Вы здесь

Равенство человека и пчелы. Его утверждает бортницкое право, хотя его и нет на бумаге


Книга-альбом «Бортничество — связь времен» недавно увидела свет в издательстве «Четыре четверти». Издание является продолжением серии «Культурное наследие Беларуси», издаваемой с 2015 года при поддержке ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Ранее мир увидели пять книг-альбомов о разных традициях, обычаях, обрядах, сохранившихся на нашей земле. Полистав новое издание вместе с его создателями, мы узнали много интересного о древнем пчеловодческом деле.


Проводники в мире культурного наследия

— Каждый проект рождается по-разному. С этим изданием как получилось... Когда готовили книгу «Живая культура Беларуси», много работали с известным белорусским фотохудожником, членом правления народного фотоклуба «Минск» Альфредом Микусом. Именно он, когда мы упоминали в книге о бортничестве, рассказал нам, что этот промысел наиболее сохранился на Гомельщине. В этот регион два года ездили известные исследователи, фиксировали процессы и записывали разговоры с бортниками, — рассказывает директор и главный редактор издательства «Четыре четверти» Лилиана Анцух, она же является одним из авторов и составителем издания. — Взялись изучать тему, и выяснилось, что в 2020 году запланировано включение бортничества в список всемирного наследия ЮНЕСКО (материалы на включение белорусские бортники подали в Национальную комиссию Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО, так же у себя сделали и польские бортники). И вот тогда началась работа над книгой.

Бортничество — начальная форма культурного пчеловодства, основанного на разведении и содержании лесных пчел-боровок в искусственных дуплах (бортях). В Беларуси оно сохранилось как традиционный промысел с глубоким культурным контекстом. Он охватывает как конкретные практики по изготовлению колод, ульев, бортей, устройств и приспособлений, так и обширный слой знаний об окружающем мире, а также умения и знания, связанные с древо-, коже- обработкой, элементы нематериальной культуры — и все вместе можно рассматривать как культурный код сообщества, семьи и регионов. Книга-альбом «Бортничество — связь времен» вышла на белорусском, русском, польском и английском языках. К сотрудничеству пригласили исследователей Регину Гамзович и Ивана Осипова. Учитывая, что информацию готовили на четырех языках, присоединили к процессу лучших переводчиков.

Издание дает наглядное представление, как живет и сохраняется бортничество на Убортском Полесье. Можно узнать и обо всем процессе лесного пчеловодства, и об устройствах, которые для него нужны, а также ознакомиться с обрядами, традициями, и, что самое главное, увидеть и услышать самих бортников. Как отмечает Лилиана Анцух, больше всего ее удивляют люди, которые пронесли это занятие через всю жизнь и сейчас прилагают усилия, чтобы передать свой опыт новому поколению.

«Если пчела выживет, то и человек — будет...»

— В отличие от рамочников, лельчицкие бортники не привлекают рои. За исключением, если какие-то катастрофы происходят с их роями. Задача бортников — сделать из старого дерева, обветшавшего внутри, колодный улей, повесить его ,а тогда (это называется творение) его обрабатывают травами, без всякой химии, медовой жидкостью (она остается, когда варят воск), и пчелки летят на запах меда и трав. Работа в лесу на дереве происходит два раза в год — весной и осенью. Мед бортник имеет право взять только осенью и только тогда, когда пчелы уже нанесли его для себя на зимовку. А если не накопили, как в этом году, так как очень неблагоприятные были условия, то бывает, что бортник имеет и 30 ульев, но не будет иметь меда, иначе пчелы не выживут. Основная забота лельчицких бортников — это помочь пчеле существовать в естественных условиях, лесных и луговых, — объясняет специфику бортнического дела общественный эксперт в области нематериального культурного наследия Беларуси Регина Гамзович. — Здесь люди считают, что пчела от Бога. И если она исчезнет, то исчезнет и человек. Нам рассказывали, что когда произошла Чернобыльская катастрофа, наблюдали за пчелами и так решили для себя: если те выживут, то и человек будет жить. Почему создают пчелам условия, для чего их привлекают? Не только чтобы наносили меду (это стимул, но он не всегда оправдывается), а для того, чтобы на полях, огородах и в садах, где пчелки опыляют растения, все уродило. Потому что люди из этого живут. Считается также, что пчелы не только бортникам мед носят, а всем. И если есть хороший взяток, то люди делятся им не только со своей семьей, но и с друзьями, соседями.

Основной принцип бортничества в Лельчицком регионе в том, что деды и прадеды лесных пчеловодов передавали молодому поколению, например, инструменты. Здесь и топор, и пешня (железное долото с длинной массивной деревянной ручкой), и тесло (инструмент с полукруглым лезвием, используемый в длинном ремесле), и много другого.

Среди бортной начинки — лестница, дымарь — приспособление для отпугивания пчел дымом, жень (лезиво) — используется для укрепления пчеловода на дереве... Взаимоотношения в среде бортников издавна регулируются бортным правом, которое не существует на бумаге, а скорее напоминает негласный закон. Там оговариваются права на обладание пчелами и колодами, использование их как средства обмена или дарения, а также придается равенство человеку и пчеле. А чтобы обозначить свои колоды, то существовало издавна «бортное знамя» (знак) — выглядит как сочетание геометрических фигур разных видов. Раньше каждая часть бортного знака имела свое название, и в исторической литературе сохранились примеры таких названий: «заячьи уши», «соха», «рубеж» и другие.

