Вы здесь

Тонкости написания, или как восстанавливают древние шрифты


В Национальной библиотеке открылась выставка «Шрифт: litera in primo», приуроченная к 75-летнему юбилею белорусской государственной академии искусств.


— Очень часто в библиотеке мы говорим о содержании книги и художественной отделке — прежде всего обращаем внимание на обложку, на иллюстрации и нередко забываем о самом важном, на то, что издавна формировало образ книги, — на шрифт, — заметил во время открытия выставки заместитель генерального директора Национальной библиотеки Александр Суша. — На территории нашей земли шрифты всегда были очень важной частью книгописательной традиции.

Даже самые первые вставные рукописи ХІ–ХІІІ веков имели свои особенности. В дальнейшем сформировалась белорусская скоропись, которая отличалась от того, что имели соседи с Запада или с Востока. На основе давней рукописной традиции создавались уже шрифты для книги печатной. Вспоминая о наследии Франциска Скорины, задумываемся ли мы о том, что им была совершена настоящая шрифтовая революция? Шрифт Скорины удобочитаем по сравнению с существовавшим перед этим уставом или скорописью. Он очень хорошо понятен и легок для восприятия — почти без надстрочных и подстрочных значков, без пропусков.

Будный и Тяпинские попытались эту традицию развивать, но, к сожалению, в ХVI веке она прервалась. Белорусские издания более позднего времени читаются гораздо труднее и отходят от белорусской национальной традиции.

Для Беларуси было определяющим и ХХ век. Происходило формирование современного белорусского языка, его нормализация, создавались учебники, естественно, велась работа и над их графическим оформлением. К тому же после Октябрьской революции началась борьба с безграмотностью, выходило много журналов и книг. Естественно, на нашей территории происходит подъем шрифтового искусства. Многие живописцы того времени, как местные, так и приезжие, известны нам своими картинами, искусничают в том числе и над написанием букв. Особого внимания заслуживает еврейская шрифтовая культура — в 20-е годы творцы много экспериментировали, создали для газет, журналов и книг авангардные, очень яркие шрифты.

Если мы вспомним литературные объединения, например, молодняковцев, заглянем в белорусские газеты, сможем убедиться, как много было сделано и каков был поиск национального стиля, в том числе и в шрифте.

Современная Беларусь имеет уникальную школу шрифта, мастера графического искусства опираются на давние традиции, и, безусловно, на издания Франциска Скорины.

Благодаря работе студентов и преподавателей сегодня скориновский шрифт мы имеем в компьютерном виде.

Художник, дважды отмеченный дипломами имени Франциска Скорины, доцент, член Белорусского союза художников, декан факультета дизайна декоративно-прикладного искусства Белорусской государственной академии искусств Всеволод Свентоховский рассказал, что разработка шрифтов велась силами студентов двух кафедр примерно три года. Результаты масштабного проекта по оцифровке и реконструкции шрифтов изданий, выходивших сто лет назад и хранящихся в фондах Национальной библиотеки, представлены в экспозиции.

Шрифт также может влиять на слово — если его писать по-разному, изменяются смысл и посыл. Так, он может стать сообщением, посланием и даже художественным произведением.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Общество

«Здесь был...» Что писали пятьсот лет назад на стенах и камнях

«Здесь был...» Что писали пятьсот лет назад на стенах и камнях

Инна Калечиц — первый и пока единственный специалист в Беларуси, занимающийся эпиграфикой.

Общество

Какой хлеб любят в Беларуси?

Какой хлеб любят в Беларуси?

В советские времена торговля предлагала покупателю ограниченный ассортимент хлебобулочных изделий. В 1980-е даже в крупных магазинах было всего 3–4 наименования хлеба.

Общество

Дышать полной грудью. Мифы и правда о маммопластике

Дышать полной грудью. Мифы и правда о маммопластике

Представительницам прекрасного пола всегда хочется что-то изменить в своей внешности. И иногда женщины решаются на кардинальные шаги.