Вы здесь

Ключевая идея Большого евразийского партнерства. Как экономика ЕАЭС учится адаптироваться к коронакризису


Важным международным событием минувшей недели на пространстве ЕАЭС стал видеофорум «Сопряжение Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь». Эксперты обсуждали интеграцию два дня в нескольких секциях. В первый день работали сессии, где рассматривали влияние торговли на экологию, цифровые решения в логистике и транзите, выясняли, как нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции и расширить финансовое сотрудничество ЕАЭС и КНР. Участниками сессий стало более тысячи человек.


В ок­тяб­ре сос­то­я­лась отп­рав­ка 2 ты­сяч ку­бо­мет­ров су­хой мо­лоч­ной продукции кон­тей­нер­ным по­ез­дом из Беларуси, ко­то­рый доставил то­вар на станцию Чисуму Китайской На­род­ной Республики, пре­о­до­лев бо­лее 7 ты­сяч километров за 14 дней.

Главным мероприятием форума стала министерская сессия «Глобальный экономический вызов: антикризисные меры по восстановлению национальных экономик после пандемии и возвращению в международную торговлю». Основные тезисы и идеи, которые высказали на этой площадке представители правительств стран ЕАЭС и Китая, читайте в материале обозревателя «СЕ».

Пандемия — катализатор изменений

Андрей Слепнев, член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии, в своем выступлении отметил, что ЕАЭС закончит год со спадом ВВП 3,2 %. И в этом нет ничего удивительного: из-за пандемии наметились значительные негативные тенденции в торговле. Прежде всего, пострадал экспорт минерального топлива, нефтегазовых ресурсов, продукции машиностроения, металлургии, химических удобрений.

«Есть и позитивные факторы: если мы анализируем сырьевой энергетический экспорт, он растет в физических объемах примерно на 2,5 процента, что немало. Мы надеемся, что по мере восстановления цен мы окажемся в лучшей ситуации. То есть, несмотря на снижение спроса, мы увеличиваем долю на рынке. То же делает и Китай», — сказал министр.

Андрей Слепнев отметил рост продовольственных поставок — с начала года они выросли на 5 %. Он подчеркнул значимость шагов Китая по предоставлению своего рынка для мясной продукции из стран ЕАЭС, заявив, что союз готов обеспечить продовольственную безопасность КНР как надежный поставщик востребованных, высококачественных продуктов.

«Ковид» министр назвал безусловным вызовом, к которому мировая экономика стремится адаптироваться. Пример тому — отсутствие повальных карантинов и локдаунов.

«Пандемия стала катализатором ряда изменений в логистике, в усилении цифровизации. Мы находимся в стадии перехода на новый технологический уклад. Пандемия стала катализатором перехода к новому технологическому, а значит, и экономическому укладу. Вместе с тем здесь есть возможность и риски»,— констатировал Слепнев.

Среди последних — обострение как политических, так и торговых конфликтов, раздробленность международной жизни в условиях парализации института Всемирной торговой организации.

Развитие регионального сотрудничества между ЕАЭС, Китайской Народной Республикой и Европейским союзом — платформа, которая создаст новые возможности для дипломатического общения, реализации важных транснациональных, мегарегиональных проектов, — утверждает министр.

Поэтому основной темой форума и выбран поиск инициатив, которые бы могли обогатить интеграцию ЕАЭС и инициативу «Один пояс, один путь».

«Мы видим здесь перспективы, конечно, и в «умных» технологиях, цифровых технологиях, упрощении регуляторики во взаимной торговле, ее цифровизацию», — перечислил возможности член Коллегии.

Он обобщил уже предложенные на секциях идеи — гармонизацию экологических стандартов, экологический документооборот между участниками международной торговли, цифровизацию пунктов пропуска, межотраслевой обмен данными, цифровые валюты, льготы по валютному регулированию при расчетах в нацвалютах, развитие агрологистики.

В тоже время между ЕАЭС и Китаем до сих пор существуют пошлинные сборы при торговле. По словам Андрея Слепнева, для истинно свободной торговли должны выспеть условия и экономики должны быть к этому готовы, реализовывая уже заключенные соглашения.

Китай остается главным стратегическим и торговым партнером государств — членов ЕАЭС в Азии, занимая первое место во внешнеторговом обороте. На Китай приходилось 20 % внешнеторгового товарооборота ЕАЭС. Из-за пандемии его сокращение между ЕАЭС и КНР составило всего 6,3 %.

ЕАЭС благодаря благоприятному географическому положению и общему регулированию мог бы стать экономическим мостом между Евросоюзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом. «Сопряжение ЕАЭС с Китаем, с одной стороны, и с Европой, с другой стороны, является ключевой идеей Большого Евразийского партнерства, к которому мы стремимся», — заявил министр.

Четыре антикризисных решения Китая

Ван Шоувэнь, заместитель министра коммерции Китайской Народной Республики, заявил, что именно соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС является важным достижением для стыковки инициативы «Пояса и пути» и ЕАЭС. Китайский чиновник предложил свои меры по преодолению кризисных явлений. Первое, расширение двусторонней торговли, второе — увеличение взаимных инвестиций, углубление сотрудничества в производстве и строительстве инфраструктуры, третье — усиление взаимосвязи железнодорожного пояса Китая и Европы, четвертое — расширение открытости рынков, сокращение мер по ограничению торговли.

Министр торговли и интеграции Республики Казахстан Бахыт Султанов настаивает на необходимости сохранения торгово-экономического сотрудничества и важности сопряжений стратегических инициатив для выхода из кризиса.