Стоит отметить, что бортничество — это не только получение меда от диких пчел. Этот промысел напрямую связан также с производством воска, имеет связь со многими местными традициями и ритуалами. Например, вам расскажут, что свечу на свадьбу нужно сделать из воска от живых пчел, а для покойника — от умерших пчелок. Либо все мы знаем, что 14 августа в Беларуси отмечается Медовый спас, когда люди в церкви освящают мед и мак, а хозяйки готовят различные блюда с использованием этих продуктов. Так вот, люди старшего поколения из деревни Дзержинск помнят, как их матери в первый понедельник Спасовки (пост с 14 по 28 августа) пекли печенье «душики» — по количеству душ в семье, смазывали его медом и катали в золе... В том регионе вся традиционная культура связана с медом, воском, пчелой.

И сегодня лельчицкие бортники, среди которых Василий Сосновский из Руднища, говорят о главном: «Сейчас молодежь бросилась пчелами заниматься. Дай бог, чтобы и дальше так было. Это же от нашей земли, от наших предков, оно должно сохраняться». Бортники много всего знают, и опекаются пчелой, и учатся у нее трудолюбию. Это семейное дело, которое передается от старших к младшим в семье. но, если некому передать, то учат соседа, если видят, что из него будет толк.

Дело, которое должно сохраняться

—Бортничеству учатся не полгода и не год, а всю жизнь. Например, говорят «мой дед рассказывал, если весна будет теплая, без мороза, то значит, наберем меда», или что «каждые три года надо вылавливать соты старые, которые в голове колоды, чтобы пчела начала снова тянуть новые соты и дальше жила, и ей там было уютно». И бортник такие знания собирает и накапливает, — говорит руководитель учреждения развития традиционного бортничества «Братство босых бортников», член Студенческого этнографического общества, аккредитованного в ЮНЕСКО, Иван Осипов. — В бортничестве пчела не просто главная, она и сегодня имеет сакральный статус. Даже если она жалит бортника и умирает, то он ее не выбрасывает, а хоронит. И если пчелы умерли в колоде, то бортник выгребает этих пчел и хоронит в земле. Это и есть самое главное отличие, что бортник ставит на первое место пчелу, ее выживание. Например, если год плох на медосбор, то главное, чтобы пчелам осталось. Бортник постоянно наблюдает за окружающим миром и делает выводы. Если весна долгая и холодная, то это очень сильно сказывается не только на количестве меда, но и на количестве роев, которые будут роиться сами по себе. Но все равно летом бортники, чтобы не беспокоить пчел, могут подходить максимум на расстояние 10-15 метров, чтобы убедиться, что с колодами все в порядке. Иногда бортник много работает, смотрит пчел, подрезает сушь (сухие соты), но в итоге останется без меда.

Столетие назад ловкие бортники держали и по 500 колод. Безусловно, они не только сами занимались, но и нанимали людей для помощи. А уже ближе к нашему времени медосбор сильно изменился. Из-за тех же осушенных болот, из-за особенности лесного хозяйства. Ведь пчеле не посажен лес нужный, а тот, который традиционно растет в наших климатических условиях. И засушливый климат последних лет сказывается.

— В сегодняшних условиях очень сложно донести до современного общества саму ценность, сами принципы бортничества. Ведь потребительство очень сильно влияет на перспективы и на суть этой деятельности. Сейчас людям часто хочется всего и сразу. А промысел между тем интересен сам по себе как занятие, требующее физической активности, постоянного мышления, — добавляет Иван Дмитриевич. — Если мы говорим о промыселе, то сегодня еще сохранились традиционные механизмы передачи, остались еще носители разных возрастов. Однако перспектива двойственная: первое — сохранение промысла самими носителями в первозданном виде, в котором он им передавался, а второе — переход чисто в коммерческое русло, что сразу убивает суть бортничества.

Сегодня книга-альбом «Бортничество — связь времен» передана издательством в разные регионы Беларуси и за рубеж с целью распространения знаний об одном из наиболее древних промыслов.

Комментарий в тему

Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Лельчицкого района Наталья Гавриловец:

— Бортничество в нашем регионе и все, что к нему имеет отношение, — тема интересная, и у нас наблюдается к ней интерес. Но мы понимаем, что бортники — это не сотрудники сферы культуры, а люди абсолютно разных профессий, которые занимаются этим промыслом. Поэтому мы решили как-то объединить наших жителей и, например, в мае, когда отмечается Международный день пчелы, на базе агрогородка Симоничи начали устраивать праздник меда. Туда мы приглашаем всех пчеловодов, устраиваем дегустации, выставки и продажу меда, а также выставки соответствующей литературы, декоративно-прикладного искусства. Видим, что интерес со стороны как участников, так и посетителей высок, поэтому намерены проводить этот праздник ежегодно. Плюс у нас в Милошевичском лесхозе также собирают различные материалы, связанные с этой темой, для создания музея. В районном музее можно увидеть экспонаты, рассказывающие о бортничестве. Презентовали этот промысел и на форуме «Музеи Беларуси». Но понятно, что мы только в начале большого пути по популяризации упомянутого занятия. Мы стремимся активно сотрудничать со школами, чтобы у детей не только было представление о культурном наследии нашего региона, но чтобы они сами делались участниками определенных обрядов, промыслов. Думаю, так же будет и с бортничеством, но нужно время.

Елена ДРАПКО

Фото предоставлено издательством «Четыре четверти»

Выбор редакции

Общество

По всей стране наступило время школьных базаров

По всей стране наступило время школьных базаров

Скидки, рассрочки и широкий ассортимент.

Экономика

«Продам уютную квартиру, а куплю еще лучше». А про налоги вы не забыли?

«Продам уютную квартиру, а куплю еще лучше». А про налоги вы не забыли?

Одна моя хорошая знакомая решила улучшить свои жилищные условия — продать свою двухкомнатную квартиру и купить трехкомнатную.

Общество

Аромат лаванды манит на Ветковщину

Аромат лаванды манит на Ветковщину

Как выглядит «белорусский Прованс» , точно знают жители глубинки Гомельской области.