинать движение в эту сторону мы предложили бы с совместного определения учащимися правил взаимодействия в коллективе, составления, так сказать, Конституции класса. Например, высказывания каждого являются важными. Слушаем друг друга не прерывая.

На занятиях отключаем звук телефона. Оскорблять друг друга нельзя, улыбаться можно и так далее. Если дети сами устанавливают правила, они будут их придерживаться. Это их совместно принятая резолюция...

— А я хотел бы познакомить всех с такой методикой социального и психологического развития школьников, как кукла-личность, — предложил Михаил Кудейко, держа в руках условную героиню — куклу. — Это Анна Петровна — учитель с Высшей квалификационной категорией, ее педагогический стаж составляет 30 лет. Она очень любит свою работу и гордится тем, что она учительница. Ее трудовые достижения отмечены почетными грамотами. Несколько бывших учеников выбрали педагогическую профессию. Анна Петровна считает, что ее заслуга в этом тоже есть. В школе она имеет авторитет. К ней с уважением относится администрация, прислушиваются родители, так как считают хорошим и надежным педагогом. Но Анна Петровна решила поделиться с нами своей проблемой. Она считает себя творческим педагогом, поэтому на уроках старается использовать как можно больше наглядных дидактических материалов, презентаций и игр. Но в последнее время мотивация у ее воспитанников к учебной деятельности почему-то снизилась. Несмотря на то, что она тщательно готовится к урокам, чтобы сделать их более разнообразными и интересными, ученики не проявляют заинтересованности к их содержанию, совершенно неактивны в выполнении предложенных заданий.

Рэп в исполнении учителей, примеривших на себя роль учеников, оказался просто фантастическим!

Анна Петровна заметила, что дети с большей радостью и интересом «зависают» в своих телефонах на переменах, чем задают вопросы. Пыталась проводить беседы о важности знаний в жизни и с детьми, и с их родителями, но ожидаемого эффекта не достигла. Пыталась использовать стимуляционное оценивание, даже то и дело нарушая нормативные требования к выставлению оценок, но и это не дало результата, так как желание иметь высокий балл никак не согласуется с желанием работать на уроке. В последнее время Анна Петровна решила повысить мотивацию учеников через развитие воспитательной работы, разработала основательный план, включила в него интересные мероприятия, но и это не принесло плодов. «Каждый раз на родительских собраниях мы вместе обсуждаем проблему мотивации детей к учебе, но приходим к выводу, что они изменились, и кроме гаджетов их ничего не интересует. Я не знаю, что делать. Помогите мне», — просит Анна Петровна. Что вы, коллеги, посоветуете учительнице?

Участники мастер-класса не заставили ждать, хотя, не исключено, что кто-то из них мог увидеть себя на месте условной Анны Петровны:

— А вы спрашивали у учеников, что им интересно?

— Дети должны видеть смысл в том, что они делают на занятиях. Если это будет связано с их жизнью, с тем, что их беспокоит, интерес обязательно появится…

— Может, надо поискать проблему в себе? Анна Петровна, я очень советовала бы вам найти для себя еще что-то, кроме школы. Вы уже чрезмерно зациклились на своей работе и, возможно, становитесь не очень интересным человеком. Нужно, чтобы ученики видели у вас не только учителя с 30-летним стажем, а еще и интересную личность.

— А предложите детям самим провести такой урок, на котором им было бы интересно…

Выбор и ответственность

Михаил КУДЕЙКО: «Коллеги, что мы посоветуем Анне Петровне?»

— Многие учителя, как и наша Анна Петровна, «страдают» от того, что точно знают, как будет лучше. Но очень важно сделать шаг навстречу ученику и спросить у детей, а что интересно им? Выслушать, учесть их предложения. Возможность высказаться всем, быть услышанными, совместное принятие решений — чрезвычайно важная составляющая демократии, — подчеркивает Елена Радевич. — Но насколько ученики свободны в выборе формы и содержания урока?

— На самом деле они не имеют выбора даже в том, с кем сидеть за партой, когда поесть, в какой локации заниматься и во что одеваться, — с грустью констатировали учителя.

Но после посещения «педагогического кафе» для всех оказалось настоящим открытием, что, оказывается, свободным можно быть не только в выборе домашнего задания. Пример — тема «Круговорот воды в природе». В качестве главного «блюда» было предложено одно задание на выбор: можно было придумать и прочитать рэп с объяснением происходящего во время круговорота воды в природе, придумать или показать пантомиму или написать синквейн (короткое стихотворение, состоящее из пяти строк, не имеющих рифмы) об этом природном процессе.

Надо признать, что рэп в исполнении учителей, примеривших на себя роль учеников, оказался просто фантастическим!

— Возможность выбора — очень важна. Если она есть, мы формируем ответственное инициативное лицо. Выбор — это не только свобода, но и ответственность! — подчеркивают Михаил Кудейко и Елена Радевич. — Ученик знает, что он может что-нибудь предложить и будет услышан. Важный принцип демократического образования — систематическое ее применение, а не от случая к случаю, она должна стать вашей педагогической философией. Демократия — это осмысленный выбор. Выдающийся педагог Януш Корчак говорил: «Ничто не может быть построено без ребенка», а основатель Парижской демократической школы Рамин Фарханджи считал, что демократии нельзя научить, нужно повсеместно создавать условия, и она прорастет сама...

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото организаторов EdCamp Belarus-2020

Название в газете: Сусветная гiсторыя — у адным яблыку

Выбор редакции

Регионы

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Как мы березовый сок покупали на торговой площадке лесхоза и в лесничестве,

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.