«Сегодня статистические данные демонстрируют наличие больших перспектив сотрудничества стран ЕАЭС и КНР. В прошлом году наш товарооборот составил 133 миллиарда долларов, увеличившись на 5,7 процента по сравнению с предыдущим. И в структуре взаимной торговли увеличиваются как экспорт, так и импорт», — сказал министр.

Замедление в этом году отразилось в следующих цифрах. Товарооборот за восемь месяцев едва превысил 79 миллиардов долларов.

Бахыт Султанов уверен, что именно приграничная региональная торговля способна быстрыми темпами помочь предприятиям восстановить экономический рост.

«Цели существующих инфраструктурных проектов государств — членов ЕАЭС схожи с глобальной инициативой «Один пояс, один путь» в стремлении привлечь международные инвестиции в основные транспортные коридоры, сопутствующие росту международной торговли. Отдаем приоритет экономическому и торговому сотрудничеству между странами Большой Евразии», — добавил представитель правительства Казахстана.

Он отметил, что «ковид» помог нарастить в этой стране онлайн-торговлю и развить сервис служб доставки. Теперь Казахстан ставит перед собой амбициозную цель: показатель доли электронной торговли должен составить до 15 процентов к 2025 году в рамках национального проекта развития торговли. При этом в Казахстане предусмотрен запуск цифровой платформы по защите прав потребителей по принципу «одного окна» в рамках нового закона «О защите прав потребителей».

Региональное сотрудничество как ответ на вызовы

Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Игорь Моргулов подчеркнул значимость вступления в силу торгового соглашения между ЕАЭС и Китаем. Он продолжил тезис Андрея Слепнева, что «ковид» стал катализатором и проводником некоторых положительных тенденций, среди которых — цифровизация, трансформация геополитического ландшафта, формирование более демократического мироустройства.

Замминистра назвал укрепление регионального сотрудничества главным ответом на вызовы: «Это проверенное временем средство. Мы занимались и в предпандемический период активным продвижением интеграционных процессов. Но сейчас сама жизнь вынуждает нас через региональную интеграцию и укрепление регионального сотрудничества искать ответы на вызовы».

Министр экономики Кыргызской Республики Санжар Муканбетов уверен, что для укрепления торговых отношений между Китаем и странами ЕАЭС необходимы сокращение барьеров, поощрение взаимного экспорта, создание совместных производств, дальнейшая реализация намеченных проектов в сфере торговли.

Он отметил также и роль электронной коммерции, в развитие которой Кыргызстан готовит инфраструктуру.

Санжар Муканбетов также назвал важным для страны строительство железной дороги, которая свяжет Китай, Казахстан и Узбекистан и станет стратегическим транспортным сектором Кыргызстана.

«Я думаю, реализация данного проекта позволит расширить возможности экспортного потенциала наших стран, значительно сократить расстояние перевозок экспортно-импортных грузов, увеличить экономический объем между странами — участницами проекта. Считаю, что наша интеграция должна и может стать дополнительным инструментом, направленным на обеспечение устойчивого развития и реализации целей стран союза и Китая», — отметил министр экономики Кыргызской Республики.

Постпандемический мир не станет прежним

Заместитель министра экономики Республики Армения Варос Симонян подчеркнул, что мир после пандемии не станет прежним и для нашего будущего нужно создавать новые условия. Странам, на его взгляд, необходимо адаптироваться к новым реалиям. «Считаю, что в скором будущем мы вернемся к прежней, но в то же время совсем другой реальности. Посткоронавирусный мир — это мир новых возможностей. Мы обязаны выйти из этой ситуации более сильными и более подготовленными к кризисным ситуациям, выступить с новыми предложениями и идеями», — сказал Варос Симонян.

Он заявил, что в контексте Евразийского союза важным представляется слаженное взаимодействие как на уровне союза, так и в индивидуальном плане, ориентированное на расширение многоформатного взаимодействия ЕАЭС с третьими странами и интеграционными объединениями.

Министр уверен, что инициатива Нового Шелкового пути может дать толчок к развитию и доступ к крупным рынкам не только странам с большой экономикой, но и малым государствам.

«Участие малых экономик в крупных проектах — это вкрапление, которое наделяет большие проекты необходимой гибкостью», — добавил он.

Первый заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь Александр Гурьянов отметил, что развитие отношений с Китаем является стратегическим направлением внешней политики Беларуси, а полномасштабное участие в реализации инициативы «Один пояс, один путь» сделает экономики государств-партнеров более устойчивыми к глобальным вызовам. В качестве евразийского центра по производству новых товаров и услуг предложено задействовать потенциал Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

Он также отметил, что Беларусь и Китай начали проработку соглашения о свободной торговле услугами в осуществлении инвестиций.

«Причем мы видим, что горизонты возможностей для сотрудничества могло бы расширить участие в софинансировании совместных проектов институтами Евразийского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций», — подчеркнул Гурьянов.

Также он настаивает на развитии транзитного потенциала стран ЕАЭС для Китая.

Мария ДАДАЛКО

Фото БелТА

Выбор редакции

Общество

Чем богаты белорусские недра

Чем богаты белорусские недра

Найти можно много чего-от соли до редкоземельных металлов.

Памяць

Необычная судьба Чериковского подпольщика Ивана Денисенко

Необычная судьба Чериковского подпольщика Ивана Денисенко

Его путь — свидетельство того, что подвиг, пожертвование, отечество — не пустые слова.

Регионы

Оршанский льнокомбинат — тандем традиций и ноу-хау

Оршанский льнокомбинат — тандем традиций и ноу-хау

Корреспонденты «Звязды» отправились на это уникальное предприятие, чтобы собственными глазами узнать о белорусском Лене и не только